Как научить ребенка правильно произносить звуки [в] [к] [п] и [л]


Группы звуков в логопедии

Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.

Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:

  • губно-зубные;
  • переднеязычные;
  • среднеязычные;
  • заднеязычные.

Занятие с логопедом

По месту образования:

  • дрожащие;
  • боковые;
  • срединные;
  • носовые;
  • звонкие;
  • глухие.

Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции.

Классификация звуков русского языка

В русском языке 42 звука, гласных и согласных.

  • гласные — [а], [ы], [э], [и], [у], [о];
  • звонкие — [в], [з], [ж], [д], [г];
  • сонорные — [м], [н], [л], [р];
  • глухие — [с], [ш], [ф], [х], [щ], [ч].

Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.

Звуки в русском языке

Таблица групп звуков

Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.

Таблица деления звуков на группы:

ПарныеНепарные
Звонкиеб, в, г, д, з, жл,м,н,р
Глухиеп, ф,к, т, с,щх,ц,ч‘,щ‘
Твердыеб,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,хж,ш,ц
Мягкиеб‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ж‘, щ‘,ц‘
Шипящие
ж, ш, ч‘, щ‘

Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию.

Обучение детей

ФГОС

  • ФГОС дошкольного образования
  • Подготовка к школе
  • Страх перед домашними заданиями
  • Проблемы в школе у детей
  • Задача воспитателей при подготовке детей к школе
  • Подготовка к школе в детском саду
  • Подготовка к школе в развивающих центрах
  • Что такое ?
  • Что должен уметь ребенок к школе
  • Дошкольное образование

Дети

  • Азбука и алфавит
  • Алфавит для детей
  • Азбука по слогам
  • Русский алфавит для детей
  • Развитие мелкой моторики у детей
  • Знакомство детей с книгой
  • Алфавит с пеленок
  • Английский для детей
  • Методики раннего развития
  • Сенсорное развитие детей
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
  • Физическое развитие детей
  • Подготовка к школе
  • Подготовка к школе летом
  • Воображение детей
  • Развитие внимания у детей
  • Упражнения на внимательность
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Игры на развитие мышления детей
  • Игры на развитие логическое мышление
  • Развитие логического мышления удетей.
  • Постановка звуков
  • Постановка звука в
  • Постановка звука р
  • Шипящие согласные звуки — постановка звуков у детей дошкольного
  • Постановка звука Щ
  • Как разобрать слово на звуки
  • Слоги для детей дошкольного возраста
  • Игры с буквами для детей
  • Учим буквы. Игра.
  • Обучение грамоте малышей
  • Обучение грамоте уроки
  • Обучение грамоте — программа Гармония
  • Обучение грамоте Журовой
  • Обучение грамоте — методика Перспектива
  • Обучение грамоте УМК Школа России
  • Читаем с персонажами
  • Учимся читать с Лунтиком
  • Фиксики учат читать

Как научить ребенка говорить букву В

Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы [в].

Групповое занятие в саду

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:

  • тренировка начинается с фразы «воет ветер». Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
  • важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
  • если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.

Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки.

Упражнения для постановки звука

Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.

Отработка звуков упражнениями

Упражнения:

  1. Поднять верхнюю губу несколько раз.
  2. Опускать нижнюю губу.
  3. Сделать «заборчик».
  4. Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.

Примеры анализа занятий НОД по развитию речи в ДОУ

После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».

Задания для автоматизации навыка произношения [вь] и [в]

Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.

Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:

  • нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
  • для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».

Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.

«Автоматизация звука в»план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тема: звук «в».

Цель: автоматизация звука «в» в связной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  1. Упражнять в акустически правильном произношении звука «в» в связной речи посредством составления пересказа.
  2. Актуализировать знания с предыдущих занятий по теме звук «в».

2. Коррекционно-развивающие:

  1. Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звука «ч» посредством артикуляционной гимнастики.
  2. Развивать мелкую моторику посредством упражнения «Солнышко».
  3. Развивать процесс звуко — буквенного анализа слов из трех звуков посредством упражнения «Раскрась слово».
  4. Корригировать слуховую память на основе пересказа текста.
  5. Развивать мышление посредством соотнесения картинок с рассказом.

3. Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать навыки самоконтроля, акцентируя внимание ребенка на собственном произношении.

Словарь: волк, сова, халва, дрова, слова, Вова, буква, бритва, грива, слива, тыква, вор, два, ива; речевой материал из тестов.

Материалы: игрушка «Волк», зеркало, сюжетные картинки, картинка с изображением волка, методическое пособие «Солнышко», цветные карандаши, тетрадь.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (1 мин).

Здравствуй, Илья! Сядь правильно, выпрями спинку. Чтобы начать наше занятие, отгадай загадку:

Ночью воет он в лесу:

«Я ягненка унесу-у-у!»

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый … (волк).

К нам в гости пришел волчонок, но нас он не будет обижать. Он очень хочет посмотреть, как ты занимаешься, и если тебе будет нужна помощь, он тебя выручит.

  1. Основная часть (28 мин).
  1. Выполнение артикуляционной гимнастики (7 мин).

Покажем волчонку, как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику. Я буду показывать тебе образец выполнения, а ты повторяй за мной, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняем под ритмичный счет (от 1 до 8, по 2 раза).

Упражнение Ход выполнения
«Улыбка-хоботок» Губки то растягиваются широко в улыбке, то вытягиваются вперед хоботком
«Окошечко» Оскалим зубки, как волк. Поднимаем верхнюю губу, опускаем нижнюю и немного вытягиваем их вперед.
«Широкая улыбка-окошечко» Будем чередовать. Скалим зубки, широко улыбаясь. Затем вытягиваем их окошечком.
«Качели» Покачаем язычок. Приоткроем рот, язычком нужно поочередно касаться то верхней, то нижней губы.
«Красим верхний заборчик» Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Кончиком языка водим за верхними зубками из стороны в сторону, как будто красим.
«Красим потолок» Теперь погладим язычком небо, как будто красим потолок. Рот приоткрыт, язычком водим по небу спереди кзади.

Илья, ты молодец! Волчонок внимательно следил за тобой. У тебя очень хорошо получались все упражнения.

  1. Упражнение «Солнышко» и актуализация знаний с предыдущих занятий (2 мин).

Какой звук мы проходили на прошлом занятии? (Звук «в»). Волчонок приготовил для тебя игру. Перед тобой лежит изображение солнышка. Чего у него не хватает? (Лучиков). Волчонок будет называть начало слова, а ты будешь заканчивать это слово слогом со звуком «в», надевая на солнце лучики. Одно слово — один лучик. Например, «тра-ва». Старайся поизносить четко и красиво.

  • Со-ва, хал-ва, дро-ва, сло-ва, Во-ва, бук-ва, брит-ва, гри-ва, сли-ва, тык-ва.
  1. Работа над звуко — буквенным анализом слов (7 мин.)

Илья, ты знаешь, какие цвета любит волчонок? У него три любимых цвета. Посмотри на карандаши, которые он принес и назови цвета (красный, синий, зеленый). А мы можем поиграть в игру «Раскрась слово». (Слова – «вор», «два», «ива». Работа ведется поэтапно с каждым словом).

  • Я буду называть тебе слово. Проговори его по звукам.
  • Запиши слово в тетрадь.
  • Раскрась под каждой буквой кружок, для этого еще раз четко назови каждый звук в слове. Каким цветом обозначаем твердый согласный, мягкий согласный, гласный звук? (Синий, зеленый, красный).
  1. Работа с пересказом текста с опорой на изображения (5 мин).

Илья, перед тобой лежат картинки (5 картинок, но истории 2). Ты услышишь маленькие истории. К каждой истории нужно подобрать картинку, а затем рассказать историю своими словами. Обращай внимание на свое произношение. (Педагог читает каждую историю 2 раза).

  • Вова видел по телевизору фильм о волках. У волка были два маленьких волчонка. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.
  • Варя и Клава подруги. Однажды Варе купили новую куклу. Она вышла гулять с новой куклой, а Клавы всё нет. Варя пошла к окну и крикнула: — Клава, выходи. Мне купили новую куклу! В окно выглянула Клавина мама. — Клава заболела. Играй одна, — сказала она. Варя чуть не заплакала, а потом сказала: — Вот, отдайте Клаве мою новую куклу. Пусть скорей выздоравливает.
  1. Работа с пересказом текста (7 минут).

Илья, сейчас ты услышишь историю из жизни нашего гостя. Твоя задача – внимательно послушать, ответить на вопросы, а затем рассказать ее как можно подробнее. Обращай внимание на свое произношение.

Однажды Вова и Ваня пошли в лес. Они взяли ведерко, немного воды и пару ватрушек. В лесу они собирали клюкву. Бабушка Валя обещала сварить из нее варенье. Внезапно Вова и Ваня услышали, что в кустах кто-то жалобно воет. Они испугались, стали выжидать. Вдруг из кустов вылез волчонок. Он стал медленно ковылять к Вове и Ване. Оказалось, у волчонка вывихнута лапка, наверное, он попал в ловушку охотников. Мальчики дали ему немного воды. Вова побежал домой звать на помощь, а Ваня присматривал за волчонком. Вскоре волчонок был спасен. Он был доволен и совсем не хотел возвращаться в лес.

Вопросы к тексту (отвечать нужно полным ответом):

  • Как звали мальчиков?
  • Как звали их бабушку?
  • Куда собрались мальчики?
  • Что они взяли с собой?
  • Что услышали мальчики?
  • Кого потом увидели мальчики?
  • Как они поступили с волчонком?
  • Как вел себя волчонок после выздоровления?
  1. Заключительная часть (1 мин).

Илья, кто сегодня приходил к нам в гости? (Волчонок). Какой звук мы сегодня вспоминали? (Звук «в»). Ты очень старался и выполнил много упражнений. Волчонок хочет подарить тебе на память открытку со своим фото и пожелать тебе успехов!

Логопедическое занятие: слышим и произносим звук [п] правильно

Логопедическое занятие в саду звук п проводится по следующей программе:

  1. Организационный момент, начало урока. Дети заходят в кабинет, логопед загадывает 5-6 загадок, после чего объявляет тему занятия.
  2. Педагог зачитывает стихотворение с целью развития речевого слуха.
  3. Артикуляция звука «п». Логопед спрашивает у детей о том, является ли «п» гласным или согласным, показывает, как произносить и просит повторить за собой, отмечая ребят, у которых не получается. С ними будет проведена индивидуальная работа.
  4. Упражнение «Внимательные уши». Педагог зачитывает текст и просит хлопать, когда дети слышат букву «п».
  5. Работа в тетради — написание буквы, подбор слов.
  6. Кубики Зайцева. Дети находят слоги ПА, ПО, ПУ и произносят их.

Кубики для занятий логопедией

В конце урока детям дается домашнее задание — найти слова и предложения с буквой «п», записать их и научиться произносить.

Как научить ребенка говорить букву К

Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.

Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.

При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.

Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]

Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.

Ход урока по дифференциации «г» и «к»:

  1. Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
  2. Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
  3. Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
  4. В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».

Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома

После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.

Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]