Карта первичного обследования речи
В коррекционную школу VIII вида обучающиеся поступают в течение всего учебного года.
Логопедические группы формируются в сентябре, но логопед проводит обследование речи всех вновь поступивших детей и определяет вид логопедической помощи, если ребенок в ней нуждается.
Предлагаю на этом этапе пользоваться картой первичного обследования речи (такой мини-вариант речевой карты), а при зачислении на логопедические занятия уже заполнять общепринятую подробную речевую карту.
В карте указываются общие сведения о ребенке, затем проводится первичное обследование речи.
Общее звучание речи включает в себя разборчивость речи, темп, плавность речи, характеристику силы голоса.
Строение и подвижность органов артикуляции: фиксируются отклонения от нормы в строении, объем артикуляционных движений.
Исследование понимания речи включает в себя: понимание инструкций; понимание контекстной речи; понимание простейших вопросов и вопросов косвенных падежей; понимание предлогов; понимание логико-грамматических конструкций.
Состояние звукопроизношения: произнесение ребенком того или иного звука, используя картинки.
Исследование слоговой структуры ведется по картинкам, названия которых отражают различную слоговую сложность. Фиксируются персеверации, элизии, перестановки, добавления звуков, слогов.
Исследование словарного запаса проводится в форме опроса по картинкам. Необходимо предъявлять как редко встречающиеся, так и часто встречающиеся слова. Проверяется знаний слов обобщений, устанавливается объем частей речи в словаре обучающегося.
Исследование грамматической системы включает в себя: употребление предлогов, изменение слов по падежам, различные виды словообразования, согласование различных частей речи.
Исследования связной речи: обучающемуся предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, осуществить пересказ текста, рассказанного логопедом.
Исследование письменной речи: исследуются рабочие тетради ребенка, проверяется написанный небольшой диктант, предлагается текст для чтения. В процессе обследования выявляется наличие специфических ошибок
В графе «Рекомендации» указывается: нуждается ли обучающийся в логопедической помощи, рекомендуемые виды занятий, зачислен он на занятия или поставлен на очередь.
Вострых Ольга Владимировна, учитель-логопед МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 58», Кемеровская область, г. Новокузнецк
- Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет
- Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста
- Характеристика воспитателя на ребенка (для обследования в ПМП Консультации)
- Презентация «Технология организации логопедического обследования в ДОУ»
- Речевая карта для школьного логопункта
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Журнал логопедического обследования
Журнал логопедического обследования удобно вести по форме, приведенной на с. 83. Сам журнал изготавливается из толстой тетради, которая разворачивается горизонтально. Логопед также может заносить результаты обследования в обычный классный журнал для педагогов школ.
Рекомендуется оставить свободное место на случай прихода в группу новых детей. В таком журнале хорошо видно состояние речи в динамике.
Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции). Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт. Обследование детей старшего дошкольного возраста проводится аналогично.
Преимуществом данного журнала является отсутствие необходимости ежегодно переписывать фамилии всех детей группы.
В примечаниях логопед делает отметки о переходе ребенка в другое учреждение, указывает дату зачисления или выпуска из логопункта, номер протокола, в котором зафиксирован факт зачисления (выпуска).
Логопункт ГОУ д/с № ________
____________________________
ЖУРНАЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
группы № _________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения ребенка | 20_ — 20_г Речевое развитие. Рекомендации | 20_ — 20_г Речевое развитие. Рекомендации | 20_ — 20_г Речевое развитие. Рекомендации | Примечание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 |
Речевая карта
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.
Речевая карта ребенка, прошедшего обследование[14]
Фамилия, имя ребенка ______________
_________________________________
Дата рождения
________________
Группа __________
___________________
Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное) _________________________
______________________
Голос (норма, хриплый, назализованный) _________________________
Темп (норма, брадилалия, тахилалия) _____________________________
Плавность(запинки, заикание) ___________________________________
Сила (норма, сильный, слабый, затухающий) ______________________
Строение речевого аппарата:
Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые) _______________________
Зубы (адентия, норма) __________________________________________
Небо (норма, высокое) _________________________________________
Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый) ___________________
Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный) ______________________________________________________
Уздечка (норма, укороченная, короткая) __________________________
Саливация (нормальная, повышенная) ____________________________
Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)
__________________________________________________________________
РА-ЛА-РА ____________ ША-ША-СА ___________
СА-ЗА-ЗА ____________ БА-ПА-БА _____________
ТА-ДА-ТА ____________ ДЭ-ДЭ-ДЕ _____________
КА-ГА-КА ____________ ТЕ-ДЭ-ТЭ _____________
ВЭ-ФЭ-ФЕ ____________ ЛЭ-ВЭ-ЛЭ _____________
Шапка и шубка — вот и весь мишутка ____________________________
_____________________________________________________________Оса боса и без пояса ___________________________________________
_____________________________________________________________
Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас ____________________
_____________________________________________________________
Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша __________________
_____________________________________________________________
У Лары красный шар и голубой шарф ____________________________
_____________________________________________________________
Выделение гласного:
в начале слова | в конце слова | в середине слова | ||||||
Алик | утка | Оля | шары | луна | молоко | лук | лак | сок |
Слоговая структура (нарушена )
______________________________________
Дети выпускали птиц из клеток _________________________________
_____________________________________________________________
С облепиховых веток осыпались листья ___________________________
_____________________________________________________________
В холодильнике много скоропортящихся продуктов ________________
_____________________________________________________________
Милиционер Валерий регулирует движение транспорта _____________
_____________________________________________________________
Милиционер __________ Строительство ___________
Кораблекрушение ______ Пуговица _______________
Аквариум _____________ Экскаватор ______________
Грамматический строй речи
Сущ. ед.ч. | Сущ. мн. ч. | Р. п. мн. ч. | Р. п. ед.ч. | Употребление предлогов | ||||
Стол | В | За | ||||||
Окно | На | У | ||||||
Лоб | Под | Над | ||||||
Ухо | К | От | ||||||
Стул | Между | Около | ||||||
Сумка | Из-за | Из-под | ||||||
Ведро |
Словообразование
Существительные с уменьшительно-ласкательным значением | Антонимы | ||
Дверь | Мягкий | ||
Гнездо | Далекий | ||
Река | Старый | ||
Утюг | Острый | ||
Палец | Узкий |
Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные | ||
Стул из дерева | Нос лисы. Чей? | ||
Стакан из стекла | Ухо собаки. Чье? | ||
Сумка из кожи | Лапа медведя. Чья? | ||
Дом из кирпича | Пальто мамы. Чье? | ||
Пакет из бумаги | Ботинки папы. Чьи? |
Связная речь:
Пересказ (С, В, Н[15]) ____________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) _______________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Рассказ по картине (С, В, Н) ____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Сформированность ведущей руки (латералиты) ________________________
_____________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Отсутствие ___________________________________________________
Замена _______________________________________________________
Искажение (м/з, увулярное) _____________________________________
Текст для проведения обследования: Пушистый заяц-беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и схоронился в глубокой норе под елью.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Г | К | X | Й |
Речевой диагноз в начале работы
_____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительный диагноз
____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации
______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ___________ 200____ г.
Логопед __
_________________
Сроки хранения документации
Как уже отмечалось выше, обязательная документация, составляющая финансовую отчетность, должна храниться в логопедическом пункте определенное время. Так, например, журнал учета посещаемости логопедических занятий; речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия, с прилагаемыми к ним тетрадями для проверочных работ; годовые отчеты о проделанной работе следует хранить до полного выпуска всех занесенных в эти документы учащихся с логопедического пункта, то есть 3 года.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся и список учащихся с нарушениями речи целесообразно хранить в логопедическом пункте до выпуска всех занесенных в журнал и список учащихся из школы, то есть 10 лет. Это объясняется тем, что эти документы содержат информацию о всех обследованных и выявленных учителем-логопедом учащихся с указанием принятых в отношении их мер и результатами кор-рекционной работы.
Паспорт логопедического кабинета находится и хранится в кабинете постоянно.
К другим видам документации жестких сроков хранения не предъявляется.