Конспект урока по русскому языку Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме


Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов. В ходе урока учащиеся знакомятся с мягкими и твёрдыми согласными.

Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ. ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Цель:
уточнить и конкретизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости и мягкости.
Задачи урока.
Образовательные: развивать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах. Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать происходящие в природе изменения, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость. Воспитательные: воспитывать у детей интерес, любовь, бережное отношение к природе; способствовать развитию наблюдательности.

Ход урока
I. Организационный момент.
Игра «Не порви цепочку». Учитель называет слово. Ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное учителем: лимон —— носорог —— гора —— автобус —— сыр, ряд —— диван —— нитки —— игла —— арбуз, зонт —— тигр —— ручка ——апельсин ——» ….
II. Сообщение темы урока.
— Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие. Денёк, ученик, машина, слезинки, трактор. — Как обозначена мягкость согласных на письме? — Какие способы обозначения мягкости согласных на письме вы знаете? — Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Твёрдые и мягкие согласные». Вы будете учиться различать согласные по твёрдости и мягкости.
III. Минутка чистописания
(коррекция оптической дисграфии). Работа с индивидуальными карточками. Прочитайте правильно слова и запишите их в тетради.
IV. Изучение нового материала.
Прочитайте запись на доске: Люди стали рисовать очень давно. Они рисовали зверей. — О чём сообщается в тексте? — Сколько записано предложений? Как узнали? — Спишите, диктуя себе по слогам. — Произнесите согласные звуки в первом слове; в последнем слове. Что вы можете сказать об этих согласных звуках? — Какими буквами обозначены на письме мягкие согласные? — Подчеркните эти буквы. Буквы и, ю, я, ё, е — это буквы гласные. С ними дружат на письме мягкие согласные. Физкуль Учитель, бросая мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком («с твёрдым соединением»). Поймавший мяч ученик произносит аналогичное слово с «мягким соединением»: рад — ряд, мал — мял, лук — люк, нос — нёс, воз — вёз, рад — ряд, вол -вёл, суда — сюда, мышка — мишка. Работа с учебником. Стр.77 упр. 3. Задание: Образуй слоги и запиши их. Подчеркни твёрдые согласные.
V. Закрепление знаний.
Работа с учебником. стр. 78 упр. 4. Задание: Назови картинки парами, запиши их названия. Подчеркни мягкие согласные. — Как определили, какие согласные мягкие? — Какие буквы указывают на мягкость согласного? — Какие — на твёрдость согласного?
VI. Итог урока.
— На какие две группы можно разделить все согласные? — Назовите слог с мягким согласным. Запишите его. — Назовите слог с твёрдым согласным. Запишите. — Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?
VII. Домашнее задание
. стр. 77 упр. 2 (по учебнику А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской Русский язык 3 класс)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока кубановедения, 3 класс Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Сценарий праздника. Фестиваль «Обучение без ограничений». Открытие фестиваля Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине

Похожие статьи:

Урок — обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
Класс: 1 класс Продолжительность урока: 40 минут Цель: систематизировать знания о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме. Задачи: 1. Совершенствовать умений соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ слова. 2. Развивать орфографическую зоркость, навык самоконтроля, логические действия классификация, анализ, синтез. 3. Воспитывать интереса к языку, стремления правильно и точно говорить и писать на родном языке. Ожидаемые результаты: Личностные результаты:
осознание учения; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
Метапредметные результаты:Познавательные:
формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять сравнение и классификацию звукового состава слова по заданным и самостоятельно выбранным критериям; использовать знаково-символические средства для создания модели слова; искать и выделять необходимую информацию из прослушанного текста; коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание; аргументировать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение учебной задачи; выделение и осознание обучающимися того, что усвоено ранее и что предстоит еще сделать; оценивание результатов своей деятельности и деятельности партнёра.
Предметные результаты:
умение обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.
Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии. Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый. Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные Используемые технологии: технология деятельностного подхода, элементы исследовательских методов обучения. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Т.Г. Рамзаевой, тетрадь
Ход урока.
Органи зационный момент Мотивация – Давайте улыбнемся друг другу, тем самым пожелав друг другу успехов в учении. А теперь улыбкой поприветствуем наших гостей. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. А для этого какими мы должны быть с вами в течение всего урока? Мы- умные, мы- дружные Мы–внимательные, мы – старательные В первом «Д» мы учимся Всё у нас получится! -Сели тихонечко за парты. Для того чтобы красиво писать нужно 3 точки опоры. Напомните себе. Ножки поставили на пол, спина касается спинки стула, проверили ладошкой расстояние до парты. -Молодцы. Регулятивные ууд. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверияАктуализация знаний. -Минутка чистописания. А прежде чем мы начнем писать, подготовим свои пальчики, разомнем их немножко. Упражнение «Оса» Упражнение «Вертолет» -Пальчики наши готовы к письму. -Открыли тетради, положили их на уголок, взяли ручки. Ручку держим 3-мя пальцами. Она лежит между средним и большим пальцами, а указательный прижимает ее сверху. -Записываем число. -На доске элементы букв. -Сколько их? -Перечислите, что это за элементы? -Какие из них можно составить буквы? -Напишем целую строку заглавной и строчной букв Лл -Придумайте слоги в которых звук [л] звучит твердо. Почему? -Придумайте слоги, в которых звук [л] звучит мягко. Почему? Познавательные ууд Актуализация опорных знанийПостановка темы и целей урока. Учитель читает сказку «Хвастун» Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы. Смотри: ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ, РАД превратился в слово РЯД, ВОЗ в ВЕЗ, БЫЛ в БИЛ. — Кто поставил хвастунишку на место? — Почему согласные и без него стали мягкими? — Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? -Откроем учебники на стр. 50 и прочитаем тему урока. -Поставим цели урока. -Давайте, на нашей лестнице знаний определим свое положение. Знакомы мы уже с вами с этими буквами? Где мы с ними встречались? На каком уроке? Какую команду они выполняют? На какую ступеньку мы себя поставим? Познавательные ууд Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук. Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи) Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки. Коммуникативные ууд Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, сознательное построение речевого высказывания Регулятивные действия Выделение и осознание учащимися того, что усвоено ранее и что предстоит еще сделать.Открытие нового знания -Работаем с учебником на стр.51 с упр.88. Так как у нас сегодня гости, чтобы они тоже могли видеть, это упражнение я вынесла на доску. Читаем задание Прочитай: Лара, Леня, Лиля, Петя, Рома. -Сравним эти слова. Что общего у них? -А чем отличаются эти слова? -На какие 2 группы можно их разделить? Почему? Лара, Рома Леня, Лиля, Петя. — Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена в словах твердость согласных звуков? -Подчеркнем твердые согласные одной чертой. -Какие еще вы знаете гласные, которые обозначают твердость согласных звуков? Сформулируйте правило: гласные …..обозначают твердость предшествующего согласного -Смотрим 2 групп у слов. -Произнесите согласные звуки. Дайте им характеристику. Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков? -Подчеркнем мягкие согласные двумя чертами. -Какой буквы не хватает? Сформулируйте правило: гласные…..обозначают мягкость предшествующего согласного. Познавательные ууд осуществление сравнения и классификации звукового состава слова по самостоятельно выбранным критериям. Выделение существенных признаков Коммуникативные ууд Сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности Коммуникативные ууд аргументируют свою точку зрения Познавательные ууд Использование знаково-символических средств для создания модели словаПервичное закрепление с комментированием -Спишите имена, не забывая подчеркивать твердые и мягкие согласные. (дети работают в тетради) -В какую группу вы бы записали имя Даша? Почему? -В какую группу вы бы записали имя Митя? Почему? -К какой группе вы бы отнесли имя Марина? Почему? Коммуникативные действия Умение сознательно строить речевое высказываниеСамостоятельная работа с проверкой по эталону. -Как, одним словом можно назвать данные слова? Это кто? — Запишите слова РЕБЯТА звуками -Давайте запишем это слово. Р…бята -Какую букву мы напишем после буквы р? Где мы можем выяснить, как пишется данное слово? — Придумайте предложение с этим словом. Давайте его запишем. Ребята учатся в школе. -Подчеркните главные члены предложения -Самостоятельно подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие двумя. Познавательные ууд Использование знаково-символических средств для создания модели слова Коммуникативные действия Умение сознательно строить речевое высказываниеВключение в систему знаний Давайте и мы с вами поиграем. Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» Если первый согласный звук твёрдый — хлопаем в ладоши, если мягкий — топаем ногами Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет, балет. -Работа в тетради стр. 32 упр. 41. -Обменяйтесь тетрадями. Проверьте друг друга. Оцените друг друга. Познавательные ууд Осуществляют сравнение и классификацию звукового состава слова по заданным критериям Регулятивные ууд Оценивают результаты деятельности партнёраРефлексия. — Ну вот, наш урок подошел к концу. -Давайте вернемся к нашей лестнице знаний. — Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете? -Теперь на какую ступеньку мы можем себя поставить. — Какими буквами обозначается мягкость согласного? твердость? — Продолжите одно из предложений: -Мне понравилось… -Мне не понравилось… -Я узнал… -Я научился… -У меня не получилось… Личностные УУД. Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок? Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор Регулятивные действия Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

Рекомендуем посмотреть:

Занимательный русский язык Контрольная работа по русскому языку, 1 класс Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс Конспект урока русского языка в 1 классе по ФГОС

Похожие статьи:

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Текст. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Роль слов в речи. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Вежливые слова. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Однозначные и многозначные слова. Школа России

Выборочные диктанты на тему: Обозначение мягкости и твердости согласных на письме.

Диктант 1.Задание: Записать слова, в которых есть мягкие согласные, в один столбик, а остальные — в другой.
Лён, лоб, нос, но, нёс, сел, сон, лом, лёд, мял, лес, мал, рак, крик, крюк, мак, сыр, рис, лез, люди, лампа, лужа, звери, клю¬чи, солома, берег, рука.

Диктант 2.
Задание: Прослушать стихотворение и загадки. Записать как можно больше слов с мягкими согласными.
Стихотворение

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. И стоит берёза В сонной тишине. И горят снежинки В золотом огне. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Белым серебром. (С. Есенин)

Загадки

1) Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. (Собака) 2) За леском, за леском Кипит гора с песком. (Муравейник) 3) Светит, а не греет.(Луна ) 4) Зимой беленький, А летом серенький. (Заяц)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]