Буклет для родителей «Закрепление результатов логопеда дома»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»

«Детский сад №117 «Рябинка», ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

учитель-логопед Агеева Светлана Витальевна 2015 г г. Курган

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

Развитие лексической стороны речи:

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают.

Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Формирование грамматического строя речи:

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений.

Развитие связной речи детей

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы сказок; составление элементарных описаний.

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм.

Это лучшая пора детства!

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.

«ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ — НАДО ГОВОРИТЬ!»

Следующая >

Логосказки в коррекционной работе логопеда

Логосказки в коррекционной работе логопеда
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры. Описание материала: Предлагаю сообщение из опыта работы учителя-логопеда по использованию инновационной технологии — логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.


В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой. На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии. К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки
— это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие
дидактические принципы
: — систематичность и последовательность, — учет возрастных особенностей, — учет индивидуальных особенностей, — учет структуры дефекта, — поэтапность коррекции речи. Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать
коррекционные задачи
: – создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи; — развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; – развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; – осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Существуют следующие
виды логосказок
: 1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику) 2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки). 3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). 4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. 6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами). Также выделяют: 1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): — Артикуляционные. — Фонетические. — Сказки по обучению грамоте. 2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко): — Пальчиковые. 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) — Лексико-грамматические. 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко). — Сказки, способствующие формированию связной речи. Постановка сказок осуществляется разными
видами театров
: — Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.


— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.


— Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.


— Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.


— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку. -Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.


-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Пальчиковые сказки Пальчиковые сказки: — стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; — совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью; — повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру. Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам. Сказка о маленьком котенке


Однажды маленький котенок вышел во двор
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. На небе ярко светило солнце
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»)
. На заборе сидел петух и громко кукарекал
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны)
. По двору гуляла курица с цыплятами
(Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть)
. Вдруг котенок увидел большую собаку
(Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
). Она громко стала рычать
(произнести: р-р-р)
и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде
). Рядом важно шагал гусь
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»)
. На полянке гулял козленок
(Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим)
. У него были маленькие рожки
(козленок «бодается»
), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап
(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино)
. Котенок быстро побежал домой
(Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии)
.
Артикуляционные сказки Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.


В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники. Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх)
. Каждое утро Маша месила тесто
(Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны)
и пекла блины (
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной)
. Котенок очень любил блины со сметаной
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»)
. А Маша смазывала каждый блинчик вареньем
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз)
. В красивые глубокие чашки Маша налила чай (
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»)
. Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх)
. После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Фонетические сказки Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи). Сказки по обучению грамоте Логосказки: — знакомят детей с гласными и согласными звуками, — формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; — развивают слуховое внимание; — развивают фонематический слух; — знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв; — формируют и дифференцируют понятия «звук — буква». Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).


Конспект занятия-логосказки по обучению грамоте «Звуки [в], [в’]. Буква В» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html Лексико-грамматические сказки Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение. Сказки, способствующие формированию связной речи Виды работ со сказками: 1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки. 2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку. 3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия. 4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов. 5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.


Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте. Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006. 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. 3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Буклет для родителей «Сказкотерапия»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ПЛЮСЫ:

1. Гарантированный эффект.

Рассказав правильную сказку сегодня, результат можно увидеть уже на следующий день!

2. Воспитание без нотаций.

Сказка про ребёнка – это самый простой способ мягко корректировать поведение ребёнка, бережно формировать его характер и не оказывать давления на личность.

3. Можно решить множество проблем.

Сказка способна помочь во многих ситуациях. Ребёнок не убирает игрушки, обижает других детей, грызёт ногти, боится темноты или не отпускает от себя маму? Психологи выделяют десятки ситуаций, которые можно исправить сказкотерапией.

МИНУСЫ:

Дети индивидуальны, одним малышам нравятся яркие образы, другие могут близко к сердцу принять какую-нибудь сказочную ситуацию или персонажа. Поэтому стоит присматриваться к своему ребёнку и пояснять или слегка менять сюжетные повороты, чтобы малыш слушал сказку без лишних переживаний.

Буклет подготовили педагоги:

Шереметьевская Анастасия Вячеславовна, Фефилова Людмила Леонидовна

Детский сад №96

г. Архангельск

2016

Что такое сказкотерапия?

Термин «сказкотерапия» состоит из двух понятий: сказка и терапия

. «Сказка» — устные истории, слово «терапия» обозначает – лечение какого-то недуга. Получается немного странно? Лечить при помощи сказки? Что это за болезнь такая? Сказка – это удовольствие, а разве удовольствие может быть лекарством?

Итак, сказкотерапия

– это не только метод лечения, сказка может быть использована и в качестве воспитательного средства, и в процессе обучения какому-то предмету.

«СКАЗКОТЕРАПИЯ» в различных областях человеческих знаний и опыта:

  1. Сказкотерапия

    — инструмент передачи опыта из уст в уста (это способ воспитания особого отношения к миру, также это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил).

  2. Сказкотерапия

    — инструмент развития (в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, он

усваивает основные механизмы поиска и принятия решений).

  1. Сказкотерапия

    – психотерапия (работа со сказкой направлена на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, где клиент находит решения своих жизненных трудностей и проблем).

Как же «работает» сказкотерапия?

1.Психотерапевты называют сказку метафорой, которая позволяет заглянуть во внутренний мир человека. В сказке каждый образ имеет свое переносное значение. Подсознательно любой человек ассоциирует себя с героем. Таким образом, сказка может помочь погрузиться в свой внутренний мир, задуматься над тем, что мешает, а что – помогает.

2.«Осознать проблему и решить ее» — это замечательно, однако, когда дело касается нас самих, то все становиться не так просто. Сказка в данном случае предоставляет несколько неоценимых возможностей:

— в ситуации, схожей с нашей собственной, оказываемся не мы, а главный герой;

— сказка может повернуть время вспять, то есть сказка позволяет проиграть несколько финалов.

3. Сказка – это удивительный мир, она дает возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность.

4. Любая сказка практически всегда ассоциируется у нас с какими-то приятными воспоминаниями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]