Сейчас мнемотехника для развития памяти повсеместно используется: в детских садах, школах, университетах, тренингах, обучающих курсах. Многие полагают, что это новейшие приёмы, позволяющие избежать старческого маразма и излишней забывчивости. Однако мало кто знает, что это древнее греческое слово (образовано от имени богини памяти Мнемозины) и наука, которой увлекались Аристотель, Джордано Бруно, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Так что же это за способы запоминания информации, насколько они эффективны на практике и как их освоить?
Что это такое
Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.
Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге, благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.
В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.
Приёмы мнемотехники
Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.
По начальным буквам
С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.
Рифмы
Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.
Созвучия
Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».
Визуализация
Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.
Визуальные ассоциации
Пространственное воображение
Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.
Зрительная память
Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.
Цифровые алгоритмы
Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.
Упражнения для дошкольников
Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка. Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию ― шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы ― идет дым из трубы»), потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).
Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.
Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша ― мы гуляем не спеша; шу-шу-шу ― дам малинку малышу; ши-ши-ши ― где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.
Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.
Упражнения для начинающих:
- «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.
- Игра «Сравни кубики». Задача ― научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.
- Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно ― один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.
- Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры ― подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.
- Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.
- Игра «Волшебники» ― помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов ― стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.
Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.
Методы
Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.
Цифро-буквенный алфавит
Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.
Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.
Буквенно-цифровой код
Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.
Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:
- 0 — м/н;
- 1 — г/ж;
- 2 — д/т;
- 3 — к/х;
- 4 — ч/щ;
- 5 — п/б;
- 6 — ш/л;
- 7 — с/з;
- 8 — в/ф;
- 9 — р/ц.
Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.
В мнемотехнике также используются другие методы:
- Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
- Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
- Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
- Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).
Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.
Виды
Если вы планируете использовать мнемотехнику, учтите один важный момент. Это целая наука, которая развивалась в течение нескольких столетий. У неё богатая история становления и в ней есть множество направлений. В одних и тех же книгах, посвящённых данному искусству, часто они переплетаются между собой. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к народным приёмам, другие — к классике. Такая разношёрстность приводит к отсутствию системы.
Не наступайте на эти грабли. Выберите одно из направлений в соответствии со своими целями, задачами и индивидуальными особенностями и осваивайте сначала его. Если дело пойдёт хорошо, потом продолжите заниматься по другой методике.
Народная
Приёмы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как прочно вошли в их жизнь, причём многие об этом даже не подозревают. Это те стишки с исключениями из правил, которые они учили в школе, набившая оскомину фраза про охотника и фазана с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символика на рабочем столе компьютера, алфавит — это всё коды для развития памяти, чтобы лучше запоминать и быстрее воспроизводить нужную информацию.
Акростих
Кто-то придумывает свои системы изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — всё это отражает суть бытовой, или народной, мнемоники.
Классическая
Это самая первая система мнемотехники, которая дошла до нас в письменной форме. Датируется она 86 г. до н. э. В то время она была неотъемлемой частью риторики. Ораторы пользовались ею, чтобы безошибочно и без запинок произносить длинные речи.
Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал за тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не могли воспользоваться приёмом Цицерона. Квинтилиан предлагал другие альтернативы запоминания информации, но не смог оформить их в отдельную систему. Однако именно они стали впоследствии основой для развития педагогической мнемотехники.
Педагогическая
Антипод классической мнемоники. Окончательно сложилась лишь в XVI веке, благодаря преподавателю Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе простым людям, поэтому оно получило широкое распространение. Здесь не требовалось составлять сложные зрительные ассоциации. Её основными приёмами стали:
- многократное чтение текста и повторение его вслух;
- его конспектирование;
- перерисовка иллюстраций;
- игровая деятельность;
- создание дидактики.
Методы педагогической мнемотехники используются в современной системе образования до сих пор.
Цирковая
Второе название — эстрадная. Узкий круг лиц (началось всё с цирковых трупп) создаёт свою систему кодирования материала. В ход может идти что угодно: язык, жесты, мимика, интонация. Задача — передать информацию от ассистента к исполнителю так хитро, чтобы этого никто не заметил. Данными приёмами сейчас активно пользуются мошенники, телепаты, экстрасенсы.
Спортивная
С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по мнемотехнике. У этого направления — особая специфика. Каждый участник является гуру в какой-то определённой сфере. Кто-то воспроизводит на память двоичные цифры, кто-то читает наизусть поэмы длиной в 300 страниц. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Лучшие в своём деле определяются по двум показателям: скорость запоминания и объём.
Современная
Главный представитель данного направления — мнемоническая система «Джордано». Она достаточно сложная, основана на научных изысканиях нейробиологии о головном мозге и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые её положения:
- развитие электрической (нейронной) памяти;
- мыслительная операция «Соединение образов»;
- понятия «Смысл запоминания» и «Точная информация»;
- ассоциации, состоящие из фундамента и вспомогательных элементов;
- система внутренней стимуляции полушарий мозга;
- многоуровневые схемы опорных образов;
- постоянная тренировка навыка запоминания.
Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев
Не помните, что было 5 минут назад? Виновата в этом наша кратковременная память. Что это такое и способы её улучшения — в нашей отдельной статье.
Примеры применения на практике
Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.
Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.
Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.
Русский язык
Математика
Другие предметы
Подобные приёмы и методы мнемотехники существуют практически для всех учебных дисциплин и сфер жизнедеятельности:
- в музыке — для запоминания последовательности нот;
- в правилах дорожного движения;
- в военном деле (формулы для точности попадания с учётом бокового ветра и скорости движения цели);
- в транспортной сфере (цвета навигационных огней на бортах самолётов и кораблей);
- в телефонии (номера, где цифры заменены буквами, соответствующие им на клавиатуре телефонов).
Бесценна мнемотехника при изучении иностранного языка. Она облегчит задачу и школьникам, и студентам, и взрослым. Правило OPSHACOM, например, значительно упростит понимание и запоминание каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед существительным в английском.
Запоминание иностранных языков
Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.
Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.
Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».
Как освоить
Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.
Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.
Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:
- направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
- типа памяти, развитием которой будете заниматься;
- приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
- авторской системы, в которой будете работать.
Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.
Для разного возраста
Для дошкольников
Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.
Для детей школьного возраста
Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.
Для взрослых
Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.
Запоминание имен и лиц
Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.
Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.
Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.
Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.
Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.
Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.
Лучшие книги по мнемотехнике
- Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
- Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
- Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
- Курт В. Мнемотехника.
- Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.
Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.
Беглое чтение — основа для быстрого получения информации
Ой, стоп-стоп. Перед тем, как вы начнете читать о основных приемах мнемотехники (или сразу после них, но обязательно) проверьте, пожалуйста, скорость вашего чтения. Без преувеличения можно сказать, что это краеугольный камень в начале любому обучению приемам скорочтения. Сделать это можно тут: . Инструмент быстрый и простой: читаете текст, отвечаете на вопросы, получаете сертификат с реальной скоростью чтения, делитесь им с друзьями.
Если захотите чуть более интенсивно погрузиться в эту тему, то можете почитать наш блог, изучить рабочие тетради для самостоятельного развития основ скорочтения у взрослых и детей или узнать больше про букнот — блокнот для осознанного чтения.