Слоговая таблица для дошкольников, 1 класса Зайцева, Жуковой

Ваш ребёнок уже научился складывать слоги, но делает это очень медленно и с ошибками? Как же преодолеть эти трудности и помочь ребенку научиться читать словами и хорошо понимать прочитанное?

Во-первых, не нужно заставлять его читать до полного изнеможения длинные тексты. Это будет механическая работа, которая если и даст результат, то очень незначительный.

Во-вторых, ребёнку нужно создать ситуацию успеха. Нужно обязательно хвалить его, даже за небольшое достижение.

И в-третьих, ребёнок не должен преодолевать огромное сопротивление внутри себя. Поэтому нужно использовать маленькие простые тексты, а лучше всего начать работу со слоговых таблиц.

Что такое слоговые таблицы и как с ними работать

Слоговая таблица для дошкольников состоит из столбцов гласных букв и рядов согласных, а при их пересечении создаются слоги. Детям изначально проще выучить гласные буквы, так как звук тянется, его можно петь.

Обучение основывается на получении навыка соединения гласного и согласного звука по порядку. К примеру, выбрав букву М, ребенок должен будет составить слоги МА, МЕ, МУ, МО, МИ, МЫ. Слоговая таблица идеально для этого подходит. Таким образом, ребенок осваивает новую букву, учится создавать слоги.

Таблицы могут быть черно-белыми, но чаще всего цветными, согласные имеют синий цвет, гласные красный. Некоторые ячейки будут пустыми, так как сочетание невозможно, к примеру, не употребляются слова со слогами ГЯ или ЖЮ.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

С какого возраста можно использовать

Педагоги рекомендуют начинать заниматься чтением не ранее 5 лет.

Эффективность изучения во многом зависит от развития ребенка, на момент обучения он должен обладать такими навыками:

  • выговаривать все буквы;
  • уметь пересказать краткий рассказ;


Прежде чем начинать обучение, следует определить готовность ребенка к чтению и вообще к школе

  • иметь развитую слуховую память, в соответствии с возрастом, к примеру, в 4 года ребенок должен запоминать 4 слова, в 5 лет – 5 слов;
  • ребенок запоминает несложные четверостишия.

В целом, все индивидуально, таблицы относят к инструментам зрительного восприятия. Такой материал не всегда используют в школах, поэтому методику лучше применять в дошкольном возрасте, чтобы не возникало путаницы.

Программа курса

Курс состоит из 2Х частей:

Организационная часть – алгоритмы и инструменты выстраивания образовательного процесса

  • • Постановка образовательных целей и контроль их достижения
  • • Построение образовательных маршрутов
  • • Мотивация ребенка на достижение поставленных целей
  • • Тайм-менеджмент процесса обучения (от структуры урока до всего школьного образования)
  • Способы экспресс оценки знаний и навыков
  • • Алгоритмы закрепления результатов (долговременное запоминание и восстановление знаний)
  • • Способы развития памяти, внимания, логики и других учебных навыков

Технологическая часть – алгоритмы и инструменты обучения, запоминания и работы с информацией.

  • • Технологии постановки навыков и освоения иностранных языков
  • • Мнемотехники (техники запоминания текстов, чисел, иностранных слов, терминов и структур данных)
  • • Нелинейное конспектирование (составление, и 100% запоминание Майнд карт)
  • • Алгоритмы работы с текстом (выделение главного, структурирование и запоминание информации)
  • • Многоуровневое обучение (алгоритм самостоятельного освоения любой предметной области)
  • • Алгоритмы подготовки к устным экзаменам и тестам (ЕГЭ/ОГЭ и т.д.)
  • • Запоминание определений, теорем, формул, классификацией и т.д.
  • • Алгоритмы поиска и анализа информации (выбор книг/учебников, поиск в Интернете)
  • • Технология запоминания правописания иностранных слов и словарных слов русского языка
  • • Алгоритмы написания статей, рефератов, докладов, исследовательских работ и дипломов
  • • Техники 100% сохранения и быстрого восстановления ранее изученного материала

оставить заявку

Виды упражнений со слоговыми таблицами

Сейчас у всех есть компьютера, поэтому распечатать таблицу и карточки не представляет особой сложности. В крайнем случае, можно начертить пособие вручную. Изучение требуется проводить поэтапно, более наглядно в таблице ниже.

Вид упражненийПримерМетодика
Изучение простых открытых слоговБА, КУ, МИ, ТООдин столбик требуется читать несколько дней, до полного закрепления материала. Можно читать как слева-направо, так и справа-налево.
Изучение закрытых слоговМОЛ, ВОЛ, ПОЛНужно составить несколько подобных таблиц, с разными согласными и периодически их менять.
Изучение слов с сочетанием гласных и согласных, состоящих из 4 буквМРАК, СЛАН, БРАК, СТОЛРебенок тренируется соединять разные сочетания букв, можно использовать несуществующие сочетания.
Изучение трудночитаемых сочетаний буквАРКАН, БРОМК, ВРОКС, ТРИБСРебенок закрепляет навык скорочтения.
Изучение слогов с Ь, Ъ, ЙСЪЕ, ЛЬЯ, ЙОДЗакрепляется навык звукопроизношения для трудных сочетаний букв.

Малышам сложно сразу включаться в учебу и изучать понятия – открытый и закрытый слог. Для начала можно закрепить навык в игровой форме.

Существуют такие виды игр:

  • Разбивка слова. Для этого используется, как слоговая таблица, так и карточки. К примеру, слово нужно составить слово КО-РА, ребенок должен найти эти слоги.
  • Закрепление навыка изучения слога. К примеру, на букве К, ребенку нужно придумать слово с сочетанием КА, КО – КОШКА, КОРОВА.
  • Тренировка слуховой памяти. Для обучения уже нужны карточки, взрослый составляет перед ребенком слово и добавляет лишний слог, например – МА-СО-ША, дошкольник должен определить, где ошибка.

Если ребенок затрудняется назвать букву, можно помогать, но называть ее нужно не отдельно, а прочитать весь слог. Таким образом, не будет пауз при чтении.

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Виды слоговых таблиц

Слоговые таблицы служат средствам обучения для дошкольников и помогают детям привыкнуть к визуальному восприятию букв и открытых слогов. Формирование навыков чтения осуществляется от простого – к более сложному, поэтому существуют отдельные пособия для дошкольников и учеников начальных классов.

Для дошкольников

Это наиболее простой вид таблиц, который закрепляет навык формирования простых слогов, одновременно с этим происходит изучение букв. На этом этапе, ребенок учится соединять буквы – на пересечении горизонтали и вертикали. Понимание звукобуквенной структуры, помогает воспринимать и читать слоги как единое целое.


Слоговая таблица для дошкольников

Далее ребенок уже учится быстро соединять буквы, затем он может находить слоги, которые читает взрослый. Дошкольники тратят очень много сил на чтение и воспроизведение двух букв, поэтому изучать сложные слова на этом этапе нецелесообразно. Слоги подбирают максимально простые – КА-ША, ВО-ДА.

Для учеников начальных классов

В школе, детей также учат буквам, но количество часов ограничено и этого ребенку может быть недостаточно. Изначально, детям демонстрируют простые слоговые таблицы. С целью закрепления навыка, сразу предлагаются задачи, например, на каждый слог нужно придумать слово.

Школьников учат использовать буквы, как в начале слов, так и в окончании.


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы


Слоговая таблица для учеников начальной школы

Затем, переходят к изучению закрытых слогов, для этого так же существуют специализированные таблицы. Затруднения вызывают сочетания букв с мягким и твердым знаком. Еще сложнее освоить переходы от коротких слогов к длинным, поэтому рекомендуют применять методику Жуковой и Зайцева.

Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать?

Для ребёнка, ещё читающего по слогам, процесс чтения большой труд. В этот момент очень важно не заставлять, а заинтересовать малыша!

Специально для этого периода я написала небольшие, но интересные познавательные тексты. Все слова разделены на слоги. К каждому тесту есть вопросы, которые помогают понять насколько ребенок понимает прочитанное. Полные ответы на поставленные вопросы будут способствовать развитию речи ребёнка.

В книге 20 рассказов. Каждый из них дополнен рисунком-раскраской, что тоже вызывает интерес у ребенка.

Скачать книгу ТРЕНАЖЕР-РАСКРАСКУ «Читаем по слогам»

Слоговые таблицы по методике Жуковой

Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой, предполагает поэтапное изучение алфавита. Методика подразумевает комбинирование звукового подхода с логопедическим. Чтение осуществляется не единой буквой, а слогом. Этот же принцип преследуется в букваре Н.С. Жуковой.

Алгоритм следующий:

  • Ребенок учит несколько букв сразу и их же складывает в слоги. Изначально изучаются гласные – А, О, У. Обучение слиянию звуков следующее – первая буква тянется, вторая воспроизводится коротко. В букваре Жуковой даже есть наглядное изображение, где между слогом АУ нарисована дорожка, по которой двигается человек.


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой


Слоговая таблица для дошкольников, разработанная по букварю Жуковой

  • После закрепления гласных А, У, О, применяется слоговая таблица, с согласными М, С,Х, Р,Ш. Ребенок будет пробовать читать разные вариации слогов – МА, ОМ, ХА, УХ, ША, УШ, РО, АР.
  • Затем в таблицу добавляется гласная буква Ы и согласные Л, Н, К, Т. Ребенок учится соединять гласную Ы и ранее выученные согласные.
  • Далее, изучают букву И, в таблице ее соединяют с согласными – М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т.
  • Слоговая таблица для дошкольников также ориентирована на изучение согласных П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, их соединяют с гласными А,У, О, Ы, И.
  • После, ребенку предлагают выучить буквы Е, Ё, Я, Ю, Е. Таблица имеет стандартный формат: по горизонтали – четыре гласные, по вертикали – изученные согласные: М, С, Х, Р, Ш, Л, Н, К, Т, П, З, Г, В, Д, Б.
  • Согласные Ч, Ц, Ф, Щ также выделены в отдельной таблице, они соединяются с гласными: А, У, О, Ы ,И, Е, Ё, Ю, Я. При этом ,пустыми будут ячейки с неправильными сочетаниями звуков ФЯ, ЧЮ, ЦИ.
  • В итоговой таблице соединены все слоги с буквами алфавита.

Существуют отдельные пособия, по букварю Жуковой, предполагающие соединение слогов из 3 и более букв. Принцип основывается также на сочетании слогов с гласными А, О, У; например: СМА, СМО, СМУ. Затем, идут таблицы с буквами И, Ы (СМЫ, СЛИ). В такой последовательности можно изучать любые слоги, потом можно приступать к чтению слов.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Слоговые таблицы Зайцева

Методика Зайцева основана на чтении по складам. Материал предоставляется в виде набора кубиков разных размеров, на которые нанесены различные буквы и слоги, в комплект также входит 4 таблицы, они имеют достаточно крупный шрифт.

Считается, что данная методика подходит даже самым маленьким, так как малыши имеют наглядное пособие. Кубики имеют специальные наполнители, ребенку так проще понять, где твердый, мягкий или звонкий звук. Слоги написаны разными цветами.


Слоговые таблицы Зайцева


Слоговые таблицы Зайцева

Дошкольник формирует образ склада на основе ощущений, не отделяя буквы от слов. Логическое мышление формируется и за счет зрительного закрепления информации в табличном виде. Занятия ведутся в игровой форме, но одновременно закрепляются навыки беглого чтения.

Однако, школьники, которых учили, используя этот метод, испытывают трудности в заданиях, где необходимо выделять слоги, так как склады с ними не совпадают. Например, в слове РУЧКА, имеется 2 слога – РУ-ЧКА, но оно состоит из 3 складов – РУ-Ч-КА.

Тексты для тренировки техники чтения: готовые варианты

Тренировка техники чтения возможна по любым текстам, но можно использовать небольшие уже готовые варианты. Предлагаем вам несколько подходящих текстов для тренировки техники чтения.


Текст 1


Текст 2


Текст 3


Текст 4


Текст 5

Как ускорить процесс улучшения навыков чтения

Слоговые таблицы для детей дошкольного возраста имеют разные вариации – от простых к сложным. Важно следить за тем, как усваивается материал, и избегать пробелов в знаниях, возможно на изучение отдельной буквы или слога уйдет в два раза больше времени, но навык нужно закрепить.

Работать нужно не только с таблицами, можно подбирать краткие фразы и рассказы, чтобы ребенок понимал, что слова образуют текст, который имеет смысл. Пособия лучше размещать в рабочей зоне ребенка, чтобы в случае затруднений всегда была подсказка.

Слоговые таблицы, предназначенные для дошкольников, можно изучать по любой удобной для ребенка методике. Педагоги часто комбинируют несколько способов и выбирают более простые к восприятию варианты. Помимо основной таблицы, рекомендуется использовать вспомогательные пособия в виде карточек или кубиков.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]