Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся младших классов
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
у учащихся младших классов.
Одним из главных направлений логопедической работы по устранению ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез предполагает:
1. Анализ предложений на слова и синтез слов в предложении;
2. Слоговой анализ и синтез;
3. Фонематический анализ и синтез.
Рассмотрим каждую позицию более подробно.
Анализ структуры предложения
Анализ структуры предложения предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.
С целью формирования и развития этого умения Бабушкина Л.А. предлагает ученикам следующие задания:
1. определить границы предложения в тексте;
2. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов;
3. придумать предложение с определённым количеством слов;
4. увеличить количество слов в предложении;
5. составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения;
6. составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте;
7. придумать предложение с определённым словом;
8. составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками;
9. по графической схеме придумать предложение;
10. определить место слова в предложении (по счёту);
11. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Слоговой анализ и синтез
Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает нашим учащимся более эффективно овладеть звуковым анализом слова.
Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание, воспринимаются как оттенки согласных звуков, которые кинестетически являются более чёткими.
Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается акцент на гласные звуки.
В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий
. Сначала работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах работы переносится это действие во внутренний план, осуществление его на основе слухо – произносительных представлений.
При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства учащимся предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо. Предлагается учащимся тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Этот приём хорош в использовании, потому что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные звуки. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных звуков и слогов в слове.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане главной задачей ставится умение выделять гласные звуки в слове
. На этом этапе дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление.
С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные, необходима предварительная работа по развитию дифференциации гласных и согласных, выделению гласных звуков из слова. Эта работа начинается в начальной школе и проводится вплоть до снятия ребёнка с логопедического учета.
В работе по выделению гласного звука из слога предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол
.
Используются следующие задания:
- назвать только гласный звук слога;
- поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
- записать только гласные буквы слогов;
- придумать слог с соответствующей гласной;
- определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву;
- придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
Далее следует работа по выделению гласных звуков из слова. Сначала предлагаются односложные слова различной структуры (ум, да, сом, волк, двор). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Составляется соответствующая графическая схема слов. Дальше идёт аналогичная работа на материале двусложных и трехсложных слов.
Рекомендуются следующие упражнения:
- назвать гласные звуки слова;
- записать на схеме только гласные данного слова;
- выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки;
- разложить картинки под гласными буквами, предварительно дети называют эти картинки;
- разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;
- придумать слова по различным графическим схемам, на которых написаны гласные буквы.
Закрепление действий слогового анализа и синтеза
проводятся с использованием следующих заданий:
- повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов;
- определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру;
- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии;
- назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога;
- выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Например, детям даю картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получается предложение «Мама купала Лару»;
- определить пропущенный слог в названии картинки;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке;
- определить слово или предложение, произнесённое по слогам;
- выделить из предложений слова, состоящие из 1, 2, 3-х слогов;
- по сюжетной картинке назвать слова из 1, 2, 3-х слогов. Предварительно дети называют предметы, изображённые на картинке;
- дидактические игры «Поезд», «Играем в школу», «Слоговая путаница» и др.
На последнем этапе работы предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане
, на основе слухо — произносительных представлений:
- придумать слова с одним, двумя, тремя слогами;
- придумать слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом ма;
- придумать слово с определённым слогом в конце слова, например со слогом ка;
- определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их проговаривания);
- поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Логопед демонстрирует картинку, не называя её;
- по сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из одного, двух, трёх слогов.
Полезными являются также упражнения, с использованием букв разрезной азбуки, запись слогов
:
- составить слоги из букв разрезной азбуки;
- изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;
- работа с таблицами слогов. Логопед показывает буквы в определённом порядке и даёт задание назвать слог;
- составить из букв азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш;
- записать только слоги, начинающиеся с гласного звука;
- записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком;
- записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
Эти упражнения довольно трудные для учащихся, но очень эффективные в плане развития слогового анализа и синтеза.
Фонематический анализ и синтез
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом наши дети овладевают с трудом, вследствие тугоподвижности психических процессов (В.К. Орфинская).
Практика показывает, что ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространёнными и с трудом поддаются коррекции. Поэтому планомерная и последовательная работа с детьми по их преодолению приобретает особую значимость в коррекции дисграфии.
Работа по формированию языкового анализа и синтеза включает 3 этапа: формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Условно можно выделить 3 уровня коррекции: синтаксический, лексический и фонетический.
Задачи упражнений по формированию и развитию умений анализа и синтеза структуры предложения:
1. Формировать умение определять интонационную законченность предложения. Данное умение помогает сформировать у детей понятие о предложении как о единой синтаксической единице. Его отработка на занятиях может проходить в игровой форме, в виде устной работы, с использованием письменных упражнений: расставить точки правильно, поставить нужный знак препинания в конце предложения и т.д.
2. Развивать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Решение этой задачи требует опоры на наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, карточки): придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём; придумать предложение с определённым количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Например, дети придумывают предложения со словом “дуб”: “Дуб растёт около школы. На дубе появились листочки. На высоком дубе птицы свили гнёзда. Дети играют под дубом”. Потом учащиеся называют предложение, в котором слово “дуб” стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д. Предлагаю детям и другие задания: придумать предложение с определённым словом; составить графическую схему предложения (предложение обозначается одной длинной полоской, слова — короткими полосками); по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счёту); поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (карточки можно заменить веером с цифрами).
3. Обучать детей составлять предложения из слов, данных с нарушением последовательности (без изменения и с изменением грамматических форм слов). Для решения этой задачи необходимы подготовительные упражнения, направленные на формирование новых умений. Степень участия детей в них сводится к минимуму, так как основным является усвоение алгоритма их выполнения.
Коррекционную работу провожу сначала на материале слов, данных в нужной грамматической форме. Учащимся, которые испытывают особые трудности в определении порядка слов в предложении, предлагаю выполнить работу по карточкам, где в ряду слов одно записано с большой буквы. На последующих этапах усложняю задание.
Для развития слухового внимания и умения правильного грамматического оформления предложений в устной речи предлагаю исправить несуразности в предложениях (“Правда или шутка?”, “Исправь ошибки”). Такие задания вызывают интерес, вносят в занятия элемент соревнования. Все учащиеся стремятся проявить смекалку и сообразительность. Моменты эмоциональной разрядки должны присутствовать в каждом коррекционном занятии. Замечательно, если они станут неотъемлемой его частью.
Во время работы с предлогами сначала уточняю пространственные значения предлогов с опорой на схемы, а потом другие их значения. Для закрепления умения правильно выбирать предлог использую дидактические игры, например, “Слово подбирай, предлог называй” (игра с мячом). Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, мяч. На доске — предметные картинки: ребёнок, дудочка, мяч, шашки, кубики, щенок. Произношу слово “играет” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся называет словосочетание с добавлением нужного предлога: “Играет на дудочке”. Затем мяч передаётся следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.
Другой вариант игры. На доске — предметные картинки: белка, диван, цветок, корзинка, самолёт, машина. Под картинками — схемы предлогов. Произношу слово “летит” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся составляет предложение “самолёт летит над городом” и возвращает мяч педагогу. Ведущий называет новое слово “растёт” и кидает мяч следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.
Дидактическая игра “Меткие стрелки”. Оборудование: карточки с предлогами, мишени (квадраты из картона), круглые магнитики, синие и красные фишки. У учащихся по две карточки (количество карточек можно варьировать в зависимости от количества игроков) с записанными на них предлогами (в, на; под, за; с, из и т.д.). На доске — предложения с мишенями вместо предлогов. Игроки шёпотом читают предложения. Затем учащийся (учащиеся), который считает, что карточка с нужным предлогом находится у него, выходит к доске. На место мишени крепится карточка с предлогом. Учащийся читает предложение. Если мишень поражена, он получает синюю фишку, если ошибся — красную. Выигрывают учащиеся, у которых наименьшее количество красных фишек.
Параллельно включаю задания на отработку умения раздельного написания предлогов со словами. Для лучшего запоминания правила зачитываю четверостишье Н.Бетеньковой:
Из леса, к лугу, на полянку,
У кустика, с тропинки, в ямку,
От речки, около дороги —
Пиши отдельно все предлоги!
Затем провожу работу по дифференциации предлогов и приставок. На этом этапе коррекции значимыми являются тренировочные упражнения, которые способствуют преодолению ошибок языкового анализа и синтеза и позволяют детям автоматизировать процесс их различения.
Задачи упражнений по формированию слогового анализа и синтеза на лексическом уровне:
1. Формировать умение определять количество, последовательность и место слогов в слове. Работа в этом направлении начинается с актуализации на занятиях имеющихся знаний о слове и слоге. Проводится дифференциация понятий “слово” и “слог”. Затем дети выполняют задания, направленные на закрепление умения разграничивать данные понятия. Задания, как правило, носят игровой характер: “Хлопни в ладоши, если услышишь слог”, “Помаши руками над головой, если это будет слово”, “Если я назову слово, то улыбнись, если слог — нахмурься”.
При определении количества слогов с опорой на внешние вспомогательные средства использую следующие приёмы: отхлопать или отстучать слово по слогам; сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.
Для развития умения определять последовательность слогов в слове предлагаю дидактическую игру “Назови словечко”, которая способствует закреплению словарных слов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки. Игру можно проводить в два этапа.
Первый этап. На доске — картинки: яблоко, котёнок, банан, книга, огурец, собака, ворона, картофель, автобус. Называю гласные буквы, которые есть в названии одной из картинок. Учащиеся должны назвать задуманное слово и проговорить его орфографически по слогам. Затем дети записывают слово в тетрадь и подчёркивают гласные буквы. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывают те, у кого больше фишек.
Второй этап (работа на уровне словосочетания). Дети подбирают к записанным именам существительным подходящие имена прилагательные с таким же количеством слогов: яблоко вкусное, яблоко сочное; банан спелый, банан жёлтый и т.д. Выигрывают те, у кого больше фишек.
2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов. Работа по выделению гласного звука и слога из слова предполагает использование следующих заданий: назвать гласный звук слова; поднять букву, соответствующую гласному звуку; записать только буквы гласных звуков; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слове, показать соответствующую цифру; придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.
На этом этапе работы составляются схемы слова: с использованием только гласных звуков, распределением картинок в зависимости от количества слогов в их названии, определением пропущенного слога в названии картинки, выделением из предложения слова, состоящего из определённого количества слогов. Предлагаю упражнения, несущие дополнительную нагрузку, например, “Подружи слова”. В нём необходимо разделить слова каждого ряда на две равные группы и объяснить принцип группировки, а затем выписать слова, состоящие из трёх слогов.
Корова, телёнок, ягнёнок, овца.
Сентябрь, июнь, лето, осень.
Сентябрь, январь, ноябрь, декабрь.
Дуб, сосна, ель, берёза.
Следует отметить, что выполнение таких заданий всегда проходит оживлённо и вносит разнообразие в коррекционную работу.
Задачей заданий по формированию действия слогового анализа и синтеза является развитие фонематических процессов, внимания и памяти. Решению этой задачи способствует полифункциональный характер некоторых упражнений.
Фонетическая работа включает развитие звукового анализа и синтеза слов простых и сложных форм, формирование дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.
Задачи упражнений по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза:
1. Формировать умение определять количество, последовательность и место звуков в слове.
2. Обучать умению производить звуко-буквенный анализ и синтез слов (простые и сложные формы). Работу по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза начинаю с закрепления навыков элементарной формы звукового анализа. Если учащиеся с дисграфией владеют им достаточно хорошо, то переходят к формированию сложных форм языкового анализа и синтеза. Коррекционную работу по развитию сложных форм языкового анализа и синтеза осуществляю с учётом последовательности этапов формирования умственных действий.
На подгрупповых коррекционных занятиях с учащимися 3—4 классов по развитию и закреплению умений фонематического анализа и синтеза при дифференциации парных звонких и глухих согласных использую не отдельные карточки с известными символами согласных звуков, а звуковые полоски. Они позволяют заменить традиционное поднимание карточек с изображёнными на них символами на простое прикосновение к выбранному символу карандашом или ручкой. Например, при различении парных согласных б — п в словах, которые являются ответами к загадкам, перед записью слова в тетрадь учащиеся показывают на звуковой дорожке, какой звук они услышали в слове “белка”. Потом уточняю, какая гласная указывает на его мягкость, а затем записываю слово. Это позволяет избежать ошибок, связанных с заменой согласных и обозначением их мягкости на письме гласными буквами. Такие полоски удобны в использовании при проведении дидактической игры “Необычный светофор”, где они выступают в роли светофора. Оборудование: звуковые дорожки с изображениями символов согласных звуков, предметные картинки (их подбор проводится с учётом пары дифференцируемых звонких и глухих согласных), красная карточка для ведущего. Прошу учащихся помочь словам перейти дорогу с помощью необычного светофора, а затем показываю картинки. Игроки определяют, какой из дифференцируемых согласных будет в этом слове, и дотрагиваются указкой до нужного сигнала светофора. Если ребёнок допускает ошибку, то ведущий показывает ему красную карточку. После исправления ошибки игра продолжается. Дети с удовольствием играют, отрабатывая умения дифференциации парных звонких и глухих согласных.
На заключительном этапе использую дидактическую игру “Умники и умницы” (играют 2—3 пары детей). Оборудование: карточки с написанными буквами и цифрами. Игра проводится в парах. Предлагаю расшифровать слова и записать их, объединить слова в пары по какому-либо признаку: по количеству гласных в словах; по одинаковому количеству слогов, звуков, букв, гласных; по наличию определённой орфограммы; по смыслу. Одно слово может объединяться с несколькими словами (в зависимости от выбора основания для объединения). Например: радуга — краски (по смыслу); туча — дача (по общей орфограмме); помидор — радуга (по количеству слогов); краски — крошки (по количеству букв) и т.д. Выигрывает команда, которой удалось составить наибольшее количество пар из расшифрованных слов за определённое время и объяснить основания для их объединения.
3. Развивать сукцессивные функции. Систематически провожу упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций, развивающих способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Работа в этом направлении ведётся не изолированно, а параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.
Использование эффективных упражнений полифункционального характера способствует преодолению специфических ошибок письма у учащихся и позволяет обеспечить определённые условия для повышения качества коррекционного процесса.
Татьяна ПАСТАРНАКЕВИЧ, учитель-дефектолог гимназии Ляховичей.
www.Logopedy.ru
Лабо Родика Степановна Учитель-логопед высшей категории, г. Тверь
Формирование фонетико — фонематической стороны речи у детей – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счета ещё до того, как прозвенит первый звонок , предупредить ошибки при письме и чтении, появление дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.
Современная школа требует от детей поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способности к анализу и обобщению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.
Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить двусложные (па-па) и трехсложные (ма-ли-на) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.
Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначается не что иное, как звуки речи. Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо:
- Очень четко ориентироваться в звуках,
- Уметь правильно их произносить,
- Безошибочно различать их на слух,
- Определять наличие или отсутствие звука,
- Место расположения заданного звука в слове.
Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно-сохранном слухе и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей и воспитателей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, влекут изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.
Основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желания, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом. Особая роль родителей необходимо в комплексе следующих мероприятий:
- Соблюдение единых требований к ребенку
- Контроль за выполнением заданий в домашних условиях
- Приучать к звуковому анализу
- Постоянно активизировать слуховое восприятие ребенка
- Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих.
Использованная литература:
1. З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям» — СПб – Детство-пресс. 2009г.
2. Л.М.Козырева «Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет» — Москва «Гном и Д»- 2006г.
3. Н.Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки» — СПб.:Лань 1999г.
4. Л.П.Барылкина, И.П.Матраева, Л.П.Обухова «Эти трудные согласные» — М.:5 за знания, 2005г.
5. А.Ундзенкова, Л.Колтыгина «Звукарик» — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998г.
6. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2001г.
7. .3.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» — Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001г.
8. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» — М.: «Просвещение», 1991г.
9. Ж.М.Флерова «Логопедия» — Ростов н/Д: Феникс, 2000г.
10. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» — М.: «Просвещение», 1989г.
11. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» — СПб.: «Лань», 1998г.
12. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» — СПб.: «Литера», 2003г.
13. Н.С.Варенцова, Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М. «Акалис», 1995г.
Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку | Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже |
Social commentary Cackle