Амнестическая афазия – вижу и знаю предмет, но не могу его назвать!


Статья:

Транзиторные ишемические атаки, инсульт и другие повреждения головного мозга могут привести к развитию афазии. Основной признак данной патологии — приобретенные нарушения речи различной степени выраженности. Развивается болезнь в результате повреждения участков ЦНС, ответственных за речевую функцию. Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменной или височной области коры больших полушарий и связана с невозможностью пациента назвать объект при сохранении способности к его описанию. Диагностика и лечение патологии носит комплексный характер. В терапии используются лекарственные средства, а также длительная речевая и социальная реабилитация.

О заболевании и его классификации

Афазия проявляется нарушением речи в результате органического поражения нервной ткани в различных участках головного мозга. Локализация повреждённой области обусловливает клинические проявления болезни. На основании характера нарушения речи, невролог А.Р. Лурия выделил несколько типов афазии:

  1. Моторная, которая дополнительно разделяется на эфферентную и афферентную. Появляется при поражении пре- и постцентральной извилин. Характеризуется трудностями в подборе правильных звуков и нарушении двигательного процесса артикуляции.
  2. Сенсорная, проявляющаяся нарушением восприятия речи окружающих и своей собственной, в результате чего она становится неразборчивой и аграматичной. Развивается у больных с поражением центра Вернике.
  3. Акустико-мнестическая возникает у пациентов с повреждением волокон, соединяющих гиппокамп, ответственный за память, со слуховой корой. Речь у больных скудная, с большим количеством пропусков существительных и парафраз.
  4. Семантическая афазия возникает при поражении лобных участков коры больших полушарий. Человек перестает понимать сложные грамматические конструкции и начинает использовать простые предложения в своей речи.
  5. Амнестическая, характеризующаяся невозможностью пациента обозначить название конкретного предмета. Встречается при повреждении височных и теменных отделов головного мозга.

Амнестическая афазия встречается у 5-10% больных с поражением коры больших полушарий. Заболевание приводит к снижению уровня качества жизни в связи с затруднением общения с окружающими людьми. Помимо этого, возникают трудности в профессиональной жизни пациента и вероятность утраты трудоспособности.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Афазия почти никогда не возникает как самостоятельная патология. Чаще всего амнестическая дисфазия сочетается с синдром Герстмана, который проявляется нарушением арифметического счета, письма, пальцевой агнозией и нарушением ориентации между пространственными понятиями «право-лево». Эти патологии, паузы между словами и трудности в назывании предметов наводят мысль врача на амнестическую афазию.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:

  1. Проба на запоминание 6 слов по две группы, в каждой из которых по 3 слова. Запоминание двух предложений и двух малых рассказов. Для выявления амнестической афазии следует попросить эти два рассказа воспроизвести после их озвучивания и спустя 2-3 часа. Как правило, в отсроченном повторении воспроизводится больше информации.
  2. Проба, при которой врач предъявляет картинки с предметами и просит больного назвать их.
  3. Проба на описание. Нейропсихолог рассказывает суть предмета, а больному нужно его назвать. Например, 4 ножки, прямоугольная деревянная поверхность, на него ставят тарелки, вилки и ложки. Что это? Если больной не может назвать «стол», есть вероятность амнестической афазии.

Основные причины

Возникновение амнестической афазии наблюдается при воздействии на головной мозг любых повреждающих факторов. Необходимо отметить, что для возникновения симптомов у правшей, повреждение должно локализоваться в левом полушарии, а у левшей — наоборот. К основным причинам органических изменений в ЦНС относят:

  • черепно-мозговые травмы, происходящие в результате дорожно-транспортного происшествия или при прямом ударе в височную или теменную область (подобное воздействие обусловливает механическое повреждение нервной ткани);
  • энцефалит и менингит, характеризующиеся развитием гнойного или серозного воспаления и разрушения нервных клеток, а также их волокон (наблюдаются при бактериальном, вирусном или грибковом инфицировании);
  • доброкачественные или злокачественные опухоли с внутричерепной локализацией;
  • проведенные хирургические вмешательства в области височной и теменной коры (при удалении опухолей, сосудистых аневризм и других образований, возможно повреждение функциональных корковых зон, ответственных за речь);
  • транзиторные ишемические атаки и инсульты любого типа, проявляющиеся некрозом отдельных участков коры больших полушарий;
  • острые интоксикации ядами и лекарственными препаратами (аналогичные изменения развиваются на фоне печеночной и почечной недостаточности, в связи с накоплением в крови токсичных продуктов обмена веществ);
  • ейродегенеративные заболевания — болезнь Пика и Альцгеймера, характеризующиеся постепенным разрушением нейронов в коре головного мозга.

Помимо указанных причин, выделяют предрасполагающие факторы к развитию амнестической афазии. К ним относят наследственную предрасположенность и пожилой возраст человека.

Клинические проявления

Симптомы амнестической афазии развиваются медленно, в связи с чем, сам пациент и его близкие люди могут длительное время не догадываться о заболевании. Периодическую невозможность назвать предмет часто связывают с возрастом человека, что приводит к поздней постановке диагноза. К основным клиническим проявлениям относят следующие клинические признаки:

  • человек не может назвать предмет, однако, легко описывает его внешние характеристики и предназначение;
  • из-за сложности подбора названий вещей, речь больного замедлена и имеет большое количество пауз (может наблюдаться противоположная ситуация — беглая речь с частыми ошибками в употреблении слов);
  • повторение одних и тех же слов и словосочетаний (характерно большое число описательных конструкций и парафраз);
  • количество существительных снижается (наиболее часто, речь состоит из прилагательных, описывающих какой-либо предмет);
  • речь логичная и грамматически правильная;
  • навыки чтения и письма не страдают и сохраняются на прежнем уровне;
  • произношение звуков и их сочетаний не изменяется;
  • изменения артикуляции не выявляются.

Амнестическая афазия характеризуется невозможностью удержания названия предмета. В результате этого пациентом используются сложные описательные конструкции, состоящие преимущественно из прилагательных. Именно подобная особенность речи позволяет заподозрить заболевание и обратиться за медицинской помощью.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

— выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

— оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

— ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

— прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

— автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

— стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

— конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

— выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

— раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи:

— раскладывание подписей под картинками;

— чтение идеограммных слов и фраз.

Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

— конструирование простой фразы;

— составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

— составление рассказа по серии последовательных картинок;

— развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

— составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» – диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

— показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);

— оканчивание фраз различными словами;

— подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

— письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

— письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

— элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

— заполнение пропусков в словах;

— письмо простых слов по памяти и под диктовку.

Стадия расстройств лёгкой степени выраженности

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

— развёрнутый диалог на различные темы;

— конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

— автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

— накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

— чтение и пересказ текстов;

— «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

— «речевые импровизации» на заданную тему;

— развернутые изложения текстов, сочинения;

— составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Диагностические мероприятия

Вопросами диагностики и лечением занимаются два специалиста — врач-психиатр и невролог. Ни в коем случае не следует самостоятельно выставлять диагноз и подбирать терапию. Это может стать причиной быстрого прогрессирования основного заболевания и развития его осложнений. В лечебных учреждениях обследование больного проводится по следующему алгоритму:

  1. Собираются жалобы больного, а также анамнез жизни и заболевания. Специалист выявляет факторы и возможные причины повреждения головного мозга. В большинстве случаев, необходимо дополнительно побеседовать с близкими людьми.
  2. Общеклинические исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиограмма и др.
  3. В связи с наличием когнитивных нарушений, всем пациентам показана нейропсихологическая диагностика, основанная на изучении памяти, внимания, способности к восприятию информации и пр. Подобные методы позволяют уточнить характер нарушения речи, а также предположить локализацию очага поражения в головном мозге.
  4. Проведение компьютерной или магнитно-резонансной томографии используется для исследования структур ЦНС. Врач получает возможность оценить их целостность и выявить участки повреждения нервной ткани.
  5. При подозрениях на черепно-мозговую травму, проводят рентген-диагностику черепа. Метод позволяет выявить повреждения костных структур, свидетельствующие о ЧМТ.
  6. В случае нейроинфекций для выявления патогенного микроорганизма проводят иммуноферментный анализ (ИФА) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) крови и ликвора пациента.
  7. УЗИ и доплеровское картирование шейных и мозговых сосудов используется при подозрениях на ишемический характер возникновения симптомов. В процессе исследования, врач может установить сужения артерий, формирование в них аневризм, мальформаций и пр.

Комплексный подход к диагностике позволяет определить точную локализацию повреждения головного мозга и выставить точный диагноз.

Эффективное лечение

Основная задача терапии — устранить первопричинный фактор, приведший к развитию заболевания. В случае выявления опухолевых образований, гематомы и других объемных структур, больному показано проведение нейрохирургического вмешательства с их удалением. При нейроинфекциях назначают этиотропную терапию — антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты.

Лечение амнестической афазии и устранение ее симптомов включает в себя медикаментозные и немедикаментозные виды воздействия. Среди лекарственных средств выбирают следующие препараты:

  • ноотропы (Фенотропил, Пирацетам и др.), улучшающие обмен веществ в нервной ткани и способствующие повышению когнитивных функций;
  • медикаменты, улучшающие мозговое кровообращение: Актовегин, Церебролизин и их аналоги (повышают доставку питательных веществ и кислорода с кровью к коре больших полушарий, что положительно сказывается на когнитивных навыках человека).

Назначение любых лекарственных препаратов должен проводить только врач. Все медикаменты имеют ряд противопоказаний к своему использованию, которые следует учитывать при подборе лечения. В противном случае, у больного могут появиться побочные эффекты лекарств. Кроме медикаментозного воздействия, применяют методы неинвазивной стимуляции головного мозга с помощью магнитных полей или слабого электрического тока. Подобные процедуры улучшают работу нервной ткани и позволяют повысить когнитивные навыки.

Как ребенок!

Речь — сложный процесс, при котором активно взаимодействуют различные зоны коры головного мозга. Так, зона Вернике, отвечает за понимание, в зоне Брока формируются сигналы, в результате превращающиеся в слова и фразы. Важна роль слуховых и зрительных анализаторов. Когда человек разговаривает, активно работает весь мозг. В нем налаживаются связи, например между образом ложки и словом, которое обозначает данный предмет. Именно эти связи и разрушаются у больных амнестической афазией. В этом и кроется отличие между пациентами Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», которые проходят лечение от амнестической афазии, и здоровыми малышами. Нормальный процесс формирования связей идет сам собой, а если связи разрушены, их восстановление требует помощи извне. По счастью, детский мозг пластичен, и помочь нашим пациентам проще, чем взрослым и особенно пожилым людям.

Реабилитационные мероприятия

Наибольшее значение в коррекции амнестической афазии имеет правильная и комплексная реабилитация. Обучение, направленное на восстановление речи и других навыков, проходит в несколько этапов:

  1. Сначала пациента учат работать с предметами через их зрительный образ. Для этого используют карточки с изображением и его названием. Это позволяет связать определенный зрительный образ предмета и функции с его наименованием.
  2. На втором этапе акцент в реабилитации сделан на восстановлении ситуативно-обусловленной речи. С больным проводят комплекс занятий, включающих в себя ориентировку на месте с речевыми указаниями специалиста, обсуждение различных бытовых тем. Для закрепления полученных результатов проводится самотестирование, анкетирование и занятия с реабилитологами.
  3. Последний этап направлен на улучшение зрительной и слухоречевой памяти. Пациенту предлагают разгадывать кроссворды и загадки, пересказывать отрывки из книг или проведенной беседы и сочинять истории. Проводят занятия на улучшение фактической памяти с помощью запоминания важных дат, адресов и другой информации. Важное значение имеет общение с близкими людьми, так как активная речь и ее восприятие помогают больному восстановить функции различных отделов головного мозга.

Помимо указанных занятий, все больные нуждаются в постоянной трудовой деятельности, чтении книг и посещении занятий лечебной физкультурой. Процесс реабилитации продолжается от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести повреждения головного мозга.

Виды

В зависимости от степени выраженности заболевания врач может диагностировать:

  • частичную афазию, при которой полноценная речь чередуется с заметными нарушениями;
  • тотальную афазию, при которой речь имеет значительные нарушения и требует корректировки.

Осложнения при афазии

При отсутствии своевременного лечения и контроля специалистов афазия может вызвать:

  • стойкое нарушение, при котором отмечается непонимание обращенных слов и неспособность формировать собственную речь;
  • проблемы с социальной адаптацией из-за невозможности общаться и наладить контакт с окружающими.

Как предупредить развитие заболевания

Профилактика амнестической афазии основывается на превентивных мерах, обуславливающих поражение структур ЦНС. К ней относятся следующие врачебные рекомендации:

  • избегать ситуаций, способных привести к черепно-мозговым травмам (при занятиях травмоопасными видами спорта использовать шлем и другую защитную амуницию);
  • при наличии заболевания сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов, соблюдать назначения врача и не заниматься самолечением;
  • после нейрохирургических операций полностью проходить реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление когнитивных навыков;
  • регулярно заниматься спортом, включающим в себя аэробные нагрузки и силовые тренировки;
  • исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и курение;
  • нормализовать рацион питания, исключив из него все жирные, соленые, копченые продукты, и увеличив долю нежирных сортов мяса (курятина, крольчатина), рыбы, фруктов, овощей и ягод;
  • в пожилом возрасте продолжать читать книги, учить стихи, заниматься рукоделием и другими хобби (подобные занятия предупреждают развитие болезни Альцгеймера и болезни Пика).

При выявлении любых признаков амнестической афазии у себя или близкого родственника, следует сразу же обратиться за медицинской помощью. Лечением патологии занимается врач-невролог или психиатр. При отсутствии данных специалистов, необходимо посетить терапевта, который проведет первичную диагностику и направит больного на дальнейшую консультацию в профильные лечебные учреждения.

Прогноз зависит от степени повреждения нервной ткани и времени начала лечения и реабилитации. При небольшой зоне поражения и раннем начале терапии, у больного постепенно восстанавливается нормальная речь и другие когнитивные навыки. Если лечение начато поздно, то его эффективность ограничена. Возможны остаточные речевые дефекты различной выраженности. Важное значение в устранении афазии играет поддержка близких людей, непосредственно участвующих в реабилитации больного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]