Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детейкартотека по логопедии на тему


Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детейкартотека по логопедии на тему

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки ( желтая, оранжевая, малиновая, золотая)

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Замело елочку».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: елочка ,снег( из пенопласта), коктельная трубочка

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.

«Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мельница»

Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ветряная мельница

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его.

«Гонки»

Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл

Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта . Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину , чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу.

«Ароматные коробочки»

Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами( мандарина, чая, гвоздики)

Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

«Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

Обними себя

Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

  1. Сделать глубокий вдох.
  2. Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.
  3. Плавно и медленно вернуться в и.п., делая глубокий медленный вдох.

Какую роль играет воздух в речи?

Человек не сможет произнести ни одного слова, если воздух не пройдет через голосовые связки. Поток должен выходить медленно и равномерно. Говорить можно только во время выдоха, когда грудная клетка с определенным усилием выдавливает воздух из легких. Струя должна проходить не только с нужным усилием, но и в правильном направлении. Взрослый человек не замечает этих тонкостей, у него разговор происходит автоматически, без участия сознания.

Чтобы понять, как трудно малышу научиться говорить, попробуйте сами произнести самую короткую фразу, беспорядочно вдыхая и выдыхая. Ребенку нужно помочь, этим должны заняться мама с папой. Бесполезно объяснять ему устройство речевого аппарата, работу голосовых связок. С двухлеткой нужно не проводить уроки, а играть, при помощи интересных упражнений он сам начнет говорить правильно.

Важно!

Если вы выполнили все рекомендации, но не заметили положительного результата, обратитесь к логопеду. Профессионал выявит причины неправильной речи и устранит их.

В вашем окружении может оказаться человек, который не умеет правильно дышать при разговоре. Если ребенок любит этого гостя, он может перенять его манеру. Не смейтесь над своим другом, объясните ребенку, что дядю Петю никто не научил правильно дышать, если малыш хочет помочь ему, пусть сначала сам начнет правильно говорить, а потом научит своего знакомого. Такой стимул усилит желание малыша правильно выполнять упражнения.

Как правильно дышать?

Большинство людей привыкли дышать грудной клеткой, но такое дыхание не является правильным, и с ним вы не добьетесь нужных результатов, так как при дыхании грудью вы ограничиваете свой организм в поступлении кислорода.

Какое же дыхание является правильным?

Дыхание животом, а если точнее, диафрагмой, считается правильным и более полезным. При вдохе диафрагма напрягается и опускается, позволяя легким полностью расправиться. При выдохе она расслабляется, купол диафрагмы поднимается, сжимая легкие и выталкивая из них воздух.


Диафрагменное дыхание считается правильным дыханием.

Как же научиться правильно дышать?

  • Первым делом лягте на спину, закройте глаза и расслабьтесь. Приятное начало? :)
  • Теперь положите одну руку себе на живот, вторую руку — на грудь. Вдохните и проследите, какая рука у вас осталась неподвижной, а какая поднялась. Важно добиться того, чтобы при вдохе поднималась та рука, которая лежит у вас на животе.
  • После того, как вы научитесь дышать животом лежа, встаньте на ноги и повторите свое мастерство уже стоя.
  • Вуаля! Правильную технику дыхания вы уже освоили! Но на этом останавливаться никак нельзя.

Зачем нужно правильное дыхание?

Артисту и оперному певцу необходимо рассчитывать объем воздуха в легких, чтобы в самый кульминационный момент напряженного монолога не потребовалась незапланированная пауза на вдох. Возможно, будущая профессия вашего малыша не потребует от него таких способностей, но умение правильно говорить необходимо любому человеку. Мало кто прислушается к мнению собеседника, если он говорит неразборчиво, проглатывает окончания слов, останавливается для вдоха в самой середине фразы.

При хорошо поставленной речи человек может говорить долго, и этот процесс его не утомит. Если вдохи и выдохи происходят беспорядочно, на произнесение слов и фраз затрачивается много энергии, мышцы, участвующие в речи, быстро устают. Не надейтесь, что со временем все наладится. Любому из нас приходилось беседовать с людьми, которые то быстро тараторят, то вдыхают посередине длинного слова. Вы хотите, чтобы ваш малыш говорил так всю жизнь? Если нет, начинайте тренировать правильное дыхание в 2-3 года.

Педагоги и медики заметили, что у подвижных детей, которые постоянно бегают, прыгают, танцуют, дыхательная система развита лучше, чем у любителей мультиков и рисования. Плохо влияют на дыхание и заболевания носоглотки, легких, бронхов. Подходите к развитию речевого дыхания комплексно: следите за здоровьем ребенка, не давайте ему долго сидеть неподвижно, выводите на спортивную площадку. Во время зарядки или подвижных игр наблюдайте, как дышит ребенок, объясните, что при правильном вдохе и выдохе он будет бегать быстрее, а прыгать выше.

Мало кого не раздражают неуместные паузы в речи собеседника. Это не только некрасиво, но и может привести к искажению смысла сказанного. Вспомните исторический пример с фразой: «Казнить нельзя помиловать». Представьте, что это было не написано на бумаге, а сказано вслух. После первого слова у говорящего закончился воздух, он вдохнул и быстро проговорил конец предложения. Чтобы подобные казусы никогда не произошли с вашим ребенком, учите его говорить красиво и правильно.

Упражнения для дошкольников

Если с ребенком хорошо занимались, в 5 лет он уже должен говорить правильно, но дополнительные занятия все равно не повредят. Хорошо развивают речевое дыхание музыкальные игрушки: свистки, дудочки, губные гармошки. С декоративными свистульками в виде птиц и животных можно разыграть сценку разговора: петушок что-то спрашивает, курочка отвечает. Если в 2 года малыш иногда мог извлечь из свирели отрывистый звук, то сейчас можно научить ребенка играть плавные приятные мелодии.

Когда ребенок хорошо освоит музыкальные инструменты, попробуйте научить его свистеть в стеклянный или пластиковый пузырек. Нижнюю губу нужно слегка прижать к боку сосуда рядом с отверстием, струя воздуха идет внутрь. Направление выдоха следует немного менять, пока не появится звук. Упражнение получается не у всех – не настаивайте, скажите, что вернетесь к этому заданию через месяц или два.

Для хорошо развитой дыхательной системы неплохой тренировкой станет надувание игрушек или воздушных шариков. Купите пластиковую уточку, возьмите ее на пруд и скажите, что если малыш хочет поплавать с игрушкой, он должен надуть ее сам. Можете предложить надуть и воздушные шарики, но сначала попробуйте это сделать сами: некоторые изготовители выпускают настолько тугие изделия, что надуть их можно только специальным насосом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]