Родители часто задаются вопросом: как приучить ребёнка к чтению и когда это надо начинать делать? Специалисты рекомендуют не затягивать с этим вопросом. Конечно, нет смысла показывать грудничку карточки с буквами, а вот читать ему уже можно и нужно.
Чтобы скачать лист с рассказом кликните по нему правой кнопкой мыши. В открывшемся окне выберите «Сохранить картинку как». Сохраните на рабочий стол своего ПК и распечатайте.
Задания для развития речи
Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.
Грибы
- Назови ласково:
Боровик — боровичок Груздь — груздочек Корзина – Моховик – Поляна – Лес – Поганка –
- Что не подходит:
Масленок, груздь, гриб, сыроежка. Куст, трава, дерево, озеро. Варить, сушить, солить, убирать.
- Один или много
Масленок — маслята Опенок – Подберезовик – Лисичка – Лукошко – Пенек –
- Найди самое короткое слово:
Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка.
Береза, мох, поляна, опенок.
Пенек, опушка, мох, полянка.
- Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:
- Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:
Ягоды
- Подбери слово:
Варенье из земляники — земляничное из клюквы – из смородины – из клубники – из малины – из брусники – из черники –
- Назови ласково
Черника – Клубника – Малина – Крыжовник – Брусника – Клюква –
- Сосчитай по порядку (до 5)
Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три …. Один куст крыжовника – Один стакан варенья – Одна сушеная малинка –
- Измени по образцу:
Сок из черники — черничный Из малины – Из клубники – Из клюквы – Из брусники – Из смородины – Из крыжовника –
- Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:
- Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:
Деревья и кустарники
- Что лишнее:
Еловый, дубовый, малиновый, сосновый. Березовая, липовая, осиновая, смородиновая. Дуб, ольха, шиповник, ясень.
- Измени по образцу:
Клен — кленовый, Дуб – Ольха – Сосна – Береза – Каштан – Рябина –
- Скажи наоборот
Высокий дуб – Старая ель – Прямая береза – Низкий кустарник –
- Закончи предложение:
Много берез — березняк, много елей – много дубов – много сосен – много осин –
Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:
- Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?
Овощи
- Закончи предложение
В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, … В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, …. Осенью собирают: свеклу, морковь, ….
- Измени по образцу
Сажать — сажал — сажала Копать – Собирать – Удобрять – Пропалывать – Растить –
- Измени по образцу
Сок из моркови — морковный Из свеклы – Из тыквы – Из томатов – Из овощей –
- Назови ласково
Баклажан — баклажанчик, редиска – помидор – огурец – горох – чеснок – тыква – капуста –
- На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?
- На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?
Фрукты
- Чем похожи и чем отличаются
Апельсин и грейпфрут Апельсин и мандарин Апельсин и лимон Яблоко и айва Персик и абрикос
- Измени по образцу
Джем из апельсинов — апельсиновый, из груш – из лимонов – из яблок – из ананасов – из персиков –
- Найди самое короткое слово
Апельсин, ананас, манго, яблоко. Груша, абрикос, грейпфрут, киви. Персик, банан, сок, лимон.
- Продолжи предложение:
Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать … В саду собирают: апельсины, яблоки, персики … Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело … Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт …. Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка … Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …
- Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три …. Одна персиковая косточка – …. Одно лимонное пирожное – ….
- Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:
- Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?
Птицы
- Один и много
Гусь — гуси ворона – лебедь – скворец – грач – воробей – синица –
- Назови ласково:
Птенец — птенчик гнездо – перо – зерно – ветка –
- Найди слово, которое короче других:
Ворона, сорока, гусь, гагара. Синица, трясогузка, поползень, сова. Дятел, лебедь, орел, снегирь.
- Подбери признак:
Птица — певчая, перелетная, юркая, …. Гнездо — прочное, большое, старое …. Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …
- Измени по образцу:
Перо журавля — журавлиное утки – павлина – воробья – голубя – страуса – лебедя –
- Чем похожи и чем отличаются:
Ворона и гадка Курица и павлин Гусь и лебедь
Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:
Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.
Домашние животные
- Продолжи предложение:
Собака любит – Кошка умеет – Лошадка может –
- Посчитай по порядку (до 5)
Одна ласковая кошечка – Один домашний кролик – Один стремительный конь – Одна задумчивая корова –
Назови мам и малышей:
Овца — ягненок, Коза – Корова – Лошадь – Кошка – Собака – Свинья –
- Где чей дом:
Корова — коровник Лошадь – Свинья – Кролики – Собака –
- Найди самое короткое слово:
Кот, собака, корова, лошадь. Кролик, свинья, бык, кошка. Коза, конь, овца, собака.
- Продолжи по образцу:
Много овец — отара Много коров – Много лошадей – Много собака –
- Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.
- Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?
Дикие животные
- Хвост и уши
У лисы — лисий и лисьи У зайца – У медведя – У волка – У белки – У барсука – У лося –
- Чей дом
Лисья — нора Медвежья – Беличье – Волчье –
- Подбери действие
Волк — воет, бежит, рыщет,… Заяц – Медведь – Белка –
- Побери признак
Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, … Нора – Берлога – Медвежонок –
- Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.
Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.
Одежда
Назови ласково:
Шарф — шарфик, Комбинезон – Пальто – Блузка – Шапка – Юбка – Брюки –
- Подбери признак:
Шуба — меховая Блузка – Юбка – Свитер – Халат – Куртка –
- Продолжи ряд:
Верхняя одежда – пальто, шуба, плащ, … Домашняя одежда – Праздничная одежда – Рабочая одежда –
- Измени по образцу:
Шапка — шапки — много шапок Шарф – Платье – Рубашка – Шуба – Пальто – Брюки –
Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.
- Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.
Обувь
- Продолжи ряд:
Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,… Ботинки бывают – Туфли бывают – Кроссовки бывают – Измени по образцу Сапоги — нет сапог Босоножки – Чешки – Валенки – Кроссовки – Туфли –
- Назови ласково:
Кроссовки — кроссовочки Туфли – сапоги – тапки – валенки – ботинки –
- Посчитай по порядку (до 5)
Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -….. Один новый ботинок – Одна красная туфелька –
- Подбери обувь по погоде.
- Найди нужную парную картинку:
Данные упражнения и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.
Задания из книги С.И. Карповой, В.В. Мамаевой: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет
Положительный опыт
Эмоционально развитые, полные впечатлений дошкольники быстро приобретают положительный опыт в обучении. Дополнительный стимул в виде похвалы и поддержки помогает детям самомотивироваться к образовательной деятельности.
Благодаря быстрому развитию памяти, внимания, мыслительных операций пяти-семилетние дошкольники способны уже получать и перерабатывать большой поток информации. Но нельзя этим злоупотреблять. Все же это детский мозг, и доза информации должна быть рассчитана именно на возрастной этап и соответствующий познавательный опыт ребенка.
Авторские методики
- Методика Зайцева. Кубики Зайцева помогают развить навык слогового чтения с помощью запоминания буквосочетаний и последующего составления слогов.
- Методика Домана. С помощью этой методики можно научиться запоминать написание слогов.
- Методика Монтессори. Эта «щупательная» методика позволяет выучить алфавит с помощью тактильных ощущений.
Подробнее об этих методиках в сравнении и том, когда нужно начинать учить ребенка читать, — в видео ниже:
Ни одна из методик не является идеальной.
Все они могут похвастаться перечнем недостатков. Но и у них есть интересные моменты. К ним можно обратиться, когда вы с ребенком полностью освоите базовый звукобуквенный метод.
Игра «Составление слов из букв»
Игра, аналогичная одной из рассмотренных выше. Разница лишь в том, что играть в нее с ребенком нужно только в тех случаях, кода при чтении он не переходит на побуквенное чтение и уже приспособился к проговариванию и озвучиванию слогов-слияний.
Для игры вам потребуется вырезать из какой-нибудь азбуки буквы (можно даже пожертвовать на это дело две или три азбуки). Буквы раскладываются перед ребенком, и он должен составить из них существующие слова.
Интереснее играть в эту игру, если специально подобрать комплект букв. Например, выложите перед малышом буквы Ф, Е, Н, О, Т, Л, Е, и посмотрите, какое слов он из них составит. Если же хочется усложнить игру, то можно дать ребенку задание составлять два слова одновременно, заранее подготовив соответствующий комплект букв. Например, положите перед ним буквы Й, О, С, Ч, К, А, и дайте задание составить два слова, обозначающие названия напитков (рекомендуется выбирать слова, относящиеся к одному общему понятию, но когда выполнять задание станет просто, этой рекомендации можно не придерживаться).
9
Если смогу — помогу. Смешные картинки.
Также книжка — сборник по материалам «Веселых картинок». Но построена по другому. В ней 29 листов с историями в картинках для рассматривания и придумывания сказок и веселых рассказов. Замечательные рисунки и очень оригинальные сюжеты: «Жадный мишка», «Приключения Васи Календаркина и его умного щенка Урсика», «Как я стал кататься на коньках», «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется», «Как зайка помог морковку нести», «Портниха» и другие.
По таким картинкам очень интересно рассказывать!
Игра «Закончи слово»
Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).
Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.
6
Подготовка дошкольника к чтению и письму
Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.
Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.
Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.
Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.
Упражнение «Подбери слово»
Упражнение основано на подборе групп или пар слов, связанных логически. Примечательно то, что для установления логической связи ребенку просто необходимо прочитать слов и осмыслить его значение.
Упражнение можно наполнить любым содержанием, но организационная форма всегда одна: вам нужно заранее придумать и написать на отдельных карточках слова, а затем предложить малышу их прочитать и соединить карточки в смысловые группы. Вот несколько подходящих примеров:
- Что обычно наливают в тарелку, а что – в кружку? Среди вариантов могут быть слова: «чай», «суп», «кофе», «борщ», «сок», «уха», «какао» и т.д.
- Что относится к мебели/посуде/продуктам/животным? Среди вариантов могут быть слова: «орех», «собака», «стул», «чашка», «мед», «олень», «кресло», «кошка», «кефир» и т.д.
- Подбери к этим словам (указываете на группу слов) подходящее слово (указываете на перемешанные карточки со словами)
- Подбери ко всем словам как можно больше слов, подходящих по смыслу (так же раскладываете перед ребенком карточки со словами, а он пусть соединяет их вы группы)
- Подбери противоположные по значению слова (например, «белый – черный», «большой – маленький», «ясный – хмурый», «веселый – грустный» и т.п.)
Выбирайте различные варианты упражнения, развивая у ребенка вместе с навыком чтения и логическое мышление.
8
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Кто быстрее: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
- «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
- «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.
Алгоритм обучения чтению
- Алфавит
Для начала нужно познакомить малыша с алфавитом.
Обучение стоит начать с твердых гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Затем перейти к твердым звонким непарным согласным: Л, М, Н, Р. В конце перейти к сложным гласным: Е, Ё, Ю, Я и сложным для восприятия дошкольника согласным – шипящим, глухим, твердым звонким парным (Б, В, Г, Д).
Называя согласные, нельзя обозначать их как «эм», «эль» или «мэ», «лэ». Нужно произносить сам звук. Например, «Эта буква звучит так: «м». В противном случае ребенок может не научиться складывать буквы в слоги и при чтении есть риск получить что-то похожее на «мэ-а-мэ-а» вместо «ма-ма».
- Слоги
Следующим этапом становится соединение букв в слоги. О методах обучения этому будет подробно рассказано ниже.
- Слова
Конечной целью обучения является сложение слогов в слова и отработка навыка слитного чтения.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Игра «Составление слов из слогов»
Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.
Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.
Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.
5