Многие считают, что скороговорки улучшают только дикцию, но это не так они улучшают мышление, внимание и даже скорость чтения.
Для создания нейронных связей и для развития мозга очень важно развивать не только мелкую моторику, но и речь ребенка или взрослого человека.
Двигательные упражнения и правильная речь увеличивают количество нейронных связей, ускоряют обмен поступающей информации между полушариями.
Надежные крепкие быстрые нейронные дорожки очень сильно влияют на улучшение памяти, внимания, развитие мышления и скорость чтения.
Коснемся определения термина
Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).
Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.
Интересные факты про скороговорки
Текстовые упражнения для улучшения речи происходят из давнего фольклора. Тогда они использовались для проведения соревнований между ораторами или обычных праздничных игр. С тех пор поменялись некоторые нормы речи, поэтому каждый год создаются новые скороговорки.
В. Даль был первым человеком, который обратил внимание на такой жанр фольклора, как скороговорка. Он внес их в литературные источники, попытался систематизировать. Даль был тем, кто объяснил значение таких, на первый взгляд бессмысленных пословиц. Причем в те времена скороговорки были рассчитаны на взрослое население, так как для детей их смысл был полностью непонятен.
Кому обязательно нужно владеть четкой речью?
Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор – они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.
К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.
Скороговорки для занятий
- Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
- А мне не до недомогания.
- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Протокол про прокол протоколом запротоколировали.
- Купи кипу кип.
Для выполнения упражнения возьмите самую легкую скороговорку: купи кипу кип.
Занимайтесь этой скороговоркой целую неделю. Запомните сколько раз вы смогли рассказать скороговорку в первый день и сколько в последний. Сравните свои результаты. Затем возьмите скороговорку посложнее.
Занятия со скороговорками не отвлекут у вас много времени, зато доставят много интересных минут и помогут в развитии памяти, внимания, мышления и увеличении скорости чтения. Желаем вам удачи.
Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто
Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.
В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:
- Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
- Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
- Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.
— Скороговорка на букву Щ
________
* * * Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
* * * Ты нас мама не ищи, Ищем мы щавель на щи.
* * * Щеглиха у щегла щеголихою была.
* * * Щипцы да клещи — вот наши вещи.
* * * Щетина у чушки, чешуя у щучки. Смешные скороговорки Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!
* * * Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки, Закусили лебедой, побежали за водой.
* * * Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
* * * Яша с Пашей ели кашу, Саша с Машей простоквашу А Мишутка съел селёдку под шубкой.
* * * Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
* * * За поселком у проселка в поле пела перепелка Перепел прилетел,перепелку перепел.
* * * Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
* * * Вёз корабль карамель, Налетел корабль не мель, И матросы три недели Карамель на мели ели.
* * * Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Основные принципы скороговорения
Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.
Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.
Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.
Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.
Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!
Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.
И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.
Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.
Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.
И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.
— Скороговорки на букву Р
______
* * * На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора.
* * * Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
* * * Проворонила ворона воронёнка.
* * * Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
* * * Раз, два, три, повтори: Враг не друг, у ног нет рук…
* * * Три сороки-тараторки тараторили на горке.
* * * Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье.
Возможно, вас заинтересует статья о том, как развить навыки общения.
________
Скороговорки для взрослых
Необходимо понимать, что среди чистоговорок есть своя «иерархия». Они четко подразделяются на категории по возрасту. Конечно, среди них много универсальных, но имеются и такие, которые подойдут только взрослым людям – например потому, что их содержание пошлого характера или они элементарно очень трудны для детского восприятия. Так или иначе, ниже представлено несколько примеров скороговорок для развития речи взрослых. Одна из них, пожалуй, наиболее известна – это скороговорка про хороводоводов и прочих из этой приятной компании. Примечательна она тем, что при желании ее можно продолжить до бесконечности.
- Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».
- Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница – и так далее.
Еще одна скороговорка, которая подходит только для взрослых, поскольку детям запомнить ее наизусть невозможно (да что говорить, трудно это сделать и взрослым даже с самой цепкой памятью), называется «Лигурия» и по праву считается самой длинной скороговоркой. Зачастую используют ее сокращенный вариант, но даже в нем она занимает несколько абзацев. Полностью же длина этой чистоговорки, повествующей о лигурийском регулировщике, собравшей в себе некоторые более короткие и давно известные всем скороговорки, – около страницы.
Скороговорки – что это такое?
Скороговорка – одно либо два и более предложений, представленные запутанными, проблематичными в произношении словами/слогами. Не стоит ставить их в один ряд с рифмованными пословицами. Последние отличаются присутствием конкретного смысла, тогда как скороговорки предназначены исключительно для улучшения дикции и свойств речи.
Довольно часто скороговорки для развития дикции взрослых звучат смешно. Но это значительно упрощает прохождение занятий, делая их веселыми и увлекательными.
- Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
- Дыроколом протокол проколол прокурор.
Несложные короткие скороговорки на развитие дикции желательно использовать вначале. По мере улучшения речи занятия нужно усложнять, практикуя более длинные и сложные в произношении скороговорки. Они помогают прорабатывать сразу несколько – примерно три – пять – проблемных в выговоре звуков.
- Кошка на окошке машет мошке.
- Брови бритвой брил Кирилл.
- Перелетела перепелица перед перепелом.
До того, как приступить к занятиям, человек должен дать максимально объективную оценку своей речи. Каждая из скороговорок предназначена для проработки определенного звука. И перед выбором нужно проанализировать разговор, выявив проблемные звукосочетания. С помощью правильно подобранных скороговорок можно улучшить дикцию, решить сложности с артикуляцией и темпом речи.
Во время занятий важно помнить следующее. Если человек разговаривает быстро, «проглатывая» некоторые звуки, то скороговорки на этапе их изучения надо озвучивать в медленном темпе, внятно выделяя все фонемы.
Самой сложной и длинной скороговоркой считается Лигурия. Она представляет собой логичный по повествованию рассказ, но составлен он исключительно из трудных в произношении предложений. Используется в качестве корректировки и улучшения дикции для профессиональных ораторов и дикторов.
Скороговорки для развития речи для детей
Чистоговорки, подходящие ребятишкам по своей сложности и своему содержанию, тем не менее тоже «фильтруются». Те из них, что подойдут для малышей трех лет, уже могут оказаться бесполезными для семилеток, и наоборот. Занимаясь с детками, важно помнить одно простое правило: ребенку не должно быть скучно. Он должен получать удовольствие от занятия, ему должно быть интересно и весело. А если крохе скучно, сложно и непонятно – радости тут маловато, а следовательно, и пользы особой не будет тоже.
Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст малыша (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше – посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать ребенку все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самим малышом.
Занимаясь с ребятишками младше шести лет, следует подбирать детские скороговорки для развития речи, тренирующие один конкретный звук – «с», «щ», «р» и так далее. Если у крохи проблемы с произношением нескольких звуков, стоит найти побольше различных упражнений на каждый из них, но брать такие, в которых повторяется сразу два, три и так далее проблемных звука, не стоит. Подобные задания на говорение хорошо подойдут для развития речи детей 7 лет. Скороговорки, кстати, рекомендуют вводить в лексикон малыша как можно раньше – тогда он быстрее начнет понимать разнообразные звуковые сочетания и сам сможет без проблем повторять их. В таком случае к семилетнему возрасту ребенок уже совершенно спокойно овладеет всеми звуками родного языка.
Далее продемонстрированы возможные скороговорки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста.
- У Прокопа нет укропа.
- У щучки чистые щечки.
- Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
- Хваленая халва в хлеву.
- Тимуров двор зарос травой и так далее.
Курсы для развития
Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Записаться на курсБесплатный урок
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Записаться на курсПодробнее
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Записаться на курсПодробнее
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Записаться на курсПодробнее
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Записаться на курсПодробнее
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Записаться на курсПодробнее
Длинные и трудные
Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).
Как правильно повторять скороговорки?
Вы выбираете любую скороговорку, вдыхаете в себя воздух, как можно больше и когда начнете выдыхать воздух, начинайте говорить скороговорку, повторяя ее, пока не закончится воздух.
Запомните, скороговорка повторяется только на выдохе, дополнительно вдыхать воздух, чтобы договорить скороговорку до конца нельзя.
Тренировки скороговорок в день могут занимать не более 5-10 минут, главное правильно выполнять упражнение.
Для выполнения упражнения вы можете самостоятельно выбрать себе скороговорку или воспользоваться нашими.
Возможность самостоятельного составления чистоговорки
Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке – например, звук «р», – с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).
Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:
Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.
Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.
Виды скороговорок
Скороговорки можно группировать по разным критериям. Но чаще всего их классифицируют следующим образом.
Сложные скороговорки для дикции взрослых
Это фразы со сложным буквенным сочетанием. В них отрабатываются по три и более звуков. Или по два, но в очень непростой комбинации.
- Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;
- Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя;
- У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?;
- Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки;
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
- Мама, нас ты не ищи, Щиплем щавель мы на щи.
- Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
- Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Самая длинная и самая сложная скороговорка на русском языке называется «Лигурия». Эта скороговорка широко используется дикторами, актерами и людьми тех профессий, для которых важна четкая разборчивая речь. Лигурия – это комбинация из более чем 40 скороговорок в одной. Логопеды советуют сначала научиться читать этот стих в быстром темпе. И только потом приступать к разучиванию его наизусть.
Полный текст Лигурии с ударениями:
***
В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавИровали, лавИровали, да так и не вЫлавировали.
***
И потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл, дорапортОвывал, да так зарапортовался про размокропогОдившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:
***
Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придёт бомбардИр из БрАндебурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!
***
Но на самом деле турка не был в деле.
***
Да и Клара-краля в то время крАлась к лАрю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но, грех — не смех, не уложить в орех. О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей.
***
Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосЕка, два дровокОла-дроворУба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
***
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб.
***
Затем по шоссе Саша пошёл, сашЕ на шоссе Саша нашёл. Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту ещё и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится.
***
Была у Фрола — Фролу на Лавра навралА, пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт, что — вАхмистр с вАхмистершей, рОтмистр с рОтмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унёс трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши.
***
О всём о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортёра констатировал:
***
Как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
Скороговорки для развития речи детей
Скороговорки стоит учить с самого детства. Их заучивание формирует правильное произношение и развивает красивую речь у ребенка. Многие детские скороговорки передают забавные и веселые истории, а значит учить их можно играючи. Большое внимание следует уделять репликам, направленным на отработку «проблемных» звуков.
- Мышонку шепчет мышь:«Ты все шуршишь, не спишь».Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Шесть мышат в камышах шуршат;
- Раз дрова, два дрова, три дрова;
- Белые бараны били в барабаны;
- От топота копыт пыль по полю летит;
- Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
- Добры бобры идут в боры.
- С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши – и во ржи не души.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони. Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони. Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони. Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
- Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
- Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
- У бабы бобы, у деда дубы.
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
- Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.
Скороговорки для дикторов
Один из основных навыков, которым должен обладать диктор или радиоведущий, — хорошая дикция. С помощью скороговорок можно значительно улучшить качество произношения, и сделать речь четче. Нередко дикторы перед эфиром занимаются чтением скороговорок, разминая свой артикуляционный аппарат. Многие теле- и радиоведущие для занятий используют «Лигурию». В качестве разогрева перед трансляцией подойдут совершенно любые известные всем скороговорки.
- Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
- Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.
Короткие скороговорки
Как говорилось ранее, заниматься развитием дикции с помощью скороговорок лучше начинать с коротких несложных фраз. На начальном этапе они могут состоять из одного слова, например, «бесперспективняк», «переколпаковать». Реплики из нескольких слов нужно произносить на одном дыхании.
- Гонец с галер сгорел;
- Сел сокол на гол ствол;
- У елки иголки колки;
- Шёл спуск пушек с сопок и со скал;
- Перепелка перепелят прятала от ребят;
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
Длинные скороговорки
После того, как короткие реплики начнут получаться легко и непринуждённо, стоит приступать к более длинным скороговоркам. Большие фразы также произносятся на одном дыхании. Допускается делать паузы для забора воздуха между четверостишиями.
- У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
- Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Смешные скороговорки
Это вариация сложных скороговорок с комичным смыслом. Постарайтесь это передать интонацией.
Для веселого застолья:
«Водка в стакане играет, искрится. Радует душу и греет утробу. Если же водка мешает учиться, Брось ее нафиг, такую учебу!»
Для конкурсов корпоратива
«Прирабатываясь к работке,
работник нарабатывает наработки,
заработок зарабатывает от работки,
а приработок — от переработки».
***
«Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и никакие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!»
Для поднятия настроения
«Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов».
***
«Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!»
***
«Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!»
Для шумных вечеринок
«Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».
***
«Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне».
***
«Ухитрился проспать возможность переспать».
Пошлые скороговорки
«Шура Семашко щупал Наташку, А санитар Негошин бубен укокошил».
***
«Сняли с Надежды цветные одежды, Без одежд Надежда не манит как прежде».
***
«По прилёте на Таити не таите, тёти, тити. Нету повода таить на Таити тётям тить. Там у тёть в почёте стати, так что тити тётям кстати. Чтоб своей в Таити стать, не скрывайте, тётя, стать. Всё срывайте, не томите, для соитий на Таити».
Интересные факты о скороговорках
- На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
- Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
- Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
- Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
- Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.
Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!
— Скороговорка на букву Ш
______
* * * Вот шипит большущий уж: -Очень душно. Мне бы в душ. Полежать под душем нужно, Чтобы не было так душно.
* * * На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * * Шел Егор через двор Нес топор чинить забор
* * * Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
* * * Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* * * Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки.
* * * Когда спешу, я ем лапшу. Доем лапшу и поспешу. Спешить спешу. Лапшить лапшу. Ну вот, опять всех насмешу.
_______
Отзывы и комментарии
Оставить комментарий или отзыв, а также поделиться скороговорками вы можете ниже.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Развитие культуры речи
- 20 любопытных фактов о русском языке
- 5 правил Джорджа Оруэлла для тех, кто хочет научиться писать
- Как актерские навыки помогают в обычной жизни
- Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
- Ораторское искусство: упражнения
- Медитация с мантрами
- Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
- Сложные слова в русском языке: преодолеваем сложности вместе
Ключевые слова:1Риторика