Показания, проведение и недостатки логопедического массажа зондами


Показания для проведения массажа логопедическим зондом

Логопедический зонд – это приспособление, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения.

Зондовый массаж проводится в случаях, когда более простыми (артикуляционным, дыхательным, подражательным, переходным) способами исправить неправильное произношение ребенка не удается. Кроме того, обязательным считается применение логопедических зондов при следующих нарушениях речи:

  • дизартрия – связана с проблемами центральной нервной системы;
  • алалия – возникает из-за повреждений участков полушарий головного мозга, отвечающих за речь;
  • ринолалия – проявляется из-за явных дефектов ротовой или носовой полости – к ней относится гнусавость при произношении;
  • дислалия – не связана с нарушением слуха или проблемами ЦНС. В физиологической форме присутствует у каждого человека на определенном этапе развития (до 5 лет);
  • заикание;
  • афазия – проблемы с речью после перенесенного инсультного состояния (для взрослых).

Массажные процедуры будут полезны также при общих задержках речевого и психического развития, повышенном или пониженном тонусе речевой мускулатуры, ДЦП.

«Приёмы работы с логопедическими зондами»

Мастер-класс «Приёмы работы с логопедическими зондами»

Постановка звука [с]

1.При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это можно достигнуть демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука или с механической помощью (шпателем, пальцем или зондом №1, №2, №4) отводят нижнюю губу от зубов.

2.Звук [с] от слога та. Ребёнка просят многократно произносить слог та, вводят зонт №2 между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимают им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, можно изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

3.Если при произнесении звука [с] кончик языка ребёнка упирается в верхние зубы, поперёк рта кладут тонкую круглую палочку (как от чупа-чупса) между резцами и клыками и под неё подсовывают кончик языка, — образуется свободный проход для воздуха между зубами. При произнесении получаются нормальные звуки [с] и [з]. Часто этот приём помогает и случаях пришепётывания. Вместо палочки можно использовать зонд №4 или класть поперёк шариковый зонд.

4.Если вместо [с] получается «хлюпанье» (хьль, льхь), для исправления этого недостатка ребёнка просят высовывать широко распластанный, напряжённый язык «лопаткой» между зубами и в этом положении произносить (хотя и шепеляво) [с] и [з] в слогах и словах. После усвоения такого звука кончик языка постепенно, день за днём, оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется упражнениями. Иногда спинку языка можно опустить нажатием на неё ручкой чайной ложки, шпателем или зондом №4.

5.Когда ребёнок звуки [с], [з] заменяет звуками [ф], [в], нижнюю губу оттягивают пальцем вниз (можно использовать зонды №2 и №4).

Постановка звука [ц]

Звук [ц] ставят от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребёнок произносит звук [т] с сильным выдохом. При этом он быстро и последовательно сказать два звука: [т], затем [с]. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребёнку предлагается произнести обратный слог с гласным [а]. При произнесении слышится сочетание атс. В том случае, когда ребёнку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяют механическую помощь: шпателем или зондом №1 удерживают кончик его языка у нижних резцов или помещают зонд между передней частью спинки языка и зубами, и просят ребёнка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребёнком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится слитный звук [ц].

Постановка звука [ч]

Звук [ч] можно ставить от мягкого [ть], произносимого в прямом слоге тьи или обратном ать. Ребёнок несколько раз произносит какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения с помощью шпателя или зонда №5 логопед слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции звука [щ]). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его. Звук [ч] легче вызывается в обратных слогах.

Постановка звука [ш]

Ребёнка просят произнести несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд №5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего [ш]. логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произношении [р] можно поставить звуки [ш] и [ж] от этого звука. Ребёнок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом №5 к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении ра слышится ша, а при громком — жа.

Постановка звука [щ]

Звук [щ] ставят от звука [с]. Ребёнок произносит слог сьи или сьа с протяжным свистящим элементом: сьсьсьи… Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и, в момент произнесения слогов, слегка приподнимает его, несколько отодвигает назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя или зонда.

Постановка звука [р]

1.Постановка звука [р] от [ж]. Шариковый зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом №1. Домашние тренировки ребёнок может проводить с помощью черенка чайной ложки, ватной палочки или чистого указательного пальца.

2.Постановка звука [р] от слога за (ззза). В момент многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с гласным [а]. После этого вводится зонд №1 или шариковый, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяжённости, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, т.к. сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

3.Наиболее распространённым приёмом является постановка [р] от [д] и

[т], повторяющегося на одном выдохе: ттт, ттт, ддд, ддд с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [т] и [д] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация; если не получается, производим зондом движения влево-вправо под языком с одновременным быстрым произношением ттт или ддд. При постановке мягкого звука [рь] используются те же зонды. Сначала ставят глухой звук [р], затем звонкий.

Постановка звука [л]

Часто используют в качестве базового звука мягкий [ль], просят ребёнка несколько раз повторить слог ля, затем вводят зонд №4 так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз-вправо или влево и попросите ребёнка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твёрдого звука [л].

Вместо зонда можно использовать тонкую тесёмочку или верёвочку, во время произношения потянуть тесёмку вниз влево и вправо до получения твёрдого звука [л].

В случаях, когда боковые края языка плотно прижаты к зубам, вследствие чего получается звук [д] вместо [л] (дапа, доб), поперёк языка, подальше от его кончика перекидывают тесёмочку. Слегка натянув её за концы вниз и назад для образования боковых щелей, оттягивают среднюю часть языка от боковых зубов и от нёба и произносят звук [л].

При других искажениях узкий кончик языка надо прижать к верхней губе и издавать получающиеся при этом похожие на [л] протяжные звуки, далее нужно шпателем или зондом №5 или №6 осторожно отодвигать кончик языка к верхней десне (ребёнок всё время произносит звук).

Можно предложить нараспев тянуть звук [а] и, одновременно, не прерывая голоса, многократно и ритмично поднимать и опускать к верхней и нижней десне узкий кончик языка. В момент прикосновения к дёснам слышится звук [л] (а-ла-ла-ла), который закрепляется логопедом или воспитателем, «подпевающим» ребёнку этот звук.

Постановка звука [й]

Звук [й] ставят от мягкого звука [зь]. Ребёнок произносит слог зьа (зя), повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его немного назад до получения нужного звучания.

Постановка звуков [г], [е], [х]

Ребёнок произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка в глубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук [г] от слога да, но его можно получить и озвончением [к]. Звук [х] ставится от звука [с] аналогичным приёмом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и, наконец, ха.

Виды зондов

Автором зондов, которыми пользуется большинство логопедов, и системы зондового массажа является Елена Новикова. По ее методике выделяют 11 основных видов зондов:

Название зондаВнешний видМассажные зоныФункцииНеобходимые приемы
1.Вилочкавилка с двумя изогнутыми остриямиЯзык (Я), мягкое небо (МН), губы (Г), щеки (Щ), скулы (С)способствует интенсивному сокращению мышц,Покалывание, покалывание с прокачиванием
2.Восьмеркацифра «8» или обозначение бесконечностиЯ, С, Щ, Гутопляет мышцы, заставляет их активно работать, постановка звука «Р»Растирающие движения на месте вдоль и поперек
3,4,5.Саночки (большие, средние, малые)напоминают саниЯ, С, МН, Г, Щрастягивание уздечки под языком, расслабление и активизация мышцСкользящие движения в разном направлении
6.Топорикпохож на бритвенный станокв основном языкнормализует мышечный тонус, увеличивает подвижность и сократительную способность мышцРубка с плотным нажатием (частая, интервалы небольшие), скольжение движенияпо типу «бритья»
7.Крестовинакрест со сглаженными краями, перпендикулярный ручкеЯ, С, Щ, Гпрокачивание языковых мышц, постановка звуков К, Г, Х, Р, Ш, Ж, Щ, Ч, ЖПрокручивание, надавливания, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком
8.Толкачикперпендикулярное ручке кольцоЯ, МН, Щ, Г, Смышечная активизация и расслаблениеНажим, прокручивание, упражнение «Пружина»с языком (до корня)
9.Щипцы2 рядом находящиеся, сжимающиеся каплевидные рамки на ручкахЯ, Щ(внутри, снаружи), Г, Сразминка, активизация мышцСгибание, поворот, прокручивание языка, щек
10.Лебедушкапетелька на изогнутой ножкеМН, Щ, Ссамый удобный для массирования мягкого неба зондНажим, прокручивание
11.УздечкаУздечка, подковаподъязычная связкаПроверка состояния и подтягивание подъязычной связкиВытягивание языка наверх


Большая часть приборов используется для разминки, возбуждения и расслабления языковых мышц. Многие зонды взаимозаменяемы, обычно для массажа достаточно 5-6 инструментов. Помимо основных зондов логопеды часто используют следующие виды:
  • постановочный (узкая вытянутая петелька) — для формирования желобка при произношении свистящих звуков;
  • шпатель по Корицкому (вытянутая во всю длину овальная рамка) – для массажа боковых краев, а также нижней части языка, постановки шипящих звуков и «Р»;
  • шпатель – для поглаживания, постукиваний, пассивной гимнастики;
  • шарик – для выполнения различных упражнений (катание, прокручивание шарика), постановки звука «Р»;
  • ежик (валик с выпуклостями) – для массажа губ, язычных, скуловых, жевательных мышц при мышечном гипотонусе и парезе артикуляционного аппарата.

Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5

Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш»,

который является базовым для звуков этой фонетической группы.

Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5

широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук
с-с-с…
В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук
«Ш»
самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук
«Ш»
и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.

Звук «Ж» ставится от звука «Ш»

с помощью включения голоса или при помощи
зонда № 5
аналогично, но от звука «3».

Если ребенок правильно произносит звук «Р»,

можно поставить звуки
«Ш»
и
«Ж»
от этого звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук
«Р».
В момент произнесения звука логопед подводит
зонд № 5
к нижней поверхности передней части языка и затормаживает его вибрацию. При шепотном произнесении звука «Р» слышится звук
«Ш»,
при громком —
«Ж».
Звук «Ч»

можно получить от мягкого звука
«ТЬ»,
попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог
ать.
В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук
«Ч»
легче автоматизируется в обратных слогах.

Для постановки звука «Щ»

ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог
ась.
Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука
«Щ»
просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук
«Ч».
Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.

Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.

Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.

Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Общие рекомендации по проведению

Массаж логопедическими зондами проводится курсами. Каждый курс рассчитан на 8-10 сеансов. Разрешается делать процедуру каждый день, но лучше — через 1-2 дня, чтобы не получить переутомление мышц.

Всего проводят 3-4 курса, с перерывом 30-45 дней. Иногда для нормализации произношения достаточно одного курса. Продолжительность сеанса зависит от:

  • возраста пациента;
  • сложности дефекта;
  • реакции ребенка.

Начинать нужно с 5 минут. Потом у 1-3-летних детей доводить до 5-10 минут, 3-7-летних – до 15 минут, школьников – до 20-25 минут. Каждое движение делается по 30 раз.

Следует соблюдать общие рекомендации по подготовке к массажу:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным, светлым, чистым. Обстановка – уютной.
  2. Необходимо, чтобы пациент был спокойным, умиротворенным. Не стоит проводить терапию, если малыш возбужден, проявляет агрессию или слишком подавлен.
  3. Если ребенок по какой-либо причине отрицательно относится к зондам, надо дать ему потрогать, посмотреть инструменты, поиграть немного с ними. Можно сказать, что они волшебные, учат говорить.
  4. В случае чрезвычайно негативной (вплоть до истерической) реакции сеансы лучше делать короткие – 5-10 минут. При этом начинают их с поглаживания щек, губ, кончика языка.

По подражанию от «паруса»

Поэтому приемы постановки звука зависят прежде всего от того, что есть у ребенка в активе, что он умеет выговаривать.Если проблем особых нет ни с прикусом, ни с аденоидами, ни с иннервацией, то ставится звук очень просто, можно сразу за одно занятие. Достаточно показать малышу, куда он должен поднять язык, можно добавить сенсорных ощущений, потрогав это место за верхними зубами пальцем, зондом, ложкой или пусть ребенок сам его потрогает.

Затем провести чем-нибудь острым, но не травмирующим, например ногтем по кончику языка. И сказать, что вот этим кончикам упереться в то место. Затем язычок слегка расширить “как парус” и произнести Т, если язык не выпал, то это хороший признак и можно идти дальше, попросить как бы “подуть на парус”, то есть попытаться произносить звук Т подольше, что среднее между “тссс” и “тффф”.

Преимущества и недостатки

Массаж логопедическими зондами при правильном проведении дает хорошие результаты. Его положительное воздействие на организм пациента выражается в следующем:

  • развитии речи, улучшении звукопроизношения;
  • нормализации голоса;
  • восстановлении правильного дыхания;
  • устранении неврологических расстройств, улучшении работы ЦНС;
  • приведении в норму мышечного тонуса;

Универсальный массаж ротовой полости можно проводить и здоровым детям на начальном этапе развития речи. Это будет способствовать правильному формированию речевых навыков.

Недостатков у зондовых массажных процедур немного, но на них не стоит закрывать глаза:

  1. При неправильном проведении произношение ребенка может ухудшиться.
  2. Не всегда достаточно только массажных манипуляций для восстановления речи. Нельзя игнорировать другие рекомендации логопеда: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, артикуляционную зарядку.

Обработка и хранение инструментов

Инструменты для массажных процедур нужно выбирать качественные, проверенных фирм. Основные материалы – титан или нержавеющая сталь.

Важный элемент подготовки к массажу – обработка зондов. Каждый набор инструментов используется не более 1 раза. После пациента зонды необходимо обработать:

  1. Сразу после использования помыть под проточной водой с моющим средством.
  2. Положить в ванночку со стерилизационным раствором на 30-60 минут («Аламинол», «Велтолен», «ИД-212», «Виркон», «Вапусан-2000», «Лизетол ЛФ», «Септодор», «Эринокс» и другие).
  3. Промыть под проточной водой.
  4. Стерилизовать в металлическом стерилизаторе (кипячением в течение 10-15 минут с момента закипания воды) или автоклаве (паром). Пластмассовые зонды (шарики) не выдерживают процесс стерилизации, поэтому такие инструменты могут быть только индивидуальными.

Хранить обработанные приборы нужно в УФ бактерицидной камере во избежание вторичного заселения микроорганизмами.

Проведение в домашних условиях

Иногда родители по каким-либо причинам не имеют возможности водить ребенка на массажные процедуры к логопеду. Тогда можно проводить их дома. В домашних условиях для нормализации произношения можно делать 2 вида логопедического массажа:

  • лица;
  • артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица

Процедура проведения несложная, состоит из последовательного массирования определенных линий:

  • от центра лба к височной области, затем от бровей к линии волос;
  • от уголков губ к височной области, затем обратно;
  • от кончика, середины носа, переносицы — к основанию крыльев носа;
  • по носогубной складке от крыльев носа;
  • от центра к уголкам нижней и верхней губы;
  • от центра к мочкам ушей;
  • от грудины по шее к подбородку до мочек ушей, обратно по линии плеча.

Движения по всем линиям поглаживающие, растирающие, вибрационные. Исключение составляют носогубная складка и последний завершающий этап от грудины к подбородку – тут движения будут только поглаживающими.

Логопедический массаж речевого аппарата

Массирование органов ротовой полости оказывает сильнейшее воздействие на артикуляционный аппарат и многие другие системы организма. Перед домашним проведением необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он обозначил проблему, подсказал способы ее решения. Желательно также несколько первых сеансов провести со специалистом, а потом уже приступать к самостоятельной терапии.

Массажные инструменты могут быть профессиональными или взятыми из бытового окружения. Если нет возможности приобрести логопедические зонды, можно пользоваться пальцами, чайной ложкой, зубной щеткой, ватными палочками.

Перед процедурой рекомендуется проводить разминку для языка: покачивание из стороны в сторону, облизывание губ по часовой стрелке, цоканье (лошадка), укол в щеку языком и другие упражнения.

Условия проведения:

  1. Руки массажиста должны быть чистыми, без повреждений, ногти – подстриженными.
  2. Инструменты моют, дезинфицируют.
  3. Ребенка укладывают на массажный стол или на жесткий матрац так, чтобы ему было удобно. Также можно усадить его на кресло с высоким подголовником
  4. Под подбородок и на грудь кладут чистое полотенце или марлю.
  5. Под язык подкладывают марлю, которая будет впитывать лишние слюнные выделения.
  6. Кончик языка можно обмотать марлей или тканевой салфеткой – так его удобнее придерживать, чтобы он не скользил.

Процесс универсального логопедического массажа в домашних условиях:

  1. Захватить кончик языка, двигать им вправо — влево, вверх-вниз. Затем его прижимают к корню и вытягивают обратно.
  2. Большим пальцем гладить орган от центра к краям, далее совершать круговые движения.
  3. Гладить язык сверху и снизу. Можно это делать гладкой стороной ложки.
  4. Совершать зигзагообразные движения вдоль.
  5. Производить различные вибрационные движения: покачивания, растирания, постукивания.
  6. С помощью зубной щетки производить надавливания и надавливания с покачиванием на язык.
  7. Массировать уздечку, двигая большой палец или выпуклую сторону ложки вверх.
  8. Поверхность языка массировать шершавой тканью или мягкой зубной щеткой.

Можно также аккуратно помассировать щеки и губы изнутри.

Помните:

  • Если ребенку сложно расслабить язык, то взрослый может это сделать сам с помощью потряхивания артикуляционного органа.
  • При гипертонусе все движения должны быть более слабыми, спокойными. Направление при продвижении вдоль языка – от корня к кончику.
  • При гипотонусе движения более активные, сильные. Направление вдоль языка – от кончика к корню.

Определить тонус артикуляционного аппарата легко:

  • при повышенном или гипертонусе язык сжат колбаской, слишком напряжен;
  • при пониженном или гипотонусе орган, наоборот, чересчур расслаблен, не может долго удерживать одно и то же положение.

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.книга на тему

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений /М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 24 с.

Введение

Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.

Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяется три способа:

— по подражанию (так называемый имитативный способ, когда ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию, необходимую для правильного произнесения того или иного звука);

— с механической помощью (основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение);

— смешанный (основывается на совмещении двух предыдущих способов; в данном случае постановочные логопедические зонды выполняют вспомогательную функцию для выработки более точных и полных артикуляционных движений). Вниманию логопедов предлагается набор постановочных проволочных зондов. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом некоторые точные движения (например: ребенок не может самостоятельно удерживать язык у нижних резцов; поднять переднюю часть языка к верхним зубам или на верхнюю губу). Постепенно полученный с механической помощью артикуляционный уклад закрепляется, и ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.

В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (Е.А. Дьякова. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.

Описание постановочных зондов

Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.

Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.

Зонд № 1

Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).

В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».

Зонд № 2

Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.

Зонд № 3

Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.

Зонд № 4

Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».

Зонд № 5

С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.

Зонд № 6

Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».

Этапы коррекции звукопроизношения

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях (дислалия, дизартрия, ринолалия и др.) — это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребенка необходимо научить:

— узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);

— отличать правильное и дефектное произнесение звука;

— осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;

— принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;

— безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.

Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом и ребенком, интересной формы организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать утомления.

Логопедическое воздействие при коррекции произношения осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Традиционно в логопедии выделяют три основных этапа:

1. Подготовительный этап

Основные задачи данного этапа:

а) общепедагогическая: установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям (развитие произвольного внимания, памяти, мышления);

б) коррекционная: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики На данном этапе особенно важно формирование устойчивых артикуляционных умений и навыков: овладение основными артикуляционными движениями достаточной силы, плавным, точным и четким их выполнением, способностью к удержанию положения и плавной переключаемостью движений. Необходимые артикуляционные движения у ребенка логопед отрабатывает на индивидуальных занятиях (не более 1-2 движений за одно занятие). Затем отработанные упражнения включаются в систематическую артикуляционную гимнастику, проводимую логопедом, воспитателями и родителями (по времени не более 3 -5 минут). Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики желательно сочетать с дыхательно-голосовыми упражнениями, а также с упражнениями на развитие тонкой моторики и фонематического восприятия. На подготовительном этапе важно также отработать четкое произношение опорного (для каждой фонетической группы) звука, сходного с нарушенным по месту или способу образования. Для свистящих звуков это звуки и, ф. Для шипящих — это звуки тис.Для звука «Л» — т, ы; для «Р» — д и ж.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

На этом этапе происходит постановка, автоматизация и дифференциация дефектно произносимых звуков на специально подобранном логопедом речевом материале (слоги, слова, фразы, простые стихотворные и прозаические тексты).

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель данного этапа — правильное употребление звуков в свободном речевом общении, в различных внешних ситуациях, а также в спонтанной речи.

На этом этапе происходит дальнейшее закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в связной речи ребенка на более сложном текстовом материале, включая произведения устного народного творчества и художественной литературы.

Таким образом, использование постановочных зондов в коррекции дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы, предшествующей механическому воздействию. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) иотработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука из любой фонетической группы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:

а) холодную воздушную струю, направленную вниз;

б) теплую воздушную струю, направленную вверх.

Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком — «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф…

1. «Подуем на султанчики». По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

3. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

4. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.

По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.

Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки» поднят вверх, боковые края «чашечки» прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус») или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю.

1. «Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.

2. «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х…).

Упражнения, развивающие артикуляционную моторику

Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3-5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.

Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая речевой дефект и особенности строения органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения показываются и выполняются вначале со зрительным контролем (перед зеркалом) по показу логопеда, а по мере усвоения — по словесной инструкции без зрительного контроля, с опорой на кинестетические ощущения самого ребенка. (Зрительный контроль для дизартриков не используется).

Упражнения для губ

Выполняются упражнения медленно и четко. Губы удерживаются в заданном положении под счет до десяти.

1. «Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. «Улыбка» («Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.

3. «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.

4. «Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.

Артикуляционные упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.

Статические упражнения для языка

Выполняются с раскрытым ртом (губы в улыбке, передние зубы видны) и неподвижной нижней челюстью. Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз. Удерживать положение на счет до пяти — десяти. Выполняя любое упражнение, необходимо следить, чтобы ребенок не производил дополнительных движений губами, нижней челюстью.

1. «Лопатка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта и положить на нижнюю губу (боковые края языка касаются уголков губ).

2. «Иголочка». Язык высунуть изо рта вперед и напрячь — сделать узким.

3. «Чашечка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта, поднять к верхней губе (верхним зубам), не прикасаясь к ним, среднюю часть языка прогнуть, одновременно загнув кверху боковые края.

4. «Киска сердится». Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх-вперед спинку языка.

5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Помогая губами, удерживать полученный желобок.

Динамические упражнения для языка

Отрабатывая представленные ниже динамические упражнения, логопед добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему, ритмичного выполнения движений.

Упражнения выполняются с широко раскрытым ртом и неподвижной нижней челюстью. Сопутствующие движения нижней челюсти и губ не допускаются. Каждое упражнение выполняется четко, медленно под счет логопеда 10 -15 раз.

Для выработки хорошей переключаемости движений сначала проводят чередование упражнения «Лопатка» с другими статическими упражнениями («Лопатка» — «Иголочка»; «Лопатка» — «Чашечка» и т.д.). Затем выполняют следующие ниже упражнения.

1. «Накажем непослушный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

2. «Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движении языком из стороны в сторону; затем — вверх-вниз.

3. «Часики». Высунуть узкий язык изо рта и тянуться им попеременно — то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.

4. «Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им — то к носу, то к подбородку.

5. «Лошадка». Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком, медленно и сильно.

6. «Гармошка». Выполняется, как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»).

7. «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать вглубь рта.

8. «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения вперед-назад.

9. «Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл… Постепенно убыстрять темп.

10.«Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое и мягкое небо, производя движения вперед-назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку).

Приемы постановки отдельных звуков

Звуки любой фонетической группы принято ставить и автоматизировать последовательно. В группе свистящих сначала ставятся глухой звук «С», а на его базе — звонкий звук «3». Последовательно отрабатываются твердые, затем мягкие звуки и звук «Ц». При постановке шипящих звуков сначала ставится звук «Ш» , затем звуки «Ж», «Ч» и «Щ». При постановке звуков из группы соноров («Р» — «РЬ», «Л» — «ЛЬ») сначала ставится твердый звук каждой пары, а затем мягкий. Однако такая последовательность не является жесткой. Логопед определяет последовательность постановки каждой группы звуков исходя как от характера речевого нарушения, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка звука с помощью того или иного зонда осуществляется следующим образом. Логопед усаживает ребенка на стульчик лицом к себе. Показывает ему зонды, дает их подержать в руках и объясняет, для чего они предназначены. У ребенка не должно возникнуть чувство страха. Можно даже придумать и рассказать историю об этих «волшебных помощниках». И только после этого производится постановка звуков.

Иногда постановку звуков с помощью зондов проводят в положении ребенка лежа (для дополнительного расслабления мышц артикуляционного аппарата).

Использование зондов для постановки звуков строго индивидуально. Перед постановкой звука обязательно производится соответствующая санитарно-гигиеническая обработка зондов.

Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4

При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.

Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.

Для постановки звука «С» логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.

Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.

Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с… В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов вглубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется, и ребенок может самостоятельно произносить звук.

Звук «Ц» можно получить при помощи зондов № 1 и № 2 двумя способами.

Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс… Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом № 1или № 2 у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).

Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с… Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его вглубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.

Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4 свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5

Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш», который является базовым для звуков этой фонетической группы.

Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук с-с-с… В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук «Ш» самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук «Ш» и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.

Звук «Ж» ставится от звука «Ш» с помощью включения голоса или при помощи зонда № 5аналогично, но от звука «3».

Если ребенок правильно произносит звук «Р», можно поставить звуки «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук «Р». В момент произнесения звука логопед подводит зонд № 5к нижней поверхности передней части языка и затормаживает его вибрацию. При шепотном произнесении звука «Р» слышится звук «Ш», при громком — «Ж».

Звук «Ч» можно получить от мягкого звука «ТЬ», попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог ать. В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук «Ч» легче автоматизируется в обратных слогах.

Для постановки звука «Щ» ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог ась. Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука «Щ» просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук «Ч».

Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.

Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.

Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.

Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.

Постановка сонорных звуков зондами № 1, № 4 и № 6

Для постановки звука «Л» в случаях, когда ребенок затрудняется в образовании боковых щелей между языком и зубами (например, при параламбдацизме — замене звука «Л» звуком «Н»), используют зонд № 4. Ребенка просят приоткрыть рот. Логопед вводит зонд, укладывает его торцевой частью поперек языка и прижимает боковые края языка. Затем просит ребенка приподнять и прижать кончик языка у бугорка за верхними зубами (у альвеол). Улыбнуться и в таком положении произносить звук а, ы, или сочетание ыа. В момент произнесения будет слышен звук, близкий к «Л», т.к. струя выдыхаемого воздуха проходит в образуемые с помощью зонда щели между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, а губы, особенно при постановке от звука «Ы», занимают положение, полностью соответствующее артикуляционной позе звука «Л». Однако, до полного закрепления артикуляционной позы звука «Л» внимание ребенка фиксируется только на положении губ и языка, а не на произносимом звуке.

Если ребенок правильно произносит звук «ЛЬ», можно попросить его несколько раз произнести слог ля, затем ввести зонд № 4 и зафиксировать его таким образом, чтобы он находился между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит ребенка произносить слог ля и одновременно нажимает зондом на среднюю часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука «Л» в слоге ла.

Этим же зондом можно поставить звук «ЛЬ» от звука «Л». При протяжном произнесении звука «Л», чуть выгибая вверх зондом, установленным на средней части, спинку языка.

Для постановки звука «Р» используют шариковый зонд № 6. Традиционно постановка звука «Р» проводится в два этапа. Сначала ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от протяжно произносимого звука «Ж» без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам). При этом сохраняется минимальная щель между кончиком языка и деснами. Звук должен произноситься с сильным напором воздуха. Затем переходят ко второму этапу постановки. Ребенку предлагают с силой произносить полученный фрикативный звук. Одновременно с этим логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд № 6 и производит быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.

В некоторых случаях для вызывания звука «Р» можно использовать зонд № 1. После постановки фрикативного (без вибрации) звука «Р» от звука «Ж», при его длительном произнесении с сильным напором воздуха зонд № 1 вводят под нижнюю поверхность передней части языка и, производя быстрые движения из стороны в сторону, вызывают колебания языка. Домашние тренировки ребенок может проводить самостоятельно с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца.

Постановка звука «Р» может быть произведена с механической помощью и при произнесении на одном выдохе многократно повторяющегося звука «Д»: ддддд… или сочетания звуков дж-дж-дж… При этом необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха была сильной.

Звуки других фонетических групп также можно вызывать, используя в работе данные зонды. Эффективность работы того или иного зонда определяет логопед для каждого индивидуального случая нарушения произношения.

Процесс постановки звука будет более эффективным, если логопед будет использовать в работе такие вспомогательные игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотору автомобиля, двигателю самолета, рычанию тигра и т.п.).

Литература

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург: Библиополис, 1994.

Волкова Л.С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Изд-ки , 2003.

Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1987.

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1999.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

Pay Ф.Ф. приемы исправления недостатков произношения фонем. / Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

Хватцев М.Е. Логопедия. — М.: Просвещение, 1951.

Советы родителям

Для того, чтобы логопедический зондовый или домашний массаж приносил пользу и только положительные эмоции ребенку, родители должны следовать таким советам:

  1. Используйте все рекомендованные логопедом приемы для устранения проблемы. Это может быть не только массаж, но и логопедические упражнения, общение с психологом, лечение медикаментами, физиотерапия.
  2. Если массажные процедуры, несмотря на все старания специалиста, вызывают неприятные ощущения у ребенка, нужно придумать какой-то способ поощрения за посещение логопедического кабинета. Например, обещать покупку игрушки или сладостей, которые хотел бы получить малыш.
  3. Больше общайтесь с ребенком, следя за своим и его произношением. Исправляйте его ошибки, проговаривайте несколько раз правильное произношение.
  4. Чаще делайте артикуляционную гимнастику.
  5. Играйте с воспитанником в логопедические игры, способствующие устранению проблем с произношением.
  6. Не стоит переживать, если после первого-второго курсов процедур нет результатов: малыш по-прежнему говорит неправильно. Часто требуется по 3-4 курса, чтобы достигнуть требуемого эффекта. Все обязательно получится! Главное, верить в свои силы и способности своего ребенка.

Похожие записи:

  1. Массаж для развития речи — логопедические воздействия Массаж в целях коррекции и развития речи проводят различными способами….
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]