- Главная
- Нарушения речи
ОНР 2 уровень — это явное нарушение речевого развития у детей с нормальными показателями интеллекта, слуха, при котором наблюдаются заниженные способности к вербальному общению.
Аббревиатура ОНР расшифровывается как общее недоразвитие речи. Дошкольник говорит отдельными словами и короткими фразами, допуская массу грамматических ошибок. Распространенные предложения в речи не присутствуют, активный словарный запас крайне беден. Одновременно с нарушениями лексического строя наблюдаются расстройства фонематического слуха, артикуляции.
Вопросами ОНР занималась профессор НИИ Дефектологии Р. Е. Левина. На основании ее научных трудов сегодня проводится разработка коррекционных программ для детей с логопатологиями.
Причины
Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:
- гипоксия плода;
- резус-конфликт между матерью и ребенком;
- родовая асфиксия;
- травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
- инфекции с нейротоксикозом;
- перинатальная энцефалопатия;
- педагогическая запущенность;
- дефицит общения;
- наследственность
- отрыв от дома, или синдром госпитализма.
Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.
Симптомы
Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:
- У ребенка диагностируется ЗРР (возрастная задержка речевого развития).
Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.
- Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
- Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
- Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
- Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
- Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
- Есть смешения числовых категорий.
- До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
- В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
- Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
- В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: дизартрия, СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.
Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.
Диагностика
Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:
- Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
- Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
- Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
- Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.
Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.
Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.
Общее понятие ОНР
ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.
Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.
В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.
Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.
Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.
Коррекция
Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:
- Развитие навыка понимания чужой речи
- Расширение словарного запаса
- Составление слов
- Развитие фонематического слуха
- Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
- Развитие навыка связного высказывания на свободные темы
Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.
Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.
Понимание чужой речи и расширение словарного запаса
Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.
Основная задача занятий по развития навыка общения — установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.
Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.
Приведем несколько примеров таких ситуаций:
- Дети собираются на прогулку
Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.
- Просьбы
“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.
- Раскладываем игрушки по местам
Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.
Для различения словоформ используйте парные картинки:
- Единственное и множественное число глаголов, существительных
Рыбки плывут – рыбка плывет.
- Времена глагола
Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.
- Падежные формы существительных
Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.
- Притяжательные местоимения, прилагательные
Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.
- Пространственные понятия
Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.
Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “Фрукты“, “Овощи“, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.
Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.
Обучение составлению слов
Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:
- Большой – маленький.
Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.
- Прибавь приставку.
Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.
Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.
Развитие фонематического слуха
Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.
Следующие этап — это различение звуков речи:
- Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?
Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.
- Сходные формы слов.
Поколочу – дам по калачу.
- Неправильное эхо.
Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.
Составляем предложения
Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:
- Что он делает?
Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.
- Что?
Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.
- У меня есть.
Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.
- Восстанови правильный порядок слов.
Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.
- Развернутые ответы на вопросы.
Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?
Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.
Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:
- Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.
Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.
- Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.
При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.
Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание
Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:
- Опиши картинку.
- Что изменилось за окном?
- Кто что сегодня надел?
- Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
- Восстанови последовательность по картинкам.
- Сопряженное проговаривание.
Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?
Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.
Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть пальчиковая гимнастика, разминка туловища.
Характеристика проблемы
ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.
Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.
Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.