Группы звуков в логопедии
Поставить правильный звук ребенку может только профессионал. Задача логопеда в саду — приучить к эталонному произношению букв и звуков, закрепить артикуляцию.
Звуки в логопедии делятся на несколько групп по месту образования:
- губно-зубные;
- переднеязычные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
Занятие с логопедом
По месту образования:
- дрожащие;
- боковые;
- срединные;
- носовые;
- звонкие;
- глухие.
Важно! После регулярных занятий малыш должен произнести все шипящие и свистящие звуки так, чтобы они были хорошо слышны и понятны. Условие правильного произношения — постановка артикуляции.
Классификация звуков русского языка
В русском языке 42 звука, гласных и согласных.
- гласные — [а], [ы], [э], [и], [у], [о];
- звонкие — [в], [з], [ж], [д], [г];
- сонорные — [м], [н], [л], [р];
- глухие — [с], [ш], [ф], [х], [щ], [ч].
Учить все звуки ребенку в детском саду не нужно, но он должен понимать механизм их образования и четко произносить как шипящие, так и свистящие.
Звуки в русском языке
Таблица групп звуков
Логопед учит ребенка не просто разговаривать, но делать это с учетом норм языка. В идеале должен быть достигнут как минимум средний результат, когда речь поставлена, но ее нужно закрепить.
Таблица деления звуков на группы:
Парные | Непарные | |
Звонкие | б, в, г, д, з, ж | л,м,н,р |
Глухие | п, ф,к, т, с,щ | х,ц,ч‘,щ‘ |
Твердые | б,в,г,д,з,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х | ж,ш,ц |
Мягкие | б‘,в‘,г‘,д‘,з‘, к‘,л‘,м‘,н‘,п‘,р‘,с‘, т‘,ф‘,х‘ | ж‘, щ‘,ц‘ |
Шипящие | ||
ж, ш, ч‘, щ‘ |
Внимание! При произнесении звуков из разных групп меняется положение языка. Малыш в детском саду обязательно должен научиться отличать типы звуков и использовать артикуляцию.
Обучение детей
ФГОС
- ФГОС дошкольного образования
- Подготовка к школе
- Страх перед домашними заданиями
- Проблемы в школе у детей
- Задача воспитателей при подготовке детей к школе
- Подготовка к школе в детском саду
- Подготовка к школе в развивающих центрах
- Что такое ?
- Что должен уметь ребенок к школе
- Дошкольное образование
Дети
- Азбука и алфавит
- Алфавит для детей
- Азбука по слогам
- Русский алфавит для детей
- Развитие мелкой моторики у детей
- Знакомство детей с книгой
- Алфавит с пеленок
- Английский для детей
- Методики раннего развития
- Сенсорное развитие детей
- Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.
- Физическое развитие детей
- Подготовка к школе
- Подготовка к школе летом
- Воображение детей
- Развитие внимания у детей
- Упражнения на внимательность
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Игры на развитие мышления детей
- Игры на развитие логическое мышление
- Развитие логического мышления удетей.
- Постановка звуков
- Постановка звука в
- Постановка звука р
- Шипящие согласные звуки — постановка звуков у детей дошкольного
- Постановка звука Щ
- Как разобрать слово на звуки
- Слоги для детей дошкольного возраста
- Игры с буквами для детей
- Учим буквы. Игра.
- Обучение грамоте малышей
- Обучение грамоте уроки
- Обучение грамоте — программа Гармония
- Обучение грамоте Журовой
- Обучение грамоте — методика Перспектива
- Обучение грамоте УМК Школа России
- Читаем с персонажами
- Учимся читать с Лунтиком
- Фиксики учат читать
Как научить ребенка говорить букву В
Логопедия в ДОУ нужна для того, чтобы ребенок смог пойти в младший класс в школе с хорошим произношением. Трудности возникают при постановке разных букв, в том числе, буквы [в].
Групповое занятие в саду
Артикуляционная гимнастика
Чтобы малыш смог нормально выговорить букву «в», нужно сделать следующее:
- тренировка начинается с фразы «воет ветер». Педагог показывает ребенку, как нужно закусить нижнюю губу при произношении, чтобы получить звук;
- важно объяснить, что нижняя губа лишь слегка прикусывается зубами во время разговора;
- если не получается, логопед слегка нажимает пальцем на нижнюю губу.
Дополнительная информация! При произношении звука «в» артикуляция такая же, как и при «ф», важно лишь сомкнуть голосовые связки.
Упражнения для постановки звука
Перед тем, как перейти в подготовительный класс, ребенок должен научиться произносить слова с «в». Нарушения встречаются редко, лишь при наличии дефектов губы.
Отработка звуков упражнениями
Упражнения:
- Поднять верхнюю губу несколько раз.
- Опускать нижнюю губу.
- Сделать «заборчик».
- Втянуть губы внутрь рта, прижимая их к зубам.
Примеры анализа занятий НОД по развитию речи в ДОУ
После артикуляционных упражнений ребенок должен несколько раз произносить слова: «волк», «ветер», «веревка».
Задания для автоматизации навыка произношения [вь] и [в]
Проводя занятие звук в в старшей группе, логопед добивается автоматического произношения, в результате которого происходит дифференциация звуков. Через год ребенок должен пойти в школу, где возможно продолжение работы над речью, но такие звуки, как «в» и «ф» должны быть отработаны как можно раньше.
Упражнения выполняются в ДОУ и даются на дом:
- нижняя губа приближается к верхним зубам и делается выдох, можно попросить ребенка изобразить кролика, и слегка обнажить верхний ряд зубов;
- для отработки «ф» добавляется мягкость к «в».
Дополнительная информация! Для автоматизации навыка ребенок должен читать слова, содержащие «в» и «ф»: выхухоль, выход, ферма, фиолетовый, фокус, ветер, вертушка.
«Автоматизация звука в»план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тема: звук «в».
Цель: автоматизация звука «в» в связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в акустически правильном произношении звука «в» в связной речи посредством составления пересказа.
- Актуализировать знания с предыдущих занятий по теме звук «в».
2. Коррекционно-развивающие:
- Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звука «ч» посредством артикуляционной гимнастики.
- Развивать мелкую моторику посредством упражнения «Солнышко».
- Развивать процесс звуко — буквенного анализа слов из трех звуков посредством упражнения «Раскрась слово».
- Корригировать слуховую память на основе пересказа текста.
- Развивать мышление посредством соотнесения картинок с рассказом.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля, акцентируя внимание ребенка на собственном произношении.
Словарь: волк, сова, халва, дрова, слова, Вова, буква, бритва, грива, слива, тыква, вор, два, ива; речевой материал из тестов.
Материалы: игрушка «Волк», зеркало, сюжетные картинки, картинка с изображением волка, методическое пособие «Солнышко», цветные карандаши, тетрадь.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия:
- Организационный момент (1 мин).
Здравствуй, Илья! Сядь правильно, выпрями спинку. Чтобы начать наше занятие, отгадай загадку:
Ночью воет он в лесу:
«Я ягненка унесу-у-у!»
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый … (волк).
К нам в гости пришел волчонок, но нас он не будет обижать. Он очень хочет посмотреть, как ты занимаешься, и если тебе будет нужна помощь, он тебя выручит.
- Основная часть (28 мин).
- Выполнение артикуляционной гимнастики (7 мин).
Покажем волчонку, как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику. Я буду показывать тебе образец выполнения, а ты повторяй за мной, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняем под ритмичный счет (от 1 до 8, по 2 раза).
Упражнение | Ход выполнения |
«Улыбка-хоботок» | Губки то растягиваются широко в улыбке, то вытягиваются вперед хоботком |
«Окошечко» | Оскалим зубки, как волк. Поднимаем верхнюю губу, опускаем нижнюю и немного вытягиваем их вперед. |
«Широкая улыбка-окошечко» | Будем чередовать. Скалим зубки, широко улыбаясь. Затем вытягиваем их окошечком. |
«Качели» | Покачаем язычок. Приоткроем рот, язычком нужно поочередно касаться то верхней, то нижней губы. |
«Красим верхний заборчик» | Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Кончиком языка водим за верхними зубками из стороны в сторону, как будто красим. |
«Красим потолок» | Теперь погладим язычком небо, как будто красим потолок. Рот приоткрыт, язычком водим по небу спереди кзади. |
Илья, ты молодец! Волчонок внимательно следил за тобой. У тебя очень хорошо получались все упражнения.
- Упражнение «Солнышко» и актуализация знаний с предыдущих занятий (2 мин).
Какой звук мы проходили на прошлом занятии? (Звук «в»). Волчонок приготовил для тебя игру. Перед тобой лежит изображение солнышка. Чего у него не хватает? (Лучиков). Волчонок будет называть начало слова, а ты будешь заканчивать это слово слогом со звуком «в», надевая на солнце лучики. Одно слово — один лучик. Например, «тра-ва». Старайся поизносить четко и красиво.
- Со-ва, хал-ва, дро-ва, сло-ва, Во-ва, бук-ва, брит-ва, гри-ва, сли-ва, тык-ва.
- Работа над звуко — буквенным анализом слов (7 мин.)
Илья, ты знаешь, какие цвета любит волчонок? У него три любимых цвета. Посмотри на карандаши, которые он принес и назови цвета (красный, синий, зеленый). А мы можем поиграть в игру «Раскрась слово». (Слова – «вор», «два», «ива». Работа ведется поэтапно с каждым словом).
- Я буду называть тебе слово. Проговори его по звукам.
- Запиши слово в тетрадь.
- Раскрась под каждой буквой кружок, для этого еще раз четко назови каждый звук в слове. Каким цветом обозначаем твердый согласный, мягкий согласный, гласный звук? (Синий, зеленый, красный).
- Работа с пересказом текста с опорой на изображения (5 мин).
Илья, перед тобой лежат картинки (5 картинок, но истории 2). Ты услышишь маленькие истории. К каждой истории нужно подобрать картинку, а затем рассказать историю своими словами. Обращай внимание на свое произношение. (Педагог читает каждую историю 2 раза).
- Вова видел по телевизору фильм о волках. У волка были два маленьких волчонка. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.
- Варя и Клава подруги. Однажды Варе купили новую куклу. Она вышла гулять с новой куклой, а Клавы всё нет. Варя пошла к окну и крикнула: — Клава, выходи. Мне купили новую куклу! В окно выглянула Клавина мама. — Клава заболела. Играй одна, — сказала она. Варя чуть не заплакала, а потом сказала: — Вот, отдайте Клаве мою новую куклу. Пусть скорей выздоравливает.
- Работа с пересказом текста (7 минут).
Илья, сейчас ты услышишь историю из жизни нашего гостя. Твоя задача – внимательно послушать, ответить на вопросы, а затем рассказать ее как можно подробнее. Обращай внимание на свое произношение.
Однажды Вова и Ваня пошли в лес. Они взяли ведерко, немного воды и пару ватрушек. В лесу они собирали клюкву. Бабушка Валя обещала сварить из нее варенье. Внезапно Вова и Ваня услышали, что в кустах кто-то жалобно воет. Они испугались, стали выжидать. Вдруг из кустов вылез волчонок. Он стал медленно ковылять к Вове и Ване. Оказалось, у волчонка вывихнута лапка, наверное, он попал в ловушку охотников. Мальчики дали ему немного воды. Вова побежал домой звать на помощь, а Ваня присматривал за волчонком. Вскоре волчонок был спасен. Он был доволен и совсем не хотел возвращаться в лес.
Вопросы к тексту (отвечать нужно полным ответом):
- Как звали мальчиков?
- Как звали их бабушку?
- Куда собрались мальчики?
- Что они взяли с собой?
- Что услышали мальчики?
- Кого потом увидели мальчики?
- Как они поступили с волчонком?
- Как вел себя волчонок после выздоровления?
- Заключительная часть (1 мин).
Илья, кто сегодня приходил к нам в гости? (Волчонок). Какой звук мы сегодня вспоминали? (Звук «в»). Ты очень старался и выполнил много упражнений. Волчонок хочет подарить тебе на память открытку со своим фото и пожелать тебе успехов!
Логопедическое занятие: слышим и произносим звук [п] правильно
Логопедическое занятие в саду звук п проводится по следующей программе:
- Организационный момент, начало урока. Дети заходят в кабинет, логопед загадывает 5-6 загадок, после чего объявляет тему занятия.
- Педагог зачитывает стихотворение с целью развития речевого слуха.
- Артикуляция звука «п». Логопед спрашивает у детей о том, является ли «п» гласным или согласным, показывает, как произносить и просит повторить за собой, отмечая ребят, у которых не получается. С ними будет проведена индивидуальная работа.
- Упражнение «Внимательные уши». Педагог зачитывает текст и просит хлопать, когда дети слышат букву «п».
- Работа в тетради — написание буквы, подбор слов.
- Кубики Зайцева. Дети находят слоги ПА, ПО, ПУ и произносят их.
Кубики для занятий логопедией
В конце урока детям дается домашнее задание — найти слова и предложения с буквой «п», записать их и научиться произносить.
Как научить ребенка говорить букву К
Родители зачастую спрашивают логопеда о том, как научить ребенка выговаривать букву к. Ответ только один — самым действенным является метод постоянного выговаривания.
Самое простое задание — регулярно произносить слова с буквой «к»: капуста, клубника, картошка, карточка, книжка, укроп, искра.
При этом важно акцентировать внимание ребенка на эту букву, произносить ее четко и медленно. Основного прогресса в произношении дети чаще всего достигают на занятиях в ДОУ.
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков [г] и [к]
Как научить ребенка говорить букву к, если он отказывается заниматься логопедией? Домашние тренировки часто не приносят ожидаемого результата, но в садике логопед использует игровой подход и завлекает ребенка в игру. Для занятия используется готовый конспект.
Ход урока по дифференциации «г» и «к»:
- Педагог предлагает ребенку отгадать загадки, в ответе на которые содержатся отрабатываемые звуки. Затем он объявляет тему занятия и цель.
- Малышам задают вопрос: «Чем отличаются «г» и «к»?. Дети должны сказать, что у них разное звучание, положение зубов и языка при произношении. Логопед предлагает детям произносить слова, положа руку на горло. Звучание сильно отличается.
- Ведется работа с тетрадями. Ребята записывают слоги: гу-ку, ги-ки, го-ко, га-ка и произносят их. Важен быстрый темп и его чередование с медленным.
- В конце занятия дети проговаривают чистоговорки: «га-га-га — вышли гуси на луга».
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
После основного блока занятия дети выполняют разминку, а потом делают упражнение, в котором требуется вставить пропущенные буквы в слове.
Важно! Логопед во время занятия обращает внимание на детей, которым произношение дается труднее всего, и затем проводит с ними индивидуальную работу.