Тропы в литературе — основные виды, назначение и примеры использования

Говорящий и слушатель могут даже не подозревать о роли тропов в русском языке, но активно использовать художественные средства и воспринимать их двойственный смысл.

Необязательно быть литератором, чтобы понять посыл фразы «кот в мешке». Но на вопрос, что же это такое — «кот в мешке», — простой обыватель не всегда ответит.

Определение тропов

Тропы — это основная стилистическая фигура, призванная обогатить выразительность языка, воплотить игру с читателем через образное мышление, усиленную экспрессию и переносные значения.

К ним относят сравнения, преувеличения, эпитеты и другие менее известные обороты, такие как аллитерация. Выражается зачастую в форме прилагательного или причастия, отвечая на вопрос «какой?» Но также может выступать существительным: красавица-весна.

Повествование, украшенное различными приёмами, вызывает куда больший интерес, чем сухое перечисление фактов, действий, имён героев, скупые описания их нрава.

И даже в самых примитивных беседах волей-неволей можно обнаружить стремление людей приукрашивать и сравнивать.

Встречается такое повсеместно наряду с синтаксическими и лексическими средствами:

  • В любого рода текстах, будь то вольные рассказы, научная статья или стихотворения.
  • В живой человеческой речи (наиболее распространены фразеологизмы).
  • В народном творчестве. В основном оно построено на инверсии, гротеске, устойчивых словосочетаниях и колоссальном количестве эпитетов.

Художественных приёмов довольно много, порой их трудно отличить друг от друга даже опытным литературоведам. Но общие стилистические приёмы не так сложны.

Что такое иносказание: примеры в литературе

Иносказание можно считать особенностью литературы, как вида искусства. Целые произведения строятся по этому принципу. Русские народные сказки, басни Эзопа, рассказы Гаршина, пьесы Метерлинка, сказки Уайльда создавались посредством этого особого языка. Именно примеры из литературы помогут раскрыть смысл понятия иносказание. В сказке Щедрина «Коняга» есть аллегорические образы коней как представителей разных сословий. В народных песнях семейная пара уподобляется паре птиц: голубей, павлинов или соколов.

В лирических произведениях эта особенность литературы встречается даже больше, чем в прозе. У поэта Геннадия Айги иносказательность сквозит в каждом слове. Его стихотворения подобны шифру, который разгадать способен далеко не каждый человек. Автор, чьи строки еще более иносказательны, чем у Геннадия Айги — это Владимир Казаков. В его произведениях нет целостности, но есть бесконечное повторение слов-образов. Например, «зеркало», «часы», «чай» встречаются очень часто в его творениях, нередко меняя свой смысл.

Ярче всего иносказание проявляется в фантастике. Авторы подобных произведений передают реальные явления жизни через вымысел. Использование многочисленных приемов иносказания позволяет зримо и образно передать то, что происходило тысячи лет назад или будет происходить в будущем.

Основные виды

СРАВНЕНИЕФраза, где сравниваются (сопоставляются) несколько предметов, ситуаций, существ и так далее. Обязательным элементом являются сравнительные слова: «как», «будто», «словно», «точно» (в значении «словно»). «Весь как смятая постель»; «Плачет, как ребёнок».
ЭПИТЕТКрасочное оценочное определение с дополнительной характеристикой. «Бездонное небо»; «Жадное пламя».
ГИПЕРБОЛАУмышленное преувеличение в описании явлений. «На волнах отразилась тысяча солнц»; «Море задач».
ЛИТОТАОбратный эффект гиперболы: умышленное преуменьшение. «Мальчик с пальчик»; «Я песчинка в этом мире».
МЕТАФОРАПеренос характеристик одного предмета на другой по их схожести. Это скрытое сравнение, в котором не используются слова «как», «будто» и так далее. «Медведем шагает»; «Шатёр леса».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕНамеренное перенесение свойств живого на неживое. «Часы бьют»; «Дождь идёт».
ИРОНИЯИносказание с лёгкой насмешкой с целью создать и передать сатирический образ. «Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — лисица вопросила у осла».
ИНВЕРСИЯНарушение стандартной упорядоченности слов, усиливающее экспрессию речевого оборота. Наиболее характерно для фольклора. «Редеют звёзды на рассвете, и розовеет цветом он».
ГРОТЕСКИзображение предмета в комическом свете с помощью контрастов и преувеличений. Наиболее часто используется в фольклоре и при создании персонажей. Пример: Кощей Бессмертный.
ОКСЮМОРОНРазновидность антитезы (контраст). Парадоксальное словосочетание с противоречивым смыслом. «Живой труп»; «Пожар льда».

Всё это способы игры с сознанием, воплощение образов, которыми человек привык воспринимать окружение, создание особой атмосферы. Образами называют обобщённое искажение действительности, пропущенное через авторский внутренний мир.

А теперь по техникам исполнения

Уже устали? А у нас впереди самое интересное.

Абстракционизм

Жанр, основанный на ассоциациях.

Картина не передает действительность, а с помощью форм, цветов и искаженных понятиях вызывает ряд ассоциаций у смотрящего. Поищите творчество Пикассо, и вы точно поймете этот жанр.

Академизм

Слепое следование классическому, римскому искусству. Как популярный жанр, академизм держался с 16 и до 19 веков.

Акционизм

В этих картинах важен процесс, перфоманс. А результат – всего лишь кривое зеркало процесса.

Самый яркий представитель – Джексон Поллок, кстати его картины входят в топ самых дорогих картин мира.

Алла прима

Это тоже про процесс, а не результат. Данные картины обязательно должны быть нарисованы в один присест.

Ампир

Монументальный стиль. Финальный жанр для классицизма.

Анахронизм

Пересмотр классических приемов и сюжетов. Увидите классический сюжет в совсем неклассической интерпретации – вот вам этот стиль. Пример художника — Карло Мария Мариани.

Барокко

Если вы видите излишне вычурную картину, пестрящую преувеличенными деталями и рюшками, то перед вами барокко.

Стиль существует еще с эпохи возрождения и едва ли когда-нибудь будет забыт.

Веризм и натурализм

Разницу поймет лишь искусствовед, так что не буду на этом акцентироваться.

И то и другое – фотореалистичные пейзажи. Когда художникам надоело рисовать ангелов и святых, они решили осмотреться вокруг и нашли множество прекрасных сюжетов.

Возрождение

Скажу, что это Да Винчи и пойду дальше. Ну и вот вам прекрасную картину его же.

Художники внезапно стали смотреть на мир вне церковной живописи. Появились портреты именитых особ, открыли понятие перспективы и начали экспериментировать.

Гиперреализм

Наверное, художники решили не уступать фотоаппарату.

Направление появилось, закономерно, уже после фотоаппарата – в середине 20 века. И должно показать, что фотографии могут делать и люди.

Дивизионизм

Смешивать краски – для слабаков. Нарисуйте картину точками основных цветов радуги, ставя рядом точки тех цветов, которые при смешении дадут нужный цвет. Но ни в коем случае не смешивайте! И зритель отойдет подальше и увидит нужный вам цвет.

Импрессионизм

К черту подробности, главное в картине – впечатление.

Ищите Мане, Сезанна и прочих знаменитых импрессионистов.

Классицизм

Приверженцы вам скажут – в картине важно соблюдать правила и каноны, сюжеты должны быть достойными, а общее впечатление логичным, как само мироздание.

Кубизм

Задача это жанра — показать объем без показа формы. Никаких вам понятых людей, домов и прочего. Только объем и необычное исполнение. Ищите Пикассо.

Маньеризм

Не знаю, отдельный ли это жанр. Но суть в том, что художник не следует жанру, а полностью копирует стиль рисования своего кумира. Например, вы хотите рисовать не в стиле ренессанса (возрождение), а именно как Леонардо Да Винчи.

Поэтические стилистические фигуры

Список не заканчивается только на десяти примерах.

Все они могут использоваться в стихах с тем же успехом, что и в прозе, но некоторые обороты подходят именно для поэтики.

Кроме основных видов художественных средств в литературе, бывают стихотворные тропы и фигуры речи.

Таблица с примерами:

АЛЛИТЕРАЦИЯПовтор одинаковых согласных с целью придать стиху особую интонацию. «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…» (Бальмонт).
АССОНАНСПовтор одинаковых гласных в строфе или строке. «О несметно прекрасное солнце… Столь же несметно прекрасен закат!»
АНАФОРАПовтор начального слова, одной строки или фразы. «Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, Матушка-Русь!» (Некрасов).
ПАРАЛЛЕЛИЗМОдинаковое или похожее расположение словоформ с целью создать единый поэтический образ. «Вы, адмирал, покинете море. Вы, адмирал, погибнете с горя».
РИФМАРифма тоже считается полноценным тропом, хотя и знакома даже детям. Созвучие последнего ударного слога в строке и называется рифмой. Она бывает перекрёстной, как в примере (чередуются первая и третья строки, вторая и четвёртая), или параллельная (первая рифмуется со второй, третья с четвёртой). «Солнце катится в закат, скоро новое родится, волны блики отразят, мир лучами озарится».

Литота

Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.

Функции литоты

  • акцентирование на незначительности какого-то явления;
  • создание особой выразительности;
  • достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил, И лишь мгновенье был с тобой«; «Я иду отверженный, бездомный И бедней последних бедняков«

Применение фразеологизмов

Отдельного внимания стоят фразеологизмы — меткие устойчивые выражения, характерные для одного определённого языка.

В нашем случае — русского. Наравне с другими языковыми единицами они составляют важную лексическую часть в предложениях, самостоятельны и имеют свои непрямые значения.

Состоят они из двух и более слов, которые образуют единообразную смысловую конструкцию.

Уместность зависит от контекста или жизненной ситуации. Почти на любое событие, поведение или характер найдётся выразительный комментарий.

Например:

  • Играть в жмурки — что-то утаивать, обманывать.
  • Сложа руки — ничего не делая.
  • Кот наплакал — очень мало.
  • На козе не подъедешь — о неприступном, не знающем веселья человеке.

Бывает трудно понять суть завуалированного словосочетания, к тому же стойких конструкций исторически сложилось так много, что все их запомнить невозможно.

Фразеологизмам посвящены целые тома словарей с толкованием и примерами употребления. Это не только отражение богатой культуры народа, но и кладезь исследований для лингвистов и просто заинтересованных людей.

Профессионал или нет

Вот возьмете вы краски и начнете творить. Какой жанр у вас получится? Понятно, что вы поделите картину на поджанры по тому, что нарисовали, на каком материале, но это все не то.

Наивное искусство

Любой непрофессионал будет рисовать в жанре наивного искусства. Так профессиональные художники отделили от себя самоучек.

Знаете ли вы, что существуют целые музеи наивного искусства? Например, в Москве.

Примитивизм

Но что, если художник намеренно упрощает свою технику исполнения? Так родился стиль примитивизма.

Сюда относится рисунок, стилизованный под детское творчество, наскальную живопись и просто упрощенный рисунок.

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет … Лепит никем не лепленный бюст»; «Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится,»; «И улицы старинной Праги Молчат, одна другой извилистей, Но заиграют, как овраги.» «Лицом поворотясь на юг, Сосна на солнце жмурится«.

Оксюморон

Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

Функции оксюморона

  • акцентирование внимания читателей;
  • необычное отражение чувств;
  • выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры:
«Он так богато врет тебе и так бедно!»; «Наступило вечное мгновенье«; «У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, … Грабителю вручаю — ключ, Белилами румяню бледность.»; «Мне и тогда на земле Не было места! Мне и тогда на земле Всюду был дом.»; «А у меня в глазах навек Горячий снег, кровавый снег»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]