Методики для диагностики дошкольников
Диагностика памяти у дошкольников методики:
- «Повтори рисунки» Диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления (3-4 года)
- «Цепочка действий» Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (3-4 года)
- «Запомни рисунки» Определение объема кратковременной зрительной памяти (3-5 лет)
- «Узнай фигуры» Диагностика способности к узнаванию (3-5 лет)
- «Нелепицы» Оценка элементарных образных представлений о мире, умения логически рассуждать (4-7 лет)
- «10 предметов» Диагностика способности к узнаванию (5-6 лет)
- «10 слов» Изучение объема и скорости запоминания (5-6 лет)
- «Выучи слова» Определение динамики процесса заучивания (6-7 лет)
- «Запомни фразы» Оценка смысловой памяти (6-7 лет)
- «Запомни цифры» Определение объема кратковременной слуховой памяти (6-7 лет)
- «Картинки» Оценка кратковременной и долговременной зрительной памяти (6-7 лет)
- «Назови слова» Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти (6-7 лет)
- Оценка механической памяти и способности к осмысленному запоминанию (6-7 лет)
- «Пиктограмма» Оценка объема опосредованной памяти и уровня развития образного мышления (6-7 лет)
Диагностика мышления у дошкольников методики:
- «Времена года» Диагностика уровня развития образно-логического мышления (3-4 года)
- «Кому чего не достает?» Диагностика мышления (3-4 года)
- «Лишний предмет» Исследование процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения (3-6 лет)
- «Вырежи фигуры» Диагностика наглядно-действенного мышления (4-5 лет)
- «Пройди через лабиринт» Диагностика уровня интеллектуального развития (4-5 лет)
- «Раздели на группы» Оценка образно-логического мышления (4-5 лет)
- «Что здесь лишнее?» Исследование процессов образно-логического мышления, умственных операции анализа и обобщения (4-5 лет)
- «Тест Когана» Диагностика схематического мышления (4-6 лет)
- «Определение времени года по картинкам» Оценка запаса сведений об окружающем мире (5-6 лет)
- «Обведи контур» Диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления (5-7 лет)
- Перцептивное моделирование Выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа (5-7 лет)
- «Последовательные картинки» Исследование логического мышления, способности делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи (5-7 лет)
- «Самое непохожее» Диагностика познавательного развития (5-7 лет)
- «Соедини фигуры» Диагностика наглядно-действенного мышления (5-7 лет)
- Цветные прогрессивные матрицы Равена Измерение общего интеллекта (5-7 лет)
- Выделение существенных признаков понятий Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных (6-7 лет)
- Нахождение недостающих деталей Диагностика восприятия (6-7 лет)
- Оценка словесно-логического мышления (6-7 лет)
Диагностика внимания у дошкольников методики:
- «Запомни и расставь точки» Оценка объема внимания (4-6 лет)
- «Найди и вычеркни» Определение продуктивности и устойчивости внимания (4-6 лет)
- «Найди несколько различий» Выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение (5-6 лет)
- «Проставь значки» Оценка переключаемости и распределяемости внимания (5-6 лет)
- «Кольца» Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания (6-7 лет)
- «Переплетенные линии» Оценка устойчивости и концентрации внимания (6-7 лет)
- «Цифровая таблица» Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения (используется при овладении счетом) (6-7 лет)
Диагностика воображения дошкольников методики:
- «Вербальная фантазия» Оценка быстроты воображения, оригинальности и эмоциональности образов (6-7 лет)
- «Нарисуй что-нибудь» Оценка уровня развития фантазии (6-7 лет)
- «Невербальная фантазия» (6-7 лет)
- «Придумай игру» Оценка уровня развития фантазии (6-7 лет)
- «Придумай рассказ» Оценка уровня развития воображения (6-7 лет)
Диагностика восприятия у дошкольников методики:
- «Коробочка форм» Исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов (3-4 года)
- «Узнай, кто это» Тест на восприятие (3-5 лет)
- «Какие предметы спрятаны в рисунках?» диагностика познавательных способностей (4-6 лет)
- «Найди квадрат» Выявление способности к дифференцированному восприятию (5-6 лет)
- «Что не дорисовано?» Уровень развития восприятия (5-6 лет)
- «Эталоны» Исследование степени обобщенности сенсорных эталонов, уровень интериоризации действий восприятия (5-6 лет)
- «Пиши кружочками» Оценка фонематического слуха (6-7 лет)
- Тест фонематического слуха (6-7 лет)
- «Чем залатать коврик» Диагностика уровня восприятия (6-7 лет)
- «Чтение схем-слов» Оценка фонематического слуха (6-7 лет)
Диагностика речи у дошкольников методики:
- «Расскажи по картинке» Определение активного словарного запаса (3-5 лет)
- Выделение основной мысли прочитанного текста (5-6 лет)
- Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи (6-7 лет)
Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики:
- Диагностика наличия страхов (3-7 лет)
- «Сказка» (3-5 лет)
Диагностика воли у дошкольников методики:
- Методика А. Карстен Оценка степени волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях (5-7 лет)
- Методика А.В. Запорожца Выявление уровня развития целенаправленных волевых действий, содержание нравственных мотивов поведения, соподчинение мотивов (5-7 лет)
- Методика В.И. Калин Оценка способности выполнять задание в условиях воздействия помех (5-7 лет)
- Методика Н.А. Самарина Оценка зависимости волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки (5-7 лет)
- Методика Ш.Т. Чхартишвили Оценка степени волевой активности детей при выполнении задания (5-7 лет)
- Методика Я.З. Неверович Оценка влияния цели и мотивов на формирование волевого поведения (5-7 лет)
- «Да и нет» Оценка умения ребенка действовать по правилу (6-7 лет)
- «Домик» Оценка умения действовать по образцу (6-7 лет)
- «Образец и правило» Выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, уровня развития наглядно-образного мышления (6-7 лет)
- «Палочки и крестики» Определение уровня саморегуляции и самоконтроля (6-7 лет)
- «Рисование по точкам» Оценка уровня ориентировки на заданную систему требований (6-7 лет)
Изучение личности дошкольника методики:
- «Детский апперцептивный тест» Исследование содержания потребностей, конфликтов, установок личности (3-7 лет)
- «Эмоциональное отношение к моральным нормам» (3-7 лет)
- «Влияние выразительной стороны иллюстрации на отношение дошкольника к литературному герою» (3-7 лет)
- «Изучение негативных личностных проявлений» (3-7 лет)
- «Понимание эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (3-7 лет)
- «Проявление отзывчивости у детей в семье» (3-7 лет)
- «Социальные эмоции» (3-7 лет)
- «Характер оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи» (3-7 лет)
- «Выбор в действии» Изучение и оценка межличностных отношений в группе (4-7 лет)
- «Выбери нужное лицо» Оценка уровня тревожности (4-7 лет)
- «Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок» (4-7 лет)
- «Эмоциональные реакции детей на смешные изображения» (4-7 лет)
- «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (4-7 лет)
- «Два домика» Коммуникативные особенности (5-7 лет)
- «Влияние художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников» (5-7 лет)
- «Осознание детьми нравственных норм» (5-7 лет)
- «Осознание мотивационных предпочтений» (5-7 лет)
- «Самооценка и оценка личностных качеств детей группы» (5-7 лет)
- «Изучение уровня самосознания» (5-7 лет)
- «Уровень притязаний детей в различных видах деятельности» (5-7 лет)
- «Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений» (5-7 лет)
- Каков ребенок в отношениях с окружающими людьми? Оценка коммуникативных качеств личности (5-7 лет)
- «Неоконченные рассказы» Изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая (5-7 лет)
- «Несуществующее животное» Диагностика наличия проблем во взаимоотношениях с окружающим миром (5-7 лет)
- «Три вопроса» Изучение субъективного переживания старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми (5-7 лет)
- «Три линии» Изучение уровня самооценки (5-7 лет)
- «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (5-7 лет)
- «Самооценка и моральное поведение» (6-7 лет)
- «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (6-7 лет)
- «Какой я?» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)
- «Лесенка» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)
Тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе:
- Тест Бендер Исследование зрительно-моторной координации (3-7 лет)
- «Исключение неподходящей картинки» Исследование аналитико-синтетической деятельности (4-7 лет)
- «Графический диктант» Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого (5-7 лет)
- «Загадки» Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок (5-7 лет)
- «Корректурная проба» Исследования волевой готовности к обучению (5-7 лет)
- «Лабиринт» Оценка умения соблюдать правила (5-7 лет)
- Самодиагностика для родителей (5-7 лет)
- «Составление целого из частей» Выявление степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений (5-7 лет)
- «Способность к обучению в школе» Психологическая готовность к обучению, уровень умственного развития ребенка (5-7 лет)
- Тест Керна-Йерасека Ориентировочный тест школьной зрелости (5-7 лет)
- Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека (6-7 лет)
- «Учебная деятельность» Определение уровня овладения элементами учения (5-7 лет)
- Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу (6-7 лет)
- «Опосредованное запоминание» Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента (6-7 лет)
- Определение уровня развития мелкой моторики рук (6-7 лет)
- «Построение «заборчика» Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия (6-7 лет)
- «Различение правой, левой стороны» Выявление ориентировки в схеме тела (6-7 лет)
- «Рисунок школы» Определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности (6-7 лет)
- «Систематизация» Оценка овладения элементами логического мышления (6-7 лет)
- Стандартная беседа Нежновой Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность (6-7 лет)
- «Схематизация» исследование уровня развития наглядно-образного мышления (6-7 лет)
- Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (6-7 лет)
- «Тест словаря» Исследование активного и пассивного запаса слов (6-7 лет)
- «Установление закономерностей» Выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии (6-7 лет)
Динамическая организация двигательного акта
- «Ассиметричное постукивание»
- «Графические пробы»
- «Перебор пальцев»
- Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого)
Диагностика межличностных отношений дошкольников методики:
- «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
- Проективный тест «Рисунок семьи»
- «Моя семья» — «Семья, которую хочу»
- Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
- Распознавание типов воспитания по рисункам
- Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
- Шкала соперничества между детьми
- Примеры типичных высказываний и жалоб родителей при неприятии ими своего ребенка
- Шкала степени отверженности ребенка в семье
Стрессовые ситуации в жизни ребенка
- Симптомы нервно-эмоционального напряжения у детей
- Симптомы стресса на уровне психики
- Физические проявления стресса
- Шкала самооценки ребенка
Литература
Все вышеуказанные методики входят в
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО
Мария Тазина
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях
1.1 Общее понятие психологической диагностики
1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях
1.3 Методы психодиагностики дошкольников
Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации
2.1 Общее понятие педагогической диагностики
2.2 Функции и принципы педагогической диагностики
2.3 Этапы педагогического диагностирования
Заключение
Введение
Одной из приоритетных задач дошкольного развития является охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.
Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. На сегодняшний день доказано, что чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется и возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность, то есть она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество и определяет необходимость ранней диагностики ребенка.
Глава 1. Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях
1.1 Общее понятие психологической диагностики
Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.
Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.
Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.
В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация полученных результатов.
3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.
Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:
— выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;
— определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;
— характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;
— осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.
Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике или комплексно или каждая в отдельности, в зависимости от того, какие цели стоят перед проводимым исследованием.
1.2 Система психологической диагностики в дошкольных организациях
В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую (Таблица 1).
Таблица 1 – Система диагностической работы с детьми
Цель:Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы
Показатели: Состояние здоровья и физического развития; средства: медицинское обследование;
ответственные: врач, медицинская сестра.
Показатели: Освоение образовательной программы; средства: педагогическая диагностика; ответствнные: старший воспитатель, воспитатели.
Показатели: Особенности психического развития; средства: психологическая диагностика; ответственные: практический психолог.
Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.
Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.
Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.
Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.
Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:
1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;
2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);
3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);
4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);
5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);
6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).
Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.
С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.
В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.
В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2 – Психодиагностическое обследование
Ранний возраст
(2-3 года)
Познавательная сфера: Сенсорные эталоны, общая моторика, конструктивный праксис.
Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональный фон настроения, активность.
Поведение и общение: Игра,контактность, реакция на поощрение и порицание.
Младшая группа
(3-4 года)
Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, моторика.
Эмоционально-волевая сфера: Доминирующее эмоциональное состояние, половозрастная идентификация, уровень притязаний.
Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.
Средняя группа
(4-5 лет)
Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, моторика.
Эмоционально-волевая сфера: Самосознание, доминирующее эмоциональное состояние.
Поведение и общение: Игра,коммуникативные навыки в общении со взрослыми.
Старшая группа
(5-6 лет)
Познавательная сфера: Воображение, мышление, речь, память, внимание, моторика.
Эмоционально-волевая сфера: Самооценка, статус в группе, доминирующее эмоциональное состояние.
Поведение и общение: Игра, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.
Подготовительная группа
Познавательная сфера: Память, внимание, речь, логическое мышление, воображение, моторика.
Эмоционально-волевая сфера: Мотивация, самооценка, произвольность, доминирующее эмоциональное состояние.
Поведение и общение: Игра,общение со сверстниками и взрослыми.
По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.
1.3 Методы психодиагностики дошкольников
В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Методические приемы, которые применяются для проведения диагностического обследования ребенка, должны быть краткими и удобными для быстрого получения информации из той или иной сферы личности ребенка. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью, которое может затрагивать любую тему. Важно, чтобы психолог хорошо владел методикой его проведения.
Диагностическое интервью
не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.
Метод наблюдения
является одним из основных методов в работе с детьми. Д. Б. Эльконин, известный советский детский психолог, применял наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.
Наблюдение необходимо проводить правильно: оно должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Перед началом наблюдения важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.
Для получения результатов, которые необходимы для обобщения, наблюдение должно проводиться регулярно. Это объясняется тем, что дети растут очень быстро и их психология и поведение меняется также быстро. Интервалы зависят от возраста ребенка: чем более ранний возраст, тем меньше должен быть интервал времени между очередным наблюдением. В данном случае имеется в виду осуществление научного наблюдения, которое сопровождается ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.
В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.
Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.
Метод эксперимента
часто является одним из самых надежных способов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе.
Лучшие результаты эксперимент в работе с детьми позволяет получить тогда, когда он организуется и проводится в форме игры и привычных для ребенка занятий – рисования, отгадывания загадок, конструирования и т. д. Важным моментом является то, что дети не должны подозревать, что игры проводятся специально для их изучения. Это может привести к потере интереса у ребенка к тому, что ему предлагают сделать и не позволит раскрыть интеллектуальные способности и интересующие исследователя качества.
Специфика эксперимента в детской психологии состоит в том, что экспериментальные условия не должны нарушать привычных форм деятельности ребенка и должны быть близкими к его естественным жизненным условиям.
Помимо основных методов исследования детей — наблюдения и эксперимента – применяются и вспомогательные методы. Таковыми являются анализ результатов детской деятельности
(рисунков, поделок, сочиненных ими сказок и др.) и
метод беседы
.
Наиболее широко используется анализ детских рисунков. Эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими отражаются именно в детских рисунках. При этом интерпретация не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает субъективизм исследователя, поэтому анализ детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. В связи с этим данный метод может использоваться только как вспомогательный в серьезных исследованиях.
Метод беседы
(метод вопросов) можно начинать применять с четырех лет, когда дети уже достаточно хорошо владеют речью. Так как дети дошкольного возраста еще не имеют возможности выражать свои мысли и переживания в словах, поэтому обычно они дают краткие и формальные ответы.
Правильно подобрать вопросы для беседы с детьми является большим искусством. Ребенок не всегда правильно понимает вопросы, которые адресованы ему. По этой причине при проведении психологических исследований с применением опроса детей желательно изначально убедиться в том, что ребенок правильно понимает адресованные ему вопросы и лишь после этого приступать к интерпретации и обсуждению даваемых им ответов. Беседа также может применяться в качестве вспомогательного метода.
Таким образом, психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.
Глава 2. Педагогическая диагностика детей в дошкольной образовательной организации
2.1 Общее понятие педагогической диагностики
Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:
1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.
2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.
3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.
Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.
Кроме того, педагогическая диагностика в дошкольной организации направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.
2.2 Функции и принципы педагогической диагностики
Одной из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика является функция обратной связи или информационная. Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Осуществляя наблюдение за ребенком в различных ситуациях (в свободное время, на прогулке, в игре со сверстниками и т. д., педагог делает отметки его реакций на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью.
С помощью этого ему удается узнать какие интересы у ребенка, его умения, склонности, сложности, предпочтения и значимые для него объекты, а также понять причины поведенческих проявлений. Понимание этих моментов дает возможность воспитателю снизить формальность образовательного взаимодействия, определить своеобразие образовательных целей, ориентирует его на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.
Прогностическая функция позволяет спрогнозировать протекание педагогического процесса, определить перспективы развития ребенка. Для того чтобы составить прогноз, педагог сопоставляет информацию о том, каким дошкольник был раньше и как проявляет себя сейчас. В результате чего, выявленная динамика изменений (отрицательная или положительная) способствует возможности прогнозирования изменений ребенка и предупреждения нежелательных тенденций развития.
Контрольно-корректировочная функция выявляет конкретные сложности в протекании образовательного процесса, определяет порождающие их причины. Данная функция проявляется преимущественно в процессе проведения педагогической экспертизы и предполагает наличие стандарта.
Оценочная функция устанавливает степень изменения исследуемого педагогического объекта и зависимость этих изменений от условий образовательного процесса. С помощью этой функции можно провести качественную и количественную оценку достижений дошкольников, результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.
Проведение педагогической диагностики должно осуществляться с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой педагогического процесса дошкольной организации. Содержание, цели, формы и методы диагностических процедур, а также методику анализа полученных данных определяют именно принципы педагогической диагностики.
1. Принцип объективности позволяет минимизировать субъективизм оценок, который может наблюдаться в виду того, что, как правило, проводится «включенное» наблюдение, при котором диагност находится внутри исследуемого предмета, а не отстранен от него.
2. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:
— рассмотрение ребенка как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;
— сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;
— выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.
3. Принцип процессуальности заключается в изучении явления в его генезисе и прогрессии.
4. Принцип компетентности состоит в том, что диагност принимает решения только в тех вопросах, в которых он имеет специальную подготовку; также запрещаются какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому в процессе и по результатам диагностики.
5. Принцип персонализации заключаются в требовании обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
2.3 Этапы педагогического диагностирования
Перед началом проведения диагностики необходимо ее спроектировать. В связи с чем, первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.
1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
2. Определить норму (эталон, идеал, образец, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.
3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.
4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности.
Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать2.
Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики.
Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные.
Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.
Пятый этап — целеобразовательный — предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.
Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.
Таким образом, искусство педагога заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя. Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.
Заключение
Правильно организованная и проведенная диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.
Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма.
Сборник тестов «Рабочий инструмент детского психолога»
Стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4.
Вы можете распечатать сразу все тесты, а можете распечатывать выборочно только те тесты и методики, которые нужны именно сейчас.
Наблюдать столь бурный этап развития ребёнка как дошкольное детство, не только очень интересно, но и ответственно. Особенно для детского психолога. Именно Вы призваны держать руку на пульсе и сопровождать формирование нескольких десятков маленьких личностей одновременно. Надёжный инструмент, помогающий это делать, — психологическая диагностика.
Имея под рукой «РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА», Вы значительно улучшите качество и эффективность своей работы. Сборник содержит практически все методики, ставшие классическими в образовании, которые используют большинство психологов.
Работать со сборником просто – распечатайте бланки и используйте тест!
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп
НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп
Первая задача данного обследования, которое может проводиться как психологом, так и самим воспитателем – определение умственного развития как показателя интеллектуального здоровья. Наиболее эффективные, по мнению психологов, являются следующие методики.
1. Методика «коробка форм»
включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве
(учета ракурса)
.
Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
2. 2. Методики «пирамидка»
(предметные действия)
содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов
разной величины. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия)
.
3. 3. Методика «разрезные картинки»
содержит задания на складывание картинок из нескольких частей
(от 2 до б)
.
Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.
4. 4. Методика «конструирование по образцу»
включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей
разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
5. 5. Методика «рисунок человека»
. Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития
образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.
6. 6. Методика «свободная игра»
. Ребенку предлагают набор игрушек и различных
предметов (неоформленный игровой материал)
. Ведется наблюдение за его игрой.
Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.
7. 7. Методика «дорисовывание фигур»
включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал
методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития творческого воображения (способность создавать оригинальные образы)
и абстрактного мышления.
8. 8. Методика «повторение слов и предложений»
фиксирует возможности
детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3-4 знакомых слова, детям 4 лет — 5-7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.
9. 9. Методика «вопросы но картинкам»
. Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки,и задают вопросы:
«что здесь нарисовано?»
,
«кто это?»
, «что он
(она)
делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.
10. 11. Методика «мисочки»
(включение в ряд)
проводится на том же материале, что и
методика «мисочки»
, и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым.
Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические взаимосвязи.
11. 12. Методика «рыбка»
содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение
детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.
12. 13. Методика «классификация по заданному принципу»
. Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других — по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две
группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
13. 14. Методика «свободная классификация»
. Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на
группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
14. 15. Методика «самое непохожее»
. Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур,различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее.
Методика направлена на оценку развития логического мышления.
15. 16. Методика «рассказ по картинкам»
содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например,
«зерно»
,
«росток»
,
«цветок»
,
«бутон»
, которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе.
Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.
16. 17. Методика «несуществующее животное»
. Ребенка просят нарисовать
«несуществующее животное»
, назвать его и описать его образ жизни.
Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей творческого воображения и абстрактного мышления ребенка.
17. 18. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование»
требует построения в умственном плане геометрических фигур
(кругов и квадратов)
из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата
(для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок)
.
Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ — и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.
18. 19. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны»
содержит задачи, требующие соотнесения формы
предметов с заданными образцами (эталонами)
. Детям предлагается отметить в таблице изображения
предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.
19. 20. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация»
содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать
«путь»
в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления.
20. 21. Методика «10 слов»
. Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания.
Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.
21. 22. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация»
содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое
«умножение»
классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине.
Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.
Вторая задача обследования – выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребнка-дошкольника.
1. Методика «бирюльки»
. Ребенку предлагают уложить мелкие предметы
(бирюльки, спички, бусинки)
в коробок или баночку с узким горлышком.Дается указание: класть по одному предмету.
Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.
2. 2. Методики «повторяй за мной»
и
«игра в мяч»
содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног, поз и действий с мячом по показу взрослого.
Методики выявляют уровень развития крупной моторики.
3. 3. Методика «свободный рисунок»
. Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития
образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.
Третья задача психологического обследования – изучение эмоционально-личностной сферы ребнка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (с педагогами, родителями, эмоционально-личностных трудностях как показатели психического его здоровья.
1. Методика «КАТ»
включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий.
Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).
2. 2. Методика «дополнение фраз»
содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец.Используются предложения типа:
«Девочка взяла кубик и.»
,
«Мальчик весело смеялся, потому что.»
,
«Если пойдет дождь, то.»
.
Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.
3. 3. Методика «рисунок семьи»
. Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.
4. 4. Методика «два дома»
специально предназначена для
диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.
5. 5. Методика «пиктограмма»
содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки.
Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.
6. 6. Методика «три желания»
и
«шапка-невидимка»
. Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
7. 7. Методика «игровая комната»
. Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть.При этом ребенку задается ряд вопросов типа:
«Как играть в такую игру?»
,
«А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?»
и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.
8. 8. Методика «лестница»
включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках — самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других
детей (друзей, братьев, сестер)
на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками,например:
«хороший — плохой»
,
«умный — глупый»
и др.
Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.
9. 9. Методика «выбор карточки»
. Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны
разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.
10. 10. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность»
выявляет уровень овладения элементами учения, доступными
дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.
Как приобрести сборник тестов (видеоинструкция)
Вы можете оплатить данный сборник тестов с помощью сервиса ЮКасса:
— оплатить можно любой банковской картой или ЮMoney
— после оплаты заказа письмо со ссылкой на сборник придёт на указанную Вами электронную почту
— если письмо не пришло — проверьте папку СПАМ
— если остались вопросы, напишите мне на e-mail
Политика конфиденциальности
Договор оферты
«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»
Доклад
«Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой — либотдельно взятом психологическом свойстве. Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого — педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов. Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Дети — дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х — 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Также для детей — дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него. Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.
Рекомендации
Забирая ребенка на диагностику, надо иметь в виду, что он не должен быть оторван от интересного для него занятия и приведен против своей воли. В этом случае результаты исследования могут оказаться недостоверными.
Для проведения диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Важное условие психодиагностики — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д.
Методы психодиагностического обследования дошкольников
Рассмотрим особенности применения таких различных методов исследования детей, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование.
Метод наблюдения
Метод наблюдения — один из главных в работе с детьми. Многие методы, используемые обычно при изучении взрослых,- тесты, эксперимент, опрос — имеют ограниченную сферу применения в исследованиях, проводимых на детях, из-за своей сложности. Они, как привило, недоступны детям, особенно в младенческом возрасте.
Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч.Дарвин. В 1881 году именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов. Крупный швейцарский психолог Ж.Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д.Б.Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.
Прежде чем начать наблюдение за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется, и какие результаты в конечном итоге должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели.
Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.
Во-первых,
оно может быть сплошным и выборочным.
Во-вторых,
наблюдение может быть скрытым и включенным.
В-третьих
, наблюдение может быть одноразовым и длительным.
Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков
, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.
Метод эксперимента
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализировать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.
Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры или привычных для ребенка занятий — рисования, конструирования, отгадывания загадок и т.д. Дети не должны подозревать, что игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.
Процедура эксперимента оказывает большее влияние на детей, чем на взрослых. Объяснение этому находят в особенностях детской психики
:
- Дети более эмоциональны при общении со взрослым
. Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо любезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.
Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним.
- Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого.
Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникаций будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.
- Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый
. Экспериментаторам рекомендуется обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, давая тот или иной ответ.
Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности. Поэтому эксперимент с участием детей должен быть приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка.
Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.
Тест
— это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.
Вспомогательные методы
Кроме основных методов исследования детей – наблюдения и эксперимента — используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности- все это существенно влияет на диагностический портрет личности. Интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как вспомогательный.
Метод беседы (метод вопросов) можно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речь, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы.
Заключение:
Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Кроме того, следует учитывать, что недостаточно развиты такие процессы как память, внимание, мышление, воображение. Чаще всего применяют такие методы исследования как наблюдение и эксперимент, а также вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности и беседа. Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.
Литература:
Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.,1967
Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М., 1973
Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.,1991
Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб., 2002.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.,1969
Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских вохрастах.-М.,1995
Картотека диагностических методик
Второй параметр – познавательная активность. Показателями данного параметра выступают разнообразие действий с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность. Разнообразие действий с предметами характеризует стремление и умение ребенка с помощью разнообразных действий извлечь максимум информации о предмете. Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельность отражает степень любознательности ребенка, удовольствия от действий и их результата, настойчивости в попытках завладеть предметом, обследовать его. У младенца, находящегося в благоприятных условиях воспитания, предметно-манипулятивная деятельность окрашена яркими положительными эмоциями, он активно ищет и находит себе занятие, умеет извлечь интерес даже из внешне непривлекательного предмета. Дети, имеющие дефицит общения со взрослыми, характеризуются низким уровнем любознательности. Они часто испытывают страх перед новыми предметами или остаются безразличными к ним, не проявляют активности в поисках занятия, могут длительное время проводить в бездействии. Их действия с предметами малочисленны и однообразны, редко сопровождаются проявлениями радости.
Для выявления характеристик выделенных параметров проводятся соответствующие диагностические пробы.
Описание диагностических ситуаций
Ситуация 1. “Разные игрушки”.
Цель: определение параметров предметно-манипулятивной деятельности со знакомыми ребенку предметами. В данной пробе ребенку предоставляется возможность актуализировать наличный уровень владения предметно-манипулятивной деятельностью.
Организация предметной среды. Взрослый подбирает и складывает в мешочек или пакет набор игрушек. В него должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки. Этот предмет позволяет осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), специфические (катать, надевать на палец через отверстие), так и игровые, культурно-фиксированные (использовать как “руль” или “тарелку”) действия. С помощью погремушки, резиновой игрушки “пищалки”, мяча, телефонной трубки ребенок производит специфические действия (гремит, размахивая погремушкой, сжимает резиновую игрушку, катает мяч). Мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка дают возможность и для исследовательских, и для игровых, культурно-специфических действий (“баюкать”, “кормить” куклу, самому “пить” из чашечки и т.д.).
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит на специальном стульчике перед столом, а взрослый рядом с ним. Он последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения. Если ребенок проявит инициативу (например, протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение. В случае, когда ранее уже проводилась диагностика развития общения ребенка, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе ситуативно-делового общения. Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого. Данные, полученные при диагностике общения, можно использовать для характеристики предметно-манипулятивной деятельности. Если при проведении диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели предметно-манипулятивной деятельности, эти пробы можно объединить. В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности. Форма протокола приведена ниже.