Лексические игры для студентов и взрослых
Предполагается уже хороший уровень владения языком. Цель данных заданий: раскрепостить учеников и максимально задействовать их словарный запас.
«Banana Game»
Такие занятия является хорошей тренировкой памяти и освоения новых слов. В начале ученики читают или слушают тексты с новыми словами, а в конце урока проводится проверка на запоминание. Ученики делятся на пары. Один из них имеет список свежей лексики, у второго закрыт учебник. Первый читает предложение, вставляя вместо нового слова «banana», а второй должен по смыслу догадаться, что это за слово.
Например, тема City
. Предложение может звучать так:
Beside that, visiting museums and art galleries, exhibitions and theatres, simple «banana» or travelling can be very useful for every boy or girl, if they want to broaden their outlook, to study some subjects profoundly
. Правильный ответ:
sightseeing
.
«Running Dictation»
Динамичная игра на повторение пройденной лексики, развитие памяти и правописания. Класс делится на 2 команды. На доску вешается текст. «Бегун» из каждой команды должен запомнить часть текста и «принести» её к заранее выбранному «секретарю». Важно: выкрикивать и говорить текст на ходу нельзя! Преподаватель хлопает в ладоши, и бегун сменяется. Побеждает та команда, которая первой запишет весь текст.
«Memory Game»
Эта игра направлена на отработку изученной лексики и на отработку фонетики. Преподаватель заранее готовит листики с устойчивыми выражениями на какую-то тему и разрезает их по полам. Например, на тему «время» run out of time – из этого выражения делаются 2 карточки, которые в последствии будут разложены на два столбика. Подобным образом нарезаются и другие выражения.
Ученики по очереди подходят и открывают одну карточку из первого столбика и произносят, какое должно быть продолжение. Далее открывает ещё одну карточку, но уже из второго столбика. Если угадал, забирает две, если нет, возвращает обе карточки обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт наибольшее количество устойчивых выражений.
Следующий блок занятий имеет более развлекательный характер. Они разработаны для преодоления языкового барьера и снятия психологического напряжения у обучающихся.
«The crocodile game»
Классическая игра в крокодила для компании. Только участники описывают загаданное слово исключительно на английском. Жеребьёвкой выбираются 2 участника. Первый загадывает слово, фразу или устойчивое выражение, а второй показывает его, не произнося ни звука. Остальные участники отгадывают. Первый отгадавший выходит в центр и сменяет показывающего игрока, который в свою очередь загадывает уже ему новое слово.
«Cards»
Абсолютно любые задания по карточкам, но на английском языке. Они могут быть подобраны на определенную тему или носить лишь развлекательный характер. Также можно использовать онлайн карточки.
P. S. Все эти игры взрослые ученики могут использовать не только в обучающих классах с педагогами, но и самостоятельно, дома, с друзьями и в группах по интересам.
Игры для любого возраста и уровня подготовки
Каждое задание этого блока может быть адаптирована преподавателем под разный уровень владения языком, за исключением уровня дошкольников, которые не умеют писать.
«Crossword»
Эта игра рассчитана на учеников, владеющих письмом. Её целью является расширение словарного запаса и развитие грамотного письма. Задания могут быть подготовлены учителем заранее либо заданием для учеников и будет составление кроссворда на определённую тему.
«Fill in the Missing letters»
Это задание часто используется как упражнение для отработки грамотного письма. Педагог пишет на доске слова, специально пропуская в них буквы. Слова должны быть похожими как по звучанию, например, ball
и
doll
,
mystery
и
misery
,
be
и
bee
,
air
и
ear
, так и по написанию, например,
coarse
и
course
,
complement
и
compliment
,
creak
и
creek
.
«Explain the word»
Первый участник вытягивает карточку с картинкой (или, например, достаёт предмет из мешочка), но не показывает её. Его задача описать, кто или что изображены на карточке. Другие участники должны отгадать, что это. Например: It’s a food. Sweet and cold. Children like to eat it in summer. Made of milk». Кто угадывает, тот идет описывать следующую карточку.
«Rythme»
Задания несут не только развлекательный, так и познавательный характер. Учитель называет слово, ученики подбирают рифму. Важно назвать рифму быстро, не задумываясь. Играть нужно по кругу, участвуют все ученики. Выбывает тот, кто назвал неправильно рифму или несуществующее слово. Например: slight – right
,
go – slow
,
look – book
, и т. д.
Усложнение: ответить рифмой можно только, если слово соответствует тематике. Ещё можно усложнить задание, добавив творческую задачу, а именно, из заданных слов придумать стихотворение по теме, и т. д. Всё зависит от подготовки учителя и уровня владения языком у учеников.
«Crossing the river»
Эта подвижная игра понравится и взрослым, и детям. Она нацелена на повторение лексики по теме и на отработку правильного произношения слов.
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде выдается одинаковое количество карточек. Участники по очереди открывают карточки, называя предмет по-английски или читают его название, а затем дают перевод. Если игрок произносит и переводит верно, он бросает карточку на пол и делает шаг вперёд, ступая на так называемый «островок». Побеждает та команда, которая первая доберётся до «берега».
Устные игры
Ассоциации
Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые разные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.
Игра в П
Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шляпы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти правильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.
Лекции для детей на эту тему:
Курс лекций для детей о языках мира
Сколько в мире языков, чем они различаются и чем друг на друга похожи
Курс лекций для детей о странных и новых словах русского языка
Зачем лингвисты изучают жаргон, слова-паразиты и речевые ошибки
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Say the Same Thing
Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go, из которого многие о ней узнали (музыканты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Характеры
Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй — терпеливым, третий — авторитарным, четвертый — радушным, пятый — игривым и шестой — коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает коварного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
Узнай песню
Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», третьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Наводка
Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons
МПС
Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.
Спойлер →
Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носитель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помещении. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а мой правый сосед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, кто отвечал последним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).
Контакт
Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 годWikimedia Commons