Аграмматизмы в речи: что это за состояние, заторможенность мышления и её причины

У детей речевые навыки формируются постепенно в возрасте, приблизительно, до 4 лет. Некоторые ошибки в речи присутствуют у малышей старшего дошкольного возраста. Со временем, при правильном общении окружающих людей оплошности в разговоре, восприятии текстов у детей исчезают.

Если сформировавшийся человек не понимает написанного текста, может назвать только несколько главных слов из прочитанной информации, плохо выражает свою мысль, в его речи отсутствуют глаголы, предлоги, союзы, следует обратиться к доктору.

Возможно, совокупность этих признаков является выражением болезни, имеющей название аграмматизм. Разновидностей отклонения несколько. Правильную диагностику может выполнить только квалифицированный доктор, после разностороннего обследования.

Что такое аграмматизм? Что такое параграмматизм? Что такое дисграмматизм?

Аграмматизм – это нарушение способности пользоваться грамматическим


строением речи. Термин аграмматизм (agrammatism) происходит от греческой приставка «а», означающей отсутствие признака или качества, и греческого слова grammata, означающего письмо, чтение. Синонимами аграмматизма являются параграмматизм, дисграмматизм. Некоторые пациенты неправильно называют это заболевание аграматизм.

Коррекция

Логопедические занятия необходимо начинать параллельно с медицинскими мероприятиями или непосредственно после них. Так, помощь слабослышащим детям, прежде всего, должна включать рациональное слухопротезирование, занятия с сурдологом. При ОНМК, повлекшем за собой афазию, требуется комплексная медикаментозная, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахилалии благоприятный фон для логопедической коррекции достигается с помощью физиотерапии, водолечения, курса массажа. Тактика речевой терапии определяется с учетом ведущего синдрома.

Совершенствование грамматического строя

Для формирования грамматического строя языка необходимо с раннего детства много общаться с ребенком, читать качественную детскую литературу, окружить его достойными речевыми примерами для подражания. Не следует повторять аграмматизмы ребенка, необходимо сразу исправить допущенные ошибки, произнеся правильный образец. Для речевого развития полезны грамматические игры, помогающие автоматизировать нормативные варианты словообразования («Один-много», «Большой-маленький», «Чего не стало» и др.).

Коррекция ОНР

Коррекционное обучение детей с ОНР проводится в специализированных логопедических группах ДОУ, начиная с 4 лет. Аграмматизмы должны быть преодолены к началу обучения в школе. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, формирует навыки словоизменения, словообразования, использования простых распространенных и сложных предложений. По мере совершенствования лексико-грамматических средств развивается связная речь, формируется умение составлять рассказ, пересказывать услышанное.

Параллельно устраняют фонетические пробелы, фонематическое недоразвитие, нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе работают над формированием элементарных навыков чтения, письма. В процессе занятий используют физкультминутки, артикуляционную гимнастику, фонетическую ритмику, упражнения для развития мелкой моторики, по показаниям – логопедический массаж.

Коррекция дисграфии

Поскольку письменные аграмматизмы являются следствием общего речевого недоразвития, их коррекция проводится по тем же основным направлениям. Дополнительное внимание на занятиях уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил производится не только в устных, но и письменных упражнениях.

Восстановительная работа при афазии

Различные виды афатических расстройств требуют дифференцированного подхода к речевой реабилитации. Для устранения импрессивного аграмматизма при семантической афазии ведется работа по преодолению нарушений пространственного восприятия, восстановлению понимания логико-грамматических конструкций. При сенсорной афазии больного учат понимать ситуативную речь, дифференцировать фонемы, грамматически правильно формулировать фразу.

После растормаживания устной речи у больных с моторными афазиями переходят к выработке правильных артикуляционных поз и переключений, преодолению грамматических искажений (составление развернутых предложений, правильное использование предлогов и союзов и пр.), восстановлению чтения и письма.

Основная задача при динамической афазии ‒ стимулирование речевой активности, тренировки в словоизменении, конструировании фраз различных синтаксических моделей. В целях преодоления аграмматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией проводится работа по расширению слухо-речевой памяти, составлению сложных предложений.

Как лечить аграмматизма, как вылечить аграмматизм, как избавиться от аграмматизма в Сарклиник?

Сарклиник знает, как лечить аграмматизм, как восстановить грамматическое строение речи, как избавиться от аграмматизма в Саратове. Новые рефлексотерапевтические методы лечения помогли избавиться от аграмматизма многим нашим пациентам. Эффективное лечение дает отличные результаты, пациенты (дети и взрослые) восстанавливают способность пользоваться грамматическим строением речи. На нашем сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно доктору и получить краткий ответ по лечению аграмматизма.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Акалькулия, дискалькулия, лечение акалькулии

Яктация, качательные, кивательные движения головы, туловища, тела

Тики, нервный тик, лечение, гиперкинезы, гиперкинез лечение

Парасомния, болезни во сне и при пробуждении

Вегето сосудистая дистония у детей, лечение ВСД в Саратове

Комментарии ()

Диагностика

Выявление аграмматизмов на письме и при устном высказывании осуществляется логопедом-дефектологом в ходе педагогического обследования. Для оценки состояния ВПФ требуется консультация нейропсихолога. Общий диагностический план складывается из следующих этапов:

  1. Диагностика устной речи.
    Первоочередное внимание уделяется обследованию лексики и грамматики. Исследуется словарный запас, навыки образования слов с помощью префиксов и суффиксов, изменения слов по числам, родам, падежам. Даются задания на пересказ текста, составление рассказа по сюжетной картинке и серии картинок. Всестороннее обследование позволяет выявить морфологические аграмматизмы.
  2. Диагностика письменной речи.
    У школьников изучаются письменные работы. Учащимся предлагается составить предложения по картинкам и с опорными словами, написать изложение. При выполнении письменных заданий, как правило, обнаруживаются синтаксические и семантические аграмматизмы.
  3. Обследование при афазии.
    У больных с афатическими расстройствами исследуется понимание речи (вопросов, инструкций) и способность к высказыванию (автоматизированная, повторная, спонтанная речь, называние предметов, составление рассказов). Анализируется способность к письму и чтению. При обследовании может выявляться экспрессивный или импрессивный аграмматизм.
  4. Нейропсихологическая диагностика.
    В рамках нейропсихологического подхода оценивается способность индивида к программированию, регуляции и контролю речевого акта, особенности переработки слухоречевой, зрительно-пространственной информации. При наличии аграмматизмов выявляются нейродинамические нарушения, участвующие в организации речевой деятельности.

Коррекция аграмматизма

Предвосхитить неприятность можно

Для предотвращения появления аграмматизма очень важен нормальный неонатальный период формирования ребенка. Неврологические расстройства будущего ребенка могут формироваться при тяжелой беременности, усугубленной инфекционными или другими заболеваниями.
Правильный образ жизни, регулярной наблюдение у внимательного доктора будущей мамы – залог рождения здорового малыша.

Аномалии в функционировании клеток головного мозга могут появляться у взрослых людей вследствие перенесенных заболеваний, нарушения кровообращения. Превентивная мера – внимательное отношение к собственному состоянию здоровью, применение в каждодневной практике общеукрепляющих процедур, формирование привычек здорового образа жизни.

Состояние больных при аграмматизме можно существенно улучшать, вплоть до полного выздоровления. Успешное лечение возможно при своевременном обращении к специалистам, неукоснительном соблюдении рекомендаций доктора.

Что такое общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка

Некоторые родители сталкиваются с проблемой речевого отклонения у своих детей. Если поставлен диагноз общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка, что это такое надо разобраться в первую очередь.

Дети с нарушением речи

Когда у детей наблюдается недостаточное развитие грамматических, синтаксических и фонетических компонентов речевой системы при нормальном слухе и сравнительно хорошей памяти, диагностируется ОНР КОД ПО МКБ 10.

Речевые отклонения 3 уровня являются самыми распространенными в нынешнее время. Чаще всего диагноз ставится дошкольникам. Малыш часто говорит несвязно, заменяет местами слова и допускает ошибки в построении словесных форм, у него наблюдается дисграфия и дизартрия.

Обратите внимание! Происходят отклонения в результате нарушений ассоциативного ряда, а также из-за общего непонимания простых правил в речевой постановке.

Основные характеристики речи ребенка с ОНР 3 уровня

Диагноз ОНР ставится детям с нормальным уровнем развития интеллекта, который полностью соответствует возрасту, и не имеющим физиологических проблем со слухом. Логопеды характеризуют таких детей, как не владеющих фонетическим слухом и не различающих отдельные звуки. В результате этого они понимают смысл сказанного в искаженном виде.

Для общего недоразвития речи 3 уровня у ребенка характерны искажения следующих речевых навыков:

  • словообразование;
  • звукообразование;
  • смысловая нагрузка слова;
  • грамматический строй.

Проявляется отклонение в том, что разговор дошкольника малопонятен и неразборчив, происходит грамматически неправильное построение фраз, а речевое взаимодействие имеет низкую активность. Ребенок плохо запоминает и произносит новые слова, словесное обобщение затруднено, а внимание рассеяно.

Третий уровень ОНР

Постановка диагноза

Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:

  • общее состояние человека,
  • его психологический и неврологический статус.

При общении специалист оценивает:

  • темп речи;
  • разнообразие употребляемых синтаксических форм;
  • правильное использование падежей, склонений в речи;
  • наличие союзов;
  • присутствие предлогов в диалоге и монологе при описании наглядного объекта.

При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.

Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.

Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.

Формы нарушения

Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:

  1. Импрессивный характеризуется непониманием речи полностью или частично. Корень имени прилагательного в названии обозначает в переводе с английского «восприятие». Изменения работы клеток головного мозга не позволяют звуковому сигналу трансформироваться в мысли, образы.
  2. Экспрессивные нарушения выявляют при невозможности использовать в речи предлоги, склонения, падежи; при неправильном или неполном оформлении произносимых предложений. Корень имени прилагательного в данном названии имеет смысл в переводе с английского «выражение». Проблемы с функционирование локальной зоны головного мозга препятствуют превращению мысли в речевую фразу. В зависимости от местонахождения проблемного участка возникающая речевая аномалия (афазия) может иметь сенсорный или моторный характер.

Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.

Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.

Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.

Методы лечения

Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.

Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.

Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:

  • механически;
  • термически;
  • электрическим разрядом;
  • лучами лазера;
  • электромагнитными волнами;
  • фармацевтическими препаратами;
  • имплантацией инородных элементов;
  • комбинированием техник.

Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.

Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.

Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.

Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.

Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.

Что такое общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка

К грубой форме нарушения речи в детском возрасте, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции, относится ОНР 2 уровня. В таком случае нарушение речевого развития у детей характеризуется следующими проявлениями:

  • ребенок изъясняется простыми фразами, при этом допуская множественные вербальные ошибки;
  • словарный запас беден;
  • не сформированы навыки словоизменения и словообразования;
  • сильно нарушены фонематические операции и звукопроизношение.

Программы по развитию речи в ДОУ в соответствии с ФГОС

Что лежит в основе ОНР

Причиной возникновения общего недоразвития речи у детей могут стать как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним относится:

  • сложное течение беременности;
  • возникновение гипоксии во время беременности или родов;
  • родовые травмы;
  • зпр;
  • дизартрия;
  • черепно-мозговые травмы в детском возрасте;
  • частые болезни;
  • общее ослабление организма;
  • наследственность.

Обратите внимание! Что касается внешних факторов, то к появлению недоразвитости могут привести неблагоприятные домашние условия, дефицит общения с родителями.

В большинстве случаев причиной становится сочетание различных факторов.

Определение ОНР

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]