Диспраксия: симптомы, диагностика и способы лечения

Термин «диспраксия» происходит от «дис» и «праксис», что означает «нарушение» и «движение».

Праксис — сложный комплекс процессов, которые направлены на организацию полноценного двигательного акта. Это важная психическая функция людей. Она формируется при жизни, когда люди контактируют с миром. Эти процессы позволяют автоматически выполнять заученные движения. Такие как завязать шнурки, построить конструктор, положить вилку, написать предложение — почти все эти простые действия недоступны для того, у кого нарушен или не сформирован праксис. Однако такой человек не будет испытывать какие-либо ограничения в движениях, он не будет страдать параличами.

Термин «праксис» происходит от греческого «pragma» — «действие».

Причины задержки, нарушения в развитии

Из-за того, что некоторые отделы мозга функционируют недостаточно, появляется проблемы в области праксиса. Такие отставания в детстве появляются по нескольким причинам. Первая — произошло естественное повреждение головного мозга. Это необязательно травма, повреждение могло произойти и во время беременности. Благодаря которому нарушилось созревание левого и правого полушария мозга. Вторая причина — отсутствие деятельности, которая нужна в определенное время формирования организма для полного развития функций. К примеру, малыш в детстве много болеет соматическими заболеваниями. Он постоянно подхватывает различные инфекции, получает переломы. В последствии это приводит к высокой температуре и боли в суставах. Из-за этого он не может двигаться в той мере, которая необходима ребенку для полного развития. В дальнейшем у него появится несформированность движений, что приведете к диспраксии.

Артериальная и мануальная сферы при нарушении праксиса находятся под угрозой. Это связано с местоположением и совместной деятельностью моторных зон головного мозга, которые отвечают за реализацию трудных движений. Они находятся рядом друг с другом и отвечают за совместную работу.

В том случае, когда ребенку ставят диагноз «мануальная диспраксия», то с высокой вероятностью можно сказать, что у него появятся огромные трудности с речью и формированием мышления. В дальнейшем это заболевание может развиваться и перерасти в дислексию или дисграфию. Это значит, что у ребенка появятся трудности с формированием и развитием всех видов деятельности. Он не сможет построить план своих дальнейших движений, а также действий. Ему будет сложно переключаться с объекта на объект. Ребенок не сможет осуществлять «моторную программу» обычного человека.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Классификация

Диспраксию классифицируют по тому, какой участок мозга еще окончательно не развит, от двигательных нарушений при обследовании у нейропсихолога.

Классификация:

  • Эфферентная или кинетическая (пред моторная область левого полушария мозга — это у правшей) — сложности во время выполнения последовательных действий. Это выражается в трудности во время перестановки элементов местами или при переходе внутри моторной программы, так сказать «застревание» на некоторых элементах данной программы;
  • Афферентная или кинестетическая (У правшей — теменной отдел коры головного мозга в левом полушарие) — появление проблемы при отборе конкретных поз. Проявляется в таких областях, как мануальная, артикуляционная;
  • Если возникают трудности с ориентировкой своего тела в пространстве. Человек не может точно воспроизвести позу в пространстве. Простые понятия (лева и право), (вверх и низ) не сформированы — пространственная диспраксия (эти проблемы появляются в такой области головного мозга, как теменно-затылочная);
  • Если у человека возникают проблемы во время игры с пазлами или во время рисования, когда надо учитывать положение предметов в пространстве, то у него проблемы с конструктивного характера — конструктивная диспраксия;
  • Регуляторная — у человека отсутствует произвольная координация над своими собственными действиями. Не системные ошибки проявляются во многих областях праксиса.

Статья:

В переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Неспособность ребенка совершать последовательные целенаправленные движения. Артикуляционная диспраксия – неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую. В последнее время детей-диспраксиков становится все больше. Причиной тому – неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язычок на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Исправить это нарушение можно. Главное, соблюдать последовательность в коррекционной работе, плавно переходя от одного этапа к другому. Коррекция диспраксии может длиться не один год при систематических занятиях с логопедом. Виды диспраксии Выделяется два вида диспраксии – афферентная (кинестетическая) и эфферентная (кинетическая). Афферентная – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения – принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа. Эфферентная диспраксия – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут. Три вида праксиса Перед началом коррекционной работы важно знать, что существует три вида праксиса: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика. Всегда развитие малыша начинается с тела. Общая моторика – соматогнозис, способность совершать движения телом. Перед тем как научить говорить, надо научить его принимать ту или иную позу. Ребенок должен отпрыгать, отбегать, отползать, откружить свое, только потом научится говорить. В наш компьютерный век дети часто неполноценно проживают этот этап собственного развития. Не научились владеть собственным телом, сразу переходят на движения языком. Какая ему артикуляционная гимнастика, если страдает «физика». Ребеночек приходит научиться говорить, но не умеет кидать мяч, прыгать на двух ногах, не владеет собственным телом. Надо понимать, что отделы головного мозга развиваются поэтапно. Далее развиваем мелкую моторику рук. Это и зрительно-пространственная координация: глаз-рука. Сможет ли малыш пальчиками правильно просунуть предметы в узкое или круглое отверстие, выложить по образцу квадрат из счетных палочек, перебрать фасоль, вдеть шнурок в отверстие. Не умеет – учим. Артикуляционный праксис – способность переключать язык с одной позы на другую. Каждый звук речи имеет ту или иную артикуляцию. Собираясь произнести слово «кошка», наш рот уже заранее готов к вытягиванию и округлению губ для звука [о] после воспроизведения [к]. Эти движения очень быстрые, еле заметные, но к ним должны быть готовы и натренированы органы артикуляции. Членораздельность и ясность произнесения звуков называется коартикуляцией. Этапы коррекции диспраксии В коррекционной работе важно соблюдать все этапы и не перескакивать на следующий, пока не пройден предыдущий. Если нарушена слоговая структура слова, не надо начинать работать над звукопроизношением. Можно совмещать работу над тремя видами праксиса. Например, развивая общую моторику, можно подключить работу с пальчиками рук и проговариванием тех слогов, которые доступны ребенку. Общая моторика В работе все начинается с тела. Если ребенок плохо управляет телом, пальцами, нет смысла переходить к формированию артикуляционного праксиса. В самом начале учим ребенка пользоваться своими органами чувств. Для этого даем ему нюхать, трогать предметы, крупы, песок, пластилин, слушать звуки (как льется переливаемая вода, шуршит бумага, звенит колокольчик, стучат ложки, барабан и т.п.). Сенсорная интеграция нужна для улучшения соматогнозиса. В это понятие входит способность ребенка двигаться и управлять собственным телом. К 4 годам малыш должен без проблем прыгать на двух ногах, отталкиваясь одновременно, перепрыгивать через веревочку двумя ногами, стоять на одной ноге, ловить и кидать мяч, ходить по лестнице попеременным шагом. Если он этого делать не умеет, то начинаем развивать общую моторику на примере простых упражнений: повтори за мной – скрести руки, похлопай в ладоши над головой, за спиной, перед собой, постучи по плечам, по коленям. Не может повторить позу тела, не сможет повторять звуки и слоги. Чтобы ребенок научился чувствовать свое тело, можно дотронуться до его носа, щеки, губ и других частей тела. С закрытыми глазами он должен показать, до какой части дотронулись. Часто у неловких детей нарушено поведение, потому что они не чувствуют тело. Далее работаем на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Ребенок должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз и т.п. Любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом. Когда ребенок научится владеть телом, он должен учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставляем нитку в игрушечную иголку, кидаем мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполняем команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом учимся расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой и т.д. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?). При развитии пространственно-временных отношений на этом этапе сюда входит моторное планирование – определение последовательности не только предметов относительно друг друга, но и последовательности действий. Что сначала, а что потом. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию и только потом выполнить. Камешки можно заменить любыми предметами: игрушками, мячами, ложками, вилками. Даже во время одевания можно дать такую инструкцию: надень сначала куртку, а потом шапку. Постепенно усложняем инструкцию до трехступенчатой. При выполнении этих действий нейронные связи в коре головного мозга начинают меняться. Параллельно с развитием общей моторики можно подключить развитие фонематического слуха и проговаривание слогов. Для этого ребенок должен выложить ритмический ряд, можно из камешков, разноцветных кубиков, пуговиц, карандашей: красный, желтый, красный – продолжи ряд. Если последовательность соблюдена правильно, нажимаем указательным пальчиком на камешек. Например, красный – слог «та», желтый – «ня». «Та-ня, та-ня, та-ня, та-ня» и т.д. Можно брать и другие слоги: «ма-ме», «ва-та». Мелкая моторика Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Такой захват должен быть сформирован к 1,5- 2 годам. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука. Развитие мелкой моторики рук необходимо любому ребенку еще и для того, чтобы начать писать в 1-ом классе. Если пальцы слабые – писать будет медленно и коряво. Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, пишем крючочки, палочки. Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Используем те же камешки (ритмические ряды): на один камешек нажми указательным пальцем, на другой – кулачком. Пальчик-кулак-пальчик-кулак-пальчик-кулак. Учиться менять позы ладошками: кулак-ребро-ладонь. Параллельно учим ребенка простым ритмам: постучи ладошками попеременно по столу, по барабану, 2 раза по столу, один по барабану, громко, тихо, выделяем ударный слог. Важно также развивать зрительно-пространственную координацию: глаз-рука. Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. Далее в рамках развития временно-пространственных отношений переходим работать на плоскости (листе бумаги). Нарисуй круг справа от квадрата, треугольник под кругом и т.п. Такая ориентировка важна не только в плане развития устной речи, но и развития письма. Так как буквы начинаем писать с начала строки, в определенной последовательности в слове, не выходя за границы строки. Артикуляционная моторика Только после достаточного развития общей и мелкой моторики переходим к артикуляции. Есть движения языком статические и динамические. Нас интересует динамическая гимнастика, просим ребенка менять позиции «Трубочка»-«Заборчик», «Часики»-«Качели». Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к последнему этапу – работе над речью. Если ребенок говорит только гласные при афферентной форме диспраксии, значит, будем учить его переключаться с одного на другой: «и-у», «и-а». Только потом переходим к слогам с согласными. Сначала берем одинаковые – «ма-ма», потом разные открытые – «ма-ня», затем закрытые слоги – «ам-ам», «ат-ам», «ат-ум» и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-кву», «бда-бду», «мна-мну». Только в такой последовательности. При формировании переключаемости берем визуальные ряды: «та-ня-та-ня» («Ми-ша, ки-са, ды-ня»). Играем в игры: ищи в волшебном мешочке «ми-шу», «ки-ви», «ды-ню». Моем в ванне, что делаешь? «Мою кису, мою дыню». Можно прятать картинки под ковриком. Существует 14 классов развития слоговой структуры слова (по А.К. Марковой). 1 класс – слова из двух открытых слогов (мама, папа, дыня, лупа, киви) – самые простые слова. Начинаем работать над слоговой структурой с 1 класса. 2 класс – три открытых слога (монета, макака). 3 класс – один закрытый слог (жук, сук). И так далее с усложнением слоговой структуры по классам. 14 класс – четыре открытых слога (черепаха, пианино). Надо идти четко по классам, нет смысла перепрыгивать на несколько классов выше. Не требуйте от малыша произнести слово «черепаха», если он не может сказать «Ваня». При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше. Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово. В игровых заданиях нужно проговорить с ребенком слоги и слова как можно больше раз. Только многократное произнесение сможет сформировать речь. Надо сказать 10-30 раз одно слово, чтобы закрепить его. В процессе проговаривания важно соблюдать следующие этапы: сначала произносим слоги или слова сопряженно (вместе с малышом), затем отраженно (один говорит), потом самостоятельная речь. Пока не закреплен один класс слоговой структуры слова, мы не переходим на следующий. Нужно также использовать в речи глаголы. Начинаем с двусложных: «вижу», «несу», «мою». Научились говорить слова – переходим к фразам: «в ванне вода, жаба», «это ванна», «мою рыбу», «вижу пуму». Только тогда можно говорить, что этот класс слоговой структуры усвоен. Соблюдая четкую последовательность в работе, можно добиться отличных результатов.

Лечение

Лечить диспраксию нужно у нейропсихолога, невролога, физиотерапевта, дефектолога, а также логопеда. Бывает надобность в логопедическом массажа или обычном медицинском. Но обычного лекарства нет. Его просто не создали. Полностью вылечить данное заболевание нельзя, но можно его приостановить. Это проще всего делать после точной диагностики и конечно же обращения к опытному и квалифицированному специалисту. В большинстве случаев одного доктора будет мало. Здесь нужна системная работа нескольких профессионалов медицины.

Спорт — это жизнь. С этим заболеванием он еще и спасение. Ребята с диагнозом «Диспраксия» важно регулярно заниматься спортом: плавание, борьба, бег, метание разнообразных снарядов.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Что представляет собой недуг

Неуклюжесть, хаотичность движений, заторможенность, низкая моторика. Все это можно сказать о людях, страдающих этим недугом. «Dyspraxia» с латинского так и переводится — «синдром детской неуклюжести». Только характерен он не только для детей, но и взрослых.
Заболевание довольно серьезное и определяется в неврологии, как нарушение двигательных и речевых функций. Больные постоянно испытывают чувства беспокойства в связи с невозможностью полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, проблемами с опорно-двигательным аппаратом.

Люди, подверженные этому недугу, чествуют себя довольно глупо в повседневном мире. Некоторым пациентам диагноз диспраксия ставят уже в сознательном возрасте, 20-25 лет.

Диспраксия у взрослых

Это скорее артикуляционная диспраксия. Такое расстройство сопровождает человека всю жизнь. Диагноз ставится точно, а вот происхождение его ученые пока до конца не выяснили. Известно только, что при данном недуге имеют место повреждения определенных участков головного мозга.
Теперь уже установлено достоверно: дети диспраксию не перерастают. Если не заниматься ребенком, заболевание усугубится и перейдёт в более серьёзную стадию.

У взрослых чаще сохраняется моторная диспраксия, когда наблюдаются явные проблемы с почерком, невозможностью планировать свой день, отсутствием желания вставать рано и не опаздывать на работу.

Домашние дела, такие как обычная готовка и уборка у людей с таким диагнозом всегда вызывают неприятие, дискомфорт. Скорость и точность движений, координация нарушены. Автомобилем людям с таким диагнозом управлять категорически запрещено.

Взрослые с диагнозом диспраксия подвержены частым стрессам. Есть ситуации, когда в детском возрасте человек данным недугом не страдал, но в зрелом не может совладать со своими рефлексами и доктора вынуждены диагностировать диспраксию. Эта загадка ученому миру пока не понятна.

Диспраксия у подростков, школьников

Ленивые и неуклюжие дети – объекты повышенного внимания невропатологов и педиатров. Если движения ребенка неуклюжи, он не может совладать с собой, врач вправе усомниться в нормальном состоянии малыша и провести дополнительные обследования. Главные из них проводит невропатолог. Он изучает двигательную функцию малыша, его рефлексы и простейшие реакции. Если симптомы подтверждаются, ставится диагноз диспраксия.
Двигательные навыки таких детей существенно нарушены. Их поведение сильно отличается от реакций сверстников. Интеллект сохранен, но вот некоторые задачи вызывают сложности.

Ребенок и подросток, страдающий диспраксией, очень быстро находит общий язык со сверстниками, но нуждается в помощи, когда нужно применить мелкую моторику. К примеру, завязать шнурки или написать элементарное сочетание слов. На велосипеде такие дети ездить не могут ни в каком возрасте.

По статистике, расстройством координации движения страдают порядка 6% от всех новорожденных и 5-6% взрослого населения. Такой ребенок появляется в каждом классе. У большинства этих детей есть и сопутствующие недуги, например, дислексия – нарушение речи. У таких больных наблюдается более низкий уровень социальных навыков. Это значит, что они очень сложно проходят этапы социализации.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Прыжковый тест

Важно вовремя заметить эту проблему и обратиться к специалисту. Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии – прыжковый тест.

Прыгать нужно на двух ногах под счёт «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности: один – ноги в стороны, два – ноги перекрещены так, что левая нога впереди правой, три – ноги в стороны, четыре – ноги перекрещены, но теперь правая нога впереди левой.

Если ребёнок не может так прыгать, не соблюдает ритм под счёт, перекрещивает ноги, разворачивает таз, то обратитесь к неврологу.

Профессиональная помощь

При подозрении на диспраксию нужно провести обследование с целью уточнения диагноза и выяснения причин его развития. Помощь профессионалов будет зависеть от наиболее пострадавших в результате заболевания функций ребенка.

Мышление

При нарушении мыслительной деятельности помощь окажет детский психолог. Он поможет ребенку систематизировать и организовать его мышление. Благодаря помощи этого специалиста, ребенок обретет уважение к себе и уверенность.

Речь

При нарушении речи понадобится помощь логопеда, который предотвратит ухудшение и задержку речи.

Движения

Специалисты помогают ребенку развивать различные сложные движения, разбивая их на отдельные мини-движения и объединяя в дальнейшем.

Самостоятельная помощь

  1. Ребенка нужно поощрять и помогать в приобретении определенных навыков;
  2. Ребенка необходимо хвалить за все попытки выполнить задания, не обращая внимания на результат. Не напоминать о неудачах;
  3. Обязательно нужно соблюдать режим дня;
  4. Нужно ставить перед ребенком ясные и понятные цели, объяснять, как их лучше достичь;
  5. Нужно быть терпеливым к своему ребенку, давать ему достаточно времени на выполнение работы;
  6. Нужно самим выполнять действие и помогать ребенку в его повторении;
  7. Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Играйте, а не занимайтесь Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой

Причины


Коррекция диспраксии — постоянная работа родителей и специалистов
Кинетическая диспраксия
— моторный и артикуляционный тип недуга имеют ряд нестандартных причин. Специалисты связывают проявления недуга с неполным развитием нейронов, что имеет место в головном мозге.

Большинство исследователей склонны считать, что причины диспраксии кроются в генетической предрасположенности, когда оба родителя неполноценно развиты и страдают рядом недугов нервной системы.

Среди основных составляющих, способствующих развитию диспраксии:

  1. Микротравмы мозга, которые имеют место в период родов или в первые дни после рождения малыша.
  2. Мутации генетического плана.
  3. Недоношенность.

Самостоятельно помочь таким пациентам практически невозможно. Тут нужна концентрация сил специалистов разного уровня.

Признаки недуга

Симптомы заключаются в неловкости, постоянно проявляющейся неуклюжести. Дети в саду и школе постоянно смеются над такими сверстниками, а между тем, они требуют профессионального подхода в обучении и образовании.
Диспраксичные дети пассивны, отказываются от вовлечения в общее веселье. Они быстро устают и не хотят часто и помногу двигаться.

В числе явных симптомов заболевания:

  1. Чувствительность к прикосновениям, даже легким.
  2. Невозможность поймать мяч ни при каких обстоятельствах, даже с огромными усилиями.
  3. Падают на ровном месте.
  4. Не умеют рисовать, плохо читают.
  5. Не могут самостоятельно кушать до 5-6 лет, что является довольно поздними показателями развития.
  6. Демонстрируют крайне плохую память при сносном мышлении.
  7. Не могут поехать на велосипеде.
  8. Страдают географическим кретинизмом.
  9. Часто хаотично двигаются, когда не знают направления движения

У пациентов с диагнозом диспраксия нарушена осанка, имеются задержки в росте, особенностях развития. К примеру, ребёнок и в 2 года не может нормально ходить и даже сидеть. Он не концентрирует взгляд в одной точке, раздражителен, у него нарушен сон. О полноценном равновесии не может быть и речи.

Когда дело доходит до обучения, оно проходит весьма сложно, с трудностями и промедлением.

Диагностируют недуг в раннем возрасте. Если малыш не может элементарно самостоятельно одеться, нарисовать простейший предмет или даже животное, стоит показать его доктору-невропатологу

Примеры

Они состоят в очень явных и характерных проявлениях заболевания. Некий Марк из обычной семьи, чьи родители не страдали генетическими недугами, был очень медлителен и имел большие проблемы в координации и общении со сверстниками. Врачи быстро поставили диагноз и начали лечение.
При интенсивных усилиях родителей, общей физиотерапии и применении терапевтических методов, ребенок быстро пошел на поправку и частично восстановил двигательные функции, речь.

Симптомы диспраксии.

Проявления у всех разные. Обычно у детей с диспраксией можно встретить следующее:

— Поздно и тяжелее начинает ползать, сидеть, ходить, разговаривать. — Бег, прыжки и другая физическая активность даётся труднее, чем остальным детям того же возраста. — Требуется более длительное время для освоения любого вида деятельности. — Часто попадает в мелкие неприятности: роняет вещи, падает, ударяется и т.п. — Плохая осанка. — Нарушение пространственного восприятия, часто путает право/лево, спереди/сзади и подобное. — Трудности с визуальным восприятием, что приводит к проблемам с беглым чтением, письмом и способностью копировать что-либо. — Проблемы со слуховым восприятием, что мешает следовать устным инструкциям или понимать объяснения, легко отвлекает фоновый звук. — Речевые трудности: различные проблемы с речью и произношением, долго сосредотачивается, чтобы ответить на вопрос, даже если знает ответ. — Проблемы с самоорганизацией: часто забывает и теряет вещи, плохо следует инструкциям, трудно выполнять многошаговые задания (например, «полоса препятствий»).

В дальнейшем всё это способствует возникновению социальных трудностей: дети не могут нормально контактировать со сверстниками, не вписываются в компании, у них снижается самооценка, возникает тревожность и развиваются психологические проблемы.

Проверка велосипедом

Симптомы отличаются в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушения сосательного рефлекса, координации движений, проблемы с фиксацией взгляда и захватыванием предметов ладонью. В дошкольном возрасте обратите внимание на трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия. Ребёнок затрудняется ходить по прямой линии, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде, не может определить ведущую руку, удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте из‑за стресса, большой нагрузки, проблем в отношениях со сверстниками или учителями. У школьников она проявляется в неспособности овладеть материалом, хорошо написать диктант или просто списать текст. Из‑за этого нарушается психоэмоциональное состояние ребёнка, он становится тревожным, раздражительным, пассивным.

Лечение диспраксии.

В лечении принимают участие разные специалисты: логопеды, психологи и врачи. Профессиональная помощь всегда адаптируется под индивидуальные потребности. Родители тоже должны участвовать: создавать спокойную обстановку, хвалить и поощрять за успехи, быть терпеливыми. Придётся обучать малыша тем вещам, которые для других являются совершенно естественными. Но переживать не стоит: со временем ребёнок научится контролировать сложные движения, восстановится речь и моторика, появится навык саморегуляции.

Нужно понимать, что диспраксия – это состояние, которое остаётся с человеком пожизненно. Тем не менее, при грамотном подходе можно значительно сгладить проявления: ребёнок будет вести вполне обычный образ жизни и добиваться не меньших успехов, чем другие дети.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]