В словаре Даля
ж. греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящийся. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по глаг. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.
Значение слова риторика
В поэтике (концепция Ю. Лотмана) термин риторика употребляется в лингвистическом значении как правила построения речи; в семантическом – как «риторика фигур»; а также как «поэтика текста», метариторика определяется как «теория творческого мышления».
Под словом риторика понимается в настоящее время и то, что называли уже древние греки и о чем написал свою «Риторику» Аристотель, и то, что называют точно так же некоторые представители направления, именуемого порой постструктуральным, нетрадиционная риторика старше новой на двадцать пять столетий и заслужила, следовательно, право на свое имя, а значит, и у меня есть право не объяснять, почему я пользуюсь этим, а не другим исследовательским инвентарем.
Риторика Ломоносова тоже была великою заслугою для своего времени; если она теперь забыта, то не потому, чтобы мы имели риторики выше ее по достоинству, а потому, что теперь риторика, в том значении, какое дают ей, как науке, научающей красно писать, сделалась исключительным достоянием педантов, глупцов и считается за такую же науку, как алхимия и астрология.
Кошанский: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель.»[47, 8]
Таким образом, важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т. е.
Но не стоит обманывать самих себя, считая, что связанная с уходом риторика – это нечто большее, нежели просто риторика.
Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная риторика предусматривает использование этих общих принципов в определенном общении, в подготовке к конкретным выступлениям (протокольно-этикетным, развлекательным, информационным, убеждающим).
Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т.
Вследствие этого-то риторика и принимает вид политики и люди, считающие риторику своим достоянием, выдают себя за политиков, вследствие ли невежества, или шарлатанства, или вследствие других причин, свойственных человеческой природе.
В словаре Энциклопедии
(греч. rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.2) Риторика музыкальная — музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (см. в ст. Фигура).
Риторика — это…
Слово «риторика» имеет античные корни. Впервые оно было использовано ещё в Древней Греции. Буквально лексема ῥητωρική переводится как «ораторское искусство». В свою очередь оно восходит к слову ῥήτωρ – «оратор».
Важно понять, что в современной терминологии такие понятия, как риторика и ораторское искусство не равны, хотя первоначально действительно обозначали одно и то же. Риторическая наука в ходе развития вобрала в себя теорию прозы и аргументации.
Итак, на данный момент актуально такое определение:
Риторика – это наука, которая изучает искусство речи, закономерности порождения, передачи и восприятия высказывания.
В отличие от остальных дисциплин, в широком понимании восходящих к филологии, риторическое учение несет в себе другие ценности. Оно в первую очередь направлено на решение прикладных задач.
В древности (в том числе и на Руси) эта дисциплина подразумевала не только владение языком, но и применение этого владения в благих целях – для приведения к добру, наставления на путь истинных.
Русские использовали исконную лексику для обозначения этой науки – слова красноглаголанье, благоязычие, доброречие…
Умение говорить: Кому это нужно?
Несмотря на то, что личному общению мы уделяем времени все меньше и меньше, а гаджетам доверяем все больше и больше, можно назвать множество ситуаций, когда навыки красноречия необходимы.
Самый простой пример: вам нужно провести презентацию для деловых партнеров. Да, конечно, подчас никаких презентаций не требуется и при заключении сделок можно обойтись электронным письмом. Но наверняка вы можете вспомнить пару-тройку ситуаций, когда, например, необходимость публично рассказать о своей компании или выпускаемой продукции вызывала у сотрудников острый приступ паники — по той простой причине, что они были не уверены в своих риторических навыках. Или когда неуверенное, скучное, вялое выступление представителя компании отбивало у потенциальных клиентов всякую охоту иметь с ней дело…
«Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием» (Цицерон)
Наверняка, если вы вспомните свои студенческие годы, сможете назвать имена преподавателей, лекции которых с увлечением слушал и даже отъявленные лентяи. Просто потому, что профессор или доцент блестяще владел искусством слова, «видел» аудиторию, умел контактировать с ней (да-да, это необходимое умение, и о нем мы тоже обязательно поговорим!). И, к сожалению, в памяти многих из нас сохранились. нет, не лекции, а воспоминания о том, как на этих лекциях мы мучительно пытались не уснуть и запомнить хоть что-то. А лектор в это время, опустив глаза долу, невнятно бормотал, переходил с пятого на десятое и всем своим видом выражал отвращение к происходящему. Да, многие учебные заведения уже имеют в своем арсенале видеозаписи лекций, и далеко не всегда нужно посещать «живое» занятие. Но ведь аудио- или видеолекции также могут быть как удачными, так и не очень.
Гай Юлий Цезарь в юности обучался искусству красноречия, но, по свидетельству многих античных историков, не довел курс обучения до конца. Он решил, что там, где ему не хватит риторических способностей, — за него все скажут его легионы. Впрочем, литературное наследие римского владыки говорит о том, что он, несомненно, был талантливым оратором и писателем
Возможно, у вас созрел и еще один аргумент: «Но ведь многие уже давно отучились и, например, работают удаленно! Благодаря современным технологиям можно обеспечивать себя, вообще не выходя из дома! Какое мне дело до красноречия и умения правильно выстраивать процесс коммуникации?» Так, да не так. Вспомните, сколько раз вы возмущались, например, косноязычной инструкцией к бытовой технике, сколько раз не могли определиться с местом летнего отдыха из-за коряво составленного описания тура, сколько раз не могли добиться четких и логичных инструкций от руководителя… А ведь все это имеет прямое отношение к искусству риторики! Ведь даже если текст не предназначен для того, чтобы произносить его публично, необходимость грамотно и логично его составить никто не отменял.
Да и в обычном повседневном общении человек, умеющий красиво, увлекательно и ясно излагать свои мысли, гораздо более приятен, нежели угрюмый тип, не способный связать двух слов. (Будем все-таки исходить из того, что мы не проводим всю жизнь в четырех стенах и время от времени «выходим в свет».) Еще древнегреческий мудрец Аристотель (кстати, сделавший очень многое для развития античной риторики) говорил: «Человек… есть животное общественное». Пока на Земле существует человеческое общество, нам будут нужны и навыки общения. Право слово, этот закон справедлив со времен Аристотеля!
Ну как, удалось нам вас убедить?
Дело государственной важности
Петр I требовал от приближенных не только четкости и ясности докладов, но и владения предметом. Чего стоит хотя бы его указ 1703 года: «Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была!»
Больше, еще больше информации!
Конечно, ни в наши дни, ни пятьсот лет назад не каждому было суждено стать полководцем или государственным деятелем. Но роль красноречия в прошлом была существенно выше, чем сейчас. Почему? Очень просто: мы, люди XXI века, пресыщены информацией. Мы смотрим фильмы, слушаем новости в радиоэфире, читаем ленты информационных сайтов. На нас ежеминутно вываливаются гигабайты фотографий, статей, сообщений, музыкальных треков. Многие из нас сталкиваются с вербальным общением разве что за школьной партой или в университетской аудитории. Одним словом, мы можем получить огромный объем информации, не прибегая к общению с глазу на глаз. При этом качество собственно текста отходит на второй план — во многих случаях текст заменяется видеороликом, снимком, инфографикой.
А у жителя средневекового города или греческого полиса порой не было иной возможности узнать последние новости, кроме как послушать оратора или глашатая. В распоряжении этого человека не было фотографий и видеозаписей, он мог полагаться только на свое красноречие. Напомним, что грамотных людей тогда было немного, поэтому даже письменные источники информации не всегда могли в полной мере выполнять свои функции.
«Читая авторов, которые хорошо пишут, приучаешься хорошо говорить» (Вольтер)
Правильно и убедительно говорить учились адвокаты, преподаватели, религиозные деятели, политики… Кстати, именно в политической борьбе умение защищать свою точку зрения и привлекать единомышленников не теряло актуальности никогда: например, многие исследователи убеждены, что в годы Гражданской войны в России победа осталась за «красными» не в последнюю очередь благодаря грамотной, очень наглядной и великолепно организованной агитации.
«Но позвольте, — можете сказать вы, — сейчас-то уже не Средневековье и, к счастью, не времена Гражданской войны! Тем более что многие политики и общественные деятели давно уже предпочитают не выступать с трибуны, а использовать для пропаганды возможности всемирной сети!» Отчасти это верно. Но…
Связь риторики с другими науками
Риторика близка ко многим научным дисциплинам гуманитарного цикла. Но сказать, что хоть одно учение может её поглотить, будет несправедливо.
Она скорее размещается на стыке, на многоуровневом пересечении наук, вбирая в себя всё, что может использовать для своих целей – говорить и убеждать.
Рассмотрим эти связи подробнее:
- Философия. Отношения с этой наукой всегда самые сложные, ведь философы скажут, что их дисциплина вбирает в себя все остальные.
В любом случае связь тесна. Благодаря владению риторическим «кунг-фу» человек способен развернуть системность своего мышления, «ословить» его. Это и есть признак целостного видения окружающего мира. - Этика. Наиболее тесная связь, ведь объект обеих дисциплин – это мораль и её законы. В то же время этика сосредоточена на поведении субъекта как таковом, риторика же акцентирована на речевое поведение и его последствия.
- Логика. Риторика говорит о вербальном мышлении, она строится на законах (в том числе и логических), обеспечивающих эффективность высказывания. Логика же рассматривает мышление в целом. Ключевое различие в том, что логика направлена на поиск доказательства, а риторика – аргумента (это как?).
- Психология. Отношения двойного использования. С одной стороны, риторика с целью воплощения вербального мышления использует психологию человека как таковую.
С другой стороны, ритор ещё и применяет свои знания этой науки с целью воздействия на чувственно-эмоциональную, психологическую сторону реципиента. - Языкознание. Лингвисты активно пытаются присвоить риторическую науку. Причем её приписывают к разным направлениям языковедения – культуре речи, стилистике, прагматике и лингвистике текста (это как?). Повод к такой «аннексии» (это как?) есть, ведь мы говорим о речи – основном объекте лингвистики. Однако сказать, что риторика может быть полностью поглощена этой большой наукой нельзя.