Каждый начинающий актер мечтает сразу выйти на сцену в серьезной роли и творить под звуки аплодисментов. Но мечтать, к сожалению, не достаточно, сценический триумф начинается задолго до получения роли и далеко не с читки пьесы, а с кропотливой и тяжелой работы. Ведь талант – это на 99% упорный труд и только на 1% божественная искра.
Конечно, сколько ни работай, без одного процента ста все равно не получишь, но и на одном далеко не уедешь. Чтобы блистать на сцене и в кино, нужно с самого начала четко понимать, что такое актерское мастерство.
С чего все начинается
Чтобы не услышать при первом же выступлении знаменитое «Не верю!» Станиславского, юноше или девушке, ступающим на тернистый путь жизни в творчестве, придется много работать над собой. В игре актеров важны не только истинные переживания, но и то, каким образом актер их выражает. Ведь можно хоть десять раз все чувствовать, быть на изломе, но зритель не увидит ничего, кроме вялых движений и непонятной, слабой мимики. Чтобы донести мысль или эмоцию до зрителя, нужно обладать выразительным актерским аппаратом, то есть телом и лицом.
Первое упражнение для начинающего актера, шахматиста или музыканта, естественно, будет самым легким. Но только добившись идеального исполнения, можно приступать к следующему заданию.
Во многих учебных заведениях, обучающих юные таланты по системе Станиславского, занятия по актерскому мастерству начинаются с выноса стула на сцену. Это задание часто вызывает недоумение у студентов, ведь они хотят стать актерами, а не рабочими сцены! Но только добившись легкости и точности в таком простом (на первый взгляд) упражнении, можно идти дальше. Всегда нужно с чего-то начинать, и вынос стула – это первый шаг на сцену.
Когда активность мышц сильнее отражается на лице
Когда активность мышц сильнее отражается на лице (фото: @roseinc) Чем ниже уровень увлажненности, а также упругости и эластичности кожи, тем более заметны на лице результаты активной мимики. Кстати, такой она может быть с рождения. Так, например, на тонкой и сухой кожи мимические морщины становятся очевидны уже в 25–30 лет, а иногда и раньше.
Мнение эксперта
Ксении Кузнецовой, врача-дерматолога, косметолога, врача первой категории клиники «СМ-Косметология» «На состояние кожи активно влияют внешние факторы: качество воды, загрязненность воздуха, климат с резкими колебаниями влажности и температуры. К их числу относятся и причины фотостарения — частое и длительное пребывание на солнце без солнцезащитных средств. Не будем забывать и о внутренних факторах: например, из-за гормональных изменений мимические морщины могут стать заметнее».
К числу факторов, увеличивающих вероятность раннего появления мимических морщин, относятся несбалансированные диеты и недостаток питательных веществ — все это негативно сказывается на коже.
Ботокс, лазерная шлифовка и контурная пластика: почему некоторые процедуры не дают эффекта? Читать
Артикуляция
Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.
Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.
Упражнения для мышц нижней челюсти
- Упражнение 1. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение.
- Упражнение 2. Выполнять боковые движения нижней челюстью, затем возвращаемся в исходное положение.
- Упражнение 3. Нижними зубами закусить верхнюю губу, держать на счет до 5-ти, затем расслабиться. И наоборот.
- Упражнение 4. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюстей (запомните это ощущение), расслабить мышцы и открыть рот.
- Упражнение 5. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом поочередно.
- Упражнение 6. Прикоснуться подбородком груди.
Расслабиться.
Мимика
Упражнения для мимики лица в актерском тренинге не вынесены в отдельную категорию. Но подвижная мимика не менее важна, чем подвижный артикуляционный аппарат. Ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту, а для выражения внутреннего состояния одних глаз не достаточно. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств с помощью мимики сопереживания не вызовет — она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя.
Чтобы развить мимику и придать подвижность чертам лица, достаточно просто покривляться перед зеркалом, изображать то радость, то грусть, то испуг, то злобу. Какие при этом работают мышцы, начинающий актер может увидеть в жизни – для этого им ведутся наблюдения, и все увиденное тщательно записывается в личный дневник.
МАСКИ
Владимир Высоцкий
Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал, Меня, должно быть, ловко разыграли: Крючки носов и до ушей оскал — Как на венецианском карнавале
Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться? Надеюсь я — под маскою зверей У многих человеческие лица.
Все в масках, париках — все, как один. Кто сказочен, а кто — литературен. Сосед мой справа — грустный арлекин, Другой палач, а каждый третий — дурень.
Я в хоровод вступаю хохоча, Но все-таки мне неспокойно с ними, — А вдруг кому-то маска палача Понравится, и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит, Любуясь сам своим лицом печальным? Что, если дурень свой дурацкий вид Так и забудет на лице нормальном?
Вокруг меня смыкается кольцо, Меня хватают, вовлекают в пляску. Так-так, мое обычное лицо Все остальные приняли за маску.
Петарды, конфетти! Но все не так… И маски на меня глядят с укором. Они кричат, что я опять не в такт, Что наступаю на ноги партнерам.
Смеются злые маски надо мной, Веселые — те начинают злиться, За маской пряча, словно за стеной, Свои людские подлинные лица.
За музами гоняюсь по пятам, Но ни одну не попрошу открыться: Что, если маски сброшены, а там Все те же полумаски-полулица?
Я в тайну масок все-таки проник. Уверен я, что мой анализ точен: И маска равнодушья у иных — Защита от плевков и от пощечин.
Но если был без маски подлецом, Носи ее. А вы? У вас все ясно. Зачем скрываться под чужим лицом, Когда свое, воистину, прекрасно?
Как доброго лица не прозевать, Как честных угадать наверняка мне? Они решили маски надевать, Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Дыхание
От правильного дыхания на сцене, как и в спорте, зависит половина успеха. В первую очередь с помощью дыхания создается посыл, который доносит звуки до самых последних рядов. Также упражнения для актерского тренинга включают в себя задания для увеличения объема легких. Не очень красиво и органично выглядит на сцене актер, который во время длинного монолога начинает задыхаться – это сразу «выбивает» зрителя, а вернуть его в спектакль очень сложно. Также актеру нужно уметь произносить слова четко и с посылом в тот момент, когда он делает различные акробатические трюки или физические упражнения. Удержать при этом дыхание на одном уровне довольно сложно, и этому тоже надо учиться путем выполнения определенных упражнений.
- «Воздушный шарик» — с помощью дыхания поддерживаем в воздухе воображаемый (или реальный) воздушный шар.
- «Дровосек» — резко выдыхаем одновременно с движением руками, как будто рубим дрова.
- «Лыжная гонка» — при каждом выдохе совершаем движения руками и ногами, как будто едем на лыжах, с длинным выдохом съезжаем с горы.
- «Свеча» — представляем, что на кончике указательного пальца горит огонек, своим дыханием гасим его, относя палец все дальше и дальше.
- «Присядка» — медленно (на 10 счетов) с выдохом садимся, внизу делаем вдох, так же медленно с выдохом встаем.
Упражнения для губ
- Упражнение 1. Растянуть уголки рта в стороны, далее – опустить вниз, потом – сделать губы вперед хоботком.
- Упражнение 2. Легкое покусывание верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами – верхней губы. Вернуться в исходное положение.
- Упражнение 3. Губы превратить в хоботок. Делаем круговые движения губами сначала в одну сторону 10-12 оборотов, дальше – в противоположную.
- Упражнение 4. Губы превратить в хоботок. Делаем движения губами справа налево.
- Упражнение 5. Надуть щеки, втянуть щеки.
- Упражнение 6. Надуть щеки. Поочередно “перекачать” воздух из одной щеки в другую.
Рекомендуем ознакомиться: Что такое эскалация конфликта
Расслабьтесь.
Движения
Хороший актер сейчас немыслим без полного владения своим телом. И в кино, и в театре ему может выпасть роль с непростыми трюками и немалой физической нагрузкой. Кроме занятий по актерскому мастерству, возможности тела развиваются еще на занятиях по сценическому движению. Они включают в себя общую разминку и растяжку мышц, снятие зажимов и скованности, акробатику, эквилибристику, отработку сценического боя, пощечин, ударов, поцелуев и так далее, часть циркового искусства. Все эти упражнения начинаются с простых разминок и заканчиваются сложными пластическими постановками, когда актеры выражают свои мысли без слов, только с помощью пластики.
Упражнение для начинающего актера, связанное с движением, в будущем поможет ему вызывать сопереживание зрителей, выражать мысли и эмоции всеми доступными способами: не только мимикой и голосом, но и пластикой.
Воображение
Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.
Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.
Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.
Почему появляются морщины на лбу даже, если мы не много удивляемся?
Морщины на лбу у большинства людей, как правило, появляются из-за мимической привычки «морщить лоб». Находясь в постоянном перенапряжении, мышца со временем укорачивается, оставляя глубокие заломы на коже.
Но иногда бывает, что у некоторых людей морщины на лбу появляются даже при отсутствии привычки «морщить лоб». Морщины в таком случае локализуются ближе к волосяному покрою.
Это обусловлено особенностью строения лобной мышцы. На самом деле, правильно ее называть затылочно-лобная мышца. Она состоит из двух частей: одна часть находится на лобной кости и называется — лобное брюшко, другая — на затылочной кости и называется затылочное брюшко.
Между собой части одной мышцы соединены апоневрозом, т.н. сухожильным шлемом (это волосистая часть головы). Именно потому, что часто затылочное брюшко оказывается спазмированно, начинают появляться морщины на лбу и чувство постоянного напряжения лба.
Поэтому, важно уметь расслаблять затылочное брюшко затылочно-лобной мышцы.
Очень хорошо помогает расслаблению массаж. Смотрите несколько приемов расслабления лица от Инны Нефедовской!
Полный курс массажа для лица, а также лицевой гимнастики и приемов для управления мышцами лица и контроля над эмоциями вы можете заказать по ссылке ниже.
«Кремлевская пластика: Золотые нити — Подтяжка без операций»
Разгладьте кожу, как в молодости! ДЕЛАЙТЕ ЗАКАЗ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Понравилась статья?
Поделитесь, нажмите на кнопку Вашей любимой социальной сети!