Тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла
Методика помогает определить уровень владения своими эмоциями и умение использовать их в повседневной жизни. Испытуемому предлагается 30 утверждений, их нужно примерить на себя и оценить, насколько они соответствуют действительности. На выбор представлено 6 вариантов ответов: от “полностью согласен” до “полностью несогласен”.
Тест оценивает EQ по 5 шкалам:
- Эмоциональная осведомленность – умение правильно распознавать и классифицировать свои эмоции.
- Самомотивация – умение влиять на свое поведение.
- Управление собственными эмоциями – самоконтроль, психологическая гибкость.
- Эмпатия – умение считывать чужие эмоции по внешним проявлениям, сопереживать другим людям, а также предсказывать их реакции.
- Управление чужими эмоциями – способность влиять на эмоциональное состояние окружающих.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Достоверность результатов во многом зависит от степени искренности испытуемого и адекватности самовосприятия. Поэтому не советую полагаться лишь на эту методику.
Перейти к тесту
Интерпретация
Сырые баллы
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
совсем не согласен | 0 баллов | 3 балла |
скорее не согласен | 1 балл | 2 балла |
скорее согласен | 2 балла | 1 балл |
полностью согласен | 3 балла | 0 баллов |
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Понимание чужих эмоций | 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 | 38, 42, 46 |
Управление чужими эмоциями | 9, 15, 17, 24, 36 | 2, 5, 30, 40, 44 |
Понимание своих эмоций | 7, 14, 26 | 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45 |
Управление своими эмоциями | 4, 25, 28, 37 | 12, 33, 43 |
Контроль экспрессии | 19, 21, 23 | 6, 10, 16, 39 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 | 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект | 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 | 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45 |
Понимание эмоций | 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 | 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46 |
Управление эмоциями | 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 | 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44 |
Общий уровень эмоционального интеллекта | 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 | 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 |
Стенайны
Стенайны | Сырые баллы по шкалам | |||
МЭИ | ВЭИ | ПЭ | УЭ | |
1 | 31 и меньше | 28 и меньше | 31 и меньше | 29 и меньше |
2 | 32–34 | 29–32 | 32–34 | 30–32 |
3 | 35–37 | 33–36 | 35–37 | 33–36 |
4 | 38–40 | 37–40 | 38–40 | 37–40 |
5 | 41–44 | 41–44 | 41–44 | 41–44 |
6 | 45–47 | 45–48 | 45–47 | 45–47 |
7 | 48–51 | 49–53 | 48–51 | 48–51 |
8 | 52–55 | 54–57 | 52–56 | 52–56 |
9 | 56 и больше | 58 и больше | 57 и больше | 57 и больше |
Тест EQ на платформе Викиум
Этот тест, в отличие от предыдущей методики, не заставит вас копаться в себе. Все, что нужно делать, – это смотреть на фотографии людей и выбирать из списка подходящие к ним эмоции. Всего их представлено 7: удивление, гнев, радость, отвращение, страх, презрение, печаль.
Методика оценивает способность считывать чужие эмоции. Люди, у которых она хорошо развита, умеют общаться деликатно и гибко, в отличие от нечутких людей. Онлайн-тест покажет, насколько верно вы определили эмоции, выделит самые проблемные из них.
Перейти к тесту
Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. В. Люсина
Методика разработана нашим отечественным психологом на основе его собственных исследований. Рассчитана на детей с 13 лет и взрослых. Она позволяет оценить 2 показателя: межличностный и внутриличностный интеллект. Первый отвечает за умение ориентироваться в чужих эмоциях: предугадывать их, направлять в нужное русло, сопереживать и даже манипулировать ими в своих целях.
Второй показатель отражает способность человека контролировать собственные эмоции, т. е. сдерживать проявление нежелательных и вызывать желаемые. Эти два типа интеллекта тесно связаны между собой, поэтому высокие результаты по одной шкале чаще всего сопровождаются высокими результатами и по другой.
Всего в тесте 46 утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. И опять же вам придется самим оценивать свои способности, что накладывает отпечаток на результаты. Например, даже мне, дипломированному психологу, было сложно оценить утверждение “Я легко понимаю мимику и жесты других людей”.
Перейти к тесту
Теоретические основы
Основная статья: Эмоциональный интеллект
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:
Межличностный эмоциональный интеллект | Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
Понимание эмоций | Понимание чужих эмоций | Понимание своих эмоций |
Управление эмоциями | Управление чужими эмоциями | Управление своими эмоциями |
Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.
Детальный тест на EQ
Методика разработана лабораторией Individual Differences Research. В ее основе лежат исследования профессора Университетского колледжа Лондона К. Петридиса. Она помогает оценить 15 компонентов эмоционального интеллекта, среди которых адаптивность, социальная ответственность, саморегуляция, эмпатия, стрессоустойчивость, самомотивация и другие.
Испытуемому предлагается 60 утверждений, с которыми нужно согласиться или опровергнуть их. После ответа на все задания вы получаете результат. К сожалению, он не настолько подробный, как хотелось бы. Вы увидите, как у вас развит каждый компонент в процентах. И чем ближе показатель к сотне, тем лучше обстоят дела. А также вы получите оценку состояния эмоциональной сферы в целом.
Перейти к тесту
Тест Пола Экмана на определение эмоций по микровыражениям
Еще одна бесплатная методика, в которой диагностика проводится с помощью фотографий. Разработал ее американский ученый Пол Экман – специалист в области эмоций, эксперт по распознаванию лжи. Кстати, моделью является дочь Пола. Именно ее вы увидите в серии из 39 фотографий. Эмоций выделено 7: гнев, презрение, печаль, отвращение, радость, страх, удивление. К каждой картинке нужно подобрать соответствующую.
После ввода ответов вы узнаете, какие эмоции распознаете хорошо, а какие – не очень.
Перейти к тесту
Нормативные показатели к тесту ЭИ
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. . Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Тест на определение EQ Дэниела Гоулмана
У американского психолога Дэниела Гоулмана свой, отличный от других, взгляд на измерение EQ. В своей методике он не использует прямых вопросов в лоб, а предлагает испытуемому примерить на себя одну из 10 ситуаций и попытаться предсказать свои действия.
Ситуации самые разные: плохая оценка в школе, неожиданная тряска в самолете, ссора с любимым человеком. На выбор представлено 4 варианта поведения в каждой из них. Однако для меня так и осталось загадкой, как автор интерпретирует выбор испытуемого.
Перейти к тесту
(+ прямой вопрос, -обратный)
№ Утверждение Субшкала Ключ 1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП + 2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ — 3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП + 4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ + 5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ — 6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ — 7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП + 8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП — 9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ + 10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ — 11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП + 12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ — 13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП + 14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП + 15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ + 16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ — 17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ + 18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП — 19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ + 20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП + 21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ + 22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП — 23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ + 24. Если надо, я могу разозлить человека МУ + 25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ + 26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП + 27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП + 28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ + 29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП + 30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ — 31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП — 32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП + 33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ — 34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП + 35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП — 36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ + 37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ + 38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП — 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ — 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ — 41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП — 42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП — 43. Я не умею преодолевать страх ВУ — 44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ — 45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП — 46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП —
Тест на эмоциональный интеллект Дж. Саловея и Д. Карузо
Это, пожалуй, самая достоверная методика на сегодняшний день. Она позволяет оценить 4 составляющие эмоционального интеллекта:
- способность к восприятию и выражению эмоций;
- умение использовать эмоции для повышения эффективности деятельности;
- способность понимать и анализировать эмоции;
- способность управлять своими эмоциями.
На каждый компонент рассчитано по 2 секции заданий. Среди них такие, как определение эмоций по фото, оценка эмоциональной окраски описанной ситуации, прогнозирование эмоций. Есть также очень необычные и интересные задания, к примеру, описать цвет и вкус конкретной эмоции.
Прохождение займет не меньше часа. Зато вы получите развернутую и правдивую характеристику. Мне эта методика понравилась больше всех остальных. Ее интересно проходить, нет слишком прямолинейных вопросов, разнообразные задания и точные результаты.
Перейти к тесту
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина
Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение. | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть | ||||
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения | ||||
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица | ||||
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение | ||||
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника | ||||
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю | ||||
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди | ||||
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться | ||||
9. Я умею улучшить настроение окружающих | ||||
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую | ||||
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов | ||||
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки | ||||
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей | ||||
14. Когда я злюсь, я знаю, почему | ||||
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации | ||||
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком | ||||
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии | ||||
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим | ||||
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть | ||||
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние | ||||
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице | ||||
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство | ||||
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций | ||||
24. Если надо, я могу разозлить человека | ||||
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние | ||||
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю | ||||
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это | ||||
28. Я знаю, как успокоиться, если я разозлился | ||||
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса | ||||
30. Я не умею управлять эмоциями других людей | ||||
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда | ||||
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые | ||||
33. Мне трудно справляться с плохим настроением | ||||
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает | ||||
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям | ||||
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями | ||||
37. Я умею контролировать свои эмоции | ||||
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно | ||||
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую | ||||
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь | ||||
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины | ||||
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей | ||||
43. Я не умею преодолевать страх | ||||
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает | ||||
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить | ||||
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
Описание методики
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Теоретические основы
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:
Межличностный эмоциональный интеллект | Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
Понимание эмоций | Понимание чужих эмоций | Понимание своих эмоций |
Управление эмоциями | Управление чужими эмоциями | Управление своими эмоциями |
Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.
Валидизация
В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.
Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).
Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.
Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.
Внутренняя структура
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект | ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
ПЭ Понимание эмоций | МП Понимание чужих эмоций | ВП Понимание своих эмоций |
УЭ Управление эмоциями | МУ Управление чужими эмоциями | ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии |
- Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
- Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
- Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
- Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
- Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
- Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
- Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
- Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
- Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций
Интерпретация
Сырые баллы
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
совсем не согласен | 0 баллов | 3 балла |
скорее не согласен | 1 балл | 2 балла |
скорее согласен | 2 балла | 1 балл |
полностью согласен | 3 балла | 0 баллов |
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Понимание чужих эмоций | 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 | 38, 42, 46 |
Управление чужими эмоциями | 9, 15, 17, 24, 36 | 2, 5, 30, 40, 44 |
Понимание своих эмоций | 7, 14, 26 | 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45 |
Управление своими эмоциями | 4, 25, 28, 37 | 12, 33, 43 |
Контроль экспрессии | 19, 21, 23 | 6, 10, 16, 39 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 | 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект | 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 | 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45 |
Понимание эмоций | 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 | 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46 |
Управление эмоциями | 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 | 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44 |
Общий уровень эмоционального интеллекта | 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 | 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 |
Описание методики
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Теоретические основы
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- может контролировать внешнее выражение эмоций;
- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ:
Межличностный эмоциональный интеллект | Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
Понимание эмоций | Понимание чужих эмоций | Понимание своих эмоций |
Управление эмоциями | Управление чужими эмоциями | Управление своими эмоциями |
Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. Предварительные версии опросника проводились на нескольких сотнях испытуемых. Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре.
Валидизация
В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.
Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).
Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.
Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.
Внутренняя структура
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект | ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
ПЭ Понимание эмоций | МП Понимание чужих эмоций | ВП Понимание своих эмоций |
УЭ Управление эмоциями | МУ Управление чужими эмоциями | ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии |
- Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
- Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
- Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
- Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
- Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
- Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
- Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
- Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
- Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций
Интерпретация
Сырые баллы
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:
Вариант ответа | В прямых значениях | В обратных значениях |
совсем не согласен | 0 баллов | 3 балла |
скорее не согласен | 1 балл | 2 балла |
скорее согласен | 2 балла | 1 балл |
полностью согласен | 3 балла | 0 баллов |
Шкала | Прямые утверждения | Обратные утверждения |
Понимание чужих эмоций | 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 | 38, 42, 46 |
Управление чужими эмоциями | 9, 15, 17, 24, 36 | 2, 5, 30, 40, 44 |
Понимание своих эмоций | 7, 14, 26 | 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45 |
Управление своими эмоциями | 4, 25, 28, 37 | 12, 33, 43 |
Контроль экспрессии | 19, 21, 23 | 6, 10, 16, 39 |
Межличностный эмоциональный интеллект | 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 | 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект | 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 | 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45 |
Понимание эмоций | 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 | 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46 |
Управление эмоциями | 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 | 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44 |
Общий уровень эмоционального интеллекта | 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 | 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 |
Стенайны
Стенайны | Сырые баллы по шкалам | |||
МЭИ | ВЭИ | ПЭ | УЭ | |
1 | 31 и меньше | 28 и меньше | 31 и меньше | 29 и меньше |
2 | 32–34 | 29–32 | 32–34 | 30–32 |
3 | 35–37 | 33–36 | 35–37 | 33–36 |
4 | 38–40 | 37–40 | 38–40 | 37–40 |
5 | 41–44 | 41–44 | 41–44 | 41–44 |
6 | 45–47 | 45–48 | 45–47 | 45–47 |
7 | 48–51 | 49–53 | 48–51 | 48–51 |
8 | 52–55 | 54–57 | 52–56 | 52–56 |
9 | 56 и больше | 58 и больше | 57 и больше | 57 и больше |
Методика Дэвида Райбака на определение уровня эмоционального интеллекта для руководителей
Человек, занимающий руководящую должность, как никто другой должен уметь находить общий язык с людьми. А с низким уровнем EQ это практически невозможно.
Автор книги “Как использовать эмоциональный интеллект в работе” разработал свою методику специально для руководителей. Если вы относитесь к данной категории, обязательно воспользуйтесь ею. Вас ждут 60 вопросов с такими вариантами ответов, как “всегда”, “обычно”, “иногда”, “редко”, “никогда”. Ответив на все, вы получите развернутую оценку вашей эмоциональной сферы и рекомендации по поводу стиля руководства.
Перейти к тесту
Валидизация
В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.
Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).
Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.
Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.
Анализ EQ подростка
Тест создан для самой эмоционально неустойчивой социальной группы. В подростковом возрасте все события переживаются наиболее остро. Если в это время не заложить основу для формирования здоровой эмоциональной сферы, человек в будущем может столкнуться с серьезными психологическими проблемами.
Методика состоит из 20 вопросов, разделенных на 3 темы: реакции, ответственность, ситуации. На каждый вопрос предлагается на выбор 4 варианта ответов. За каждый ответ дается определенное количество баллов. В конце нужно сложить все баллы и посмотреть, в какой диапазон попало число.
Перейти к тесту
Тест “Как хорошо вы определяете чувства ребенка”
Дети и взрослые как будто существуют в двух разных мирах, между которыми пропасть. Порой им бывает очень сложно прийти к взаимопониманию. Ответственность за это, естественно, лежит на тех, кто старше, мудрее и опытнее.
Методика помогает определить, насколько хорошо вы распознаете, интерпретируете и оцениваете чувства ребенка, насколько правильно реагируете на них. Вам будет предложено 5 ситуаций, из которых нужно найти правильный выход. В конце подробно рассматривается каждая ситуация и даются правильные ответы. Так что тест выполняет не только диагностическую функцию, но и обучающую.
Перейти к тесту