Как начать публичное выступление: фишки, цепляющие внимание

Правильное начало публичного выступления — 50% успеха всего выступления. Прежде чем узнать, как начать выступление на конференции, подготовить приветствие, пример плана, нужно учесть самое важное — время. Максимум 6 секунд отведено, чтобы произвести первое впечатление, а у слушателя — сформировать отношение к оратору. Аудитория сканирует через невербальные сигналы голоса и тела, что и как вы рассказываете. 20% времени выступления опытные спикеры отводят вступительной части.

Начало выступления — как трейлер фильма — короткий, цепляющий, набор броских тезисов. Задача — быстро зацепить зал. Какой смысл выступать без должного внимания аудитории?

Содержание

  • Приветствие на публичном выступлении: как не вызвать зевоту Как лучше не начинать выступление
  • 16 приемов как начать публичное выступление и удержать внимание
  • Фишки для установления контакта с аудиторией
      Сделать ссылку на предыдущего спикера
  • Обратиться к общему опыту слушателей
  • Попросить аудиторию пересесть ближе
  • Начать с паузы
  • «Коннект» между аудиторией и спикером
  • Алгоритм уверенного начала публичной коммуникации
  • Заключение
  • Стихотворные подводки к песням

    Перед тем, как спеть песню, выступающий может рассказать веселую стихотворную подводку, чтобы развеселить зрителей. Тема подводки зависит от текста народной песни и того, с кем поет участник.

    В стихотворной подводке можно упомянуть своего напарника, пошутить, обратить внимание на обстановку или сделать небольшой анонс песне.

    Образец:

    «Вместе мы не огорчаемся,

    Все друг другу улыбаются

    И с отличным настроением

    Занимаемся мы пением».

    Приветствие на публичном выступлении: как не вызвать зевоту

    Большинство людей сковывает страх, напряжение от внимания группы людей, возникает стойкое желание бежать. Даже профессиональные спикеры испытывают сложности — переживают, как начать публичное выступление, быстрее включиться в продуктивное состояние. Владимир Герасичев — глава компании Business Relations, эксперт сферы бизнес-образования — признаётся, что не любит первые минуты выступления, нужно разогреться, войти в поток. Кстати, отличный приём: признайтесь публике честно, что чувствуете. Но делают это грамотно действительно опытные спикеры.

    Как лучше не начинать выступление:

    1. «Всем привет, давайте сразу к делу…». Не пропускайте приветствие в публичном выступлении. Не переходите сразу к основной части, пока не установили контакт. У аудитории возникают вопросы: «Кто ты?», «В чем польза твоего выступления?». Это как пригласить девушку на первую брачную ночь без первого свидания.
    2. «Простите, я не опытный спикер, не судите строго…». Мысленная реакция людей: «Тогда зачем вышли? Подготовьтесь, не занимайте время зря!». Это не выигрышный способ, как начать выступление на научной конференции или при защите важного бизнес-проекта. Подобные фразы вызывают сомнения в компетентности выступающего. Аудитория ждет лидера, отыграйте роль уверенного оратора по полной.
    3. «Как вам меня слышно..?». Считаете, это помогает сформировать успешный образ? Выглядит, как неумелая попытка усмирить волнение, добиться любого отклика аудитории. Не надо так. Всё, что вы делаете, работает либо на вас, либо против.
    4. Дублировать информацию слайдов презентации. Люди либо читают, либо слушают. Зачем нужен спикер, если можно прочитать текст?

    Подводки к частушкам на концерте

    Для того, чтобы привнести разнообразия в номер и развеселить публику, можно написать подводку, которую нужно произносить перед частушками или песнями. Подводка – это небольшой по объему текст в прозе или стихах.

    Что нужно упомянуть при написании подобного текста? Если участник выступает с мамой, можно в подводке упомянуть о том, как сильно он ее любит.

    Например:

    «Мамуль, иди сюда скорее,

    «Дочурка с мамой»- наш дуэт!

    На свете нет тебя милее,

    Родней и ближе тоже нет!».

    Фишки для установления контакта с аудиторией

    Сделать ссылку на предыдущего спикера

    Если предыдущий оратор выступил мощно, бодро, ему стоя аплодировали, ваше волнение усиливается. Хочется удержать планку, напряжение внутри растёт. Что делать? Присоединиться к успеху коллеги:

    • Встаньте в то же место.
    • Начните, продолжая его последнюю фразу.
    • Согласитесь с его ключевыми тезисами.
    • Плавно переводите в свою тему, передвигаясь по сцене.

    Предыдущий спикер провалился? Сделайте вид, что ничего не произошло, не «топите» коллегу ещё больше.

    Обратиться к общему опыту слушателей

    «Все мы с вами любим сладкое..», «А помните как мы в детстве…. У кого такое было? Поднимите руку». В первые секунды люди принимают решение — вы свой или чужой. Вы вибрируете на одном уровне или на разных, подходят ли им ваши ценности. Худшее начало: «Мы с вами по разные стороны баррикад», «Кому-то будет трудно понять». Сделайте жест, рисуя в воздухе шар, — знак объединения усилит эффект общности.

    Попросить аудиторию пересесть ближе

    На «живых» мероприятиях люди обычно садятся, где захотят. Попросив аудиторию пересесть, вы их немного выведете из зоны комфорта, и это включит даже самых неактивных. Таким способом вы повлияете на уровень подсознания людей, ведь они будут делать то, что вы говорите. Покажите им выгоду — что они получат пересев ближе — лучше видно, слышно? Или вы раздадите первым рядам методички или демонстрационный материал? Надеюсь, идею вы уловили.

    Начать с паузы

    Зачем это нужно? Представьте: вы сидите в зале. Сцена пуста. Все ждут спикера. В зале, человек 300 и легкий гул: кто-то разговаривает с соседом, кто-то говорит по телефону, кто-то хохочет в голос. Как начинать публичное выступление на конференции или на любом другом мероприятии в такой ситуации?

    Выходит спикер, сходу начинает выступление. Одни слушают, другие продолжают вести разговор, не успев опомниться. Что транслирует спикер? «Я могу говорить, когда меня не слушают», «Я не уважаю себя» — полный слив.

    Другой вариант. Выходит спикер, занимает центральное место на сцене, выдерживает паузу. Осматривает зал, кому-то улыбается, кивает. Зал медленно замолкает. В полной тишине, уверенным голосом, спикер начинает: «Друзья, всем добрый вечер». Он показал: «Пока меня не будут слушать, я не буду говорить». Это выглядит сильно.

    Домашняя работа по подготовке к концерту

    Подготовка к концерту начинается дома, за день до выступления. В первую очередь составьте список того, что нужно взять с собой. Большая часть того, что войдет в список — аксессуары для игры на музыкальных инструментах и различные компоненты для оборудования.

    Аксессуары первой необходимости для музыкальных инструментов

    Гитаристам и басистам

    Если вы гитарист или басист, возьмите с собой пару комплектов струн, машинку для их накручивания, кусачки или ножницы по металлу и тюнер. Также не помешает запасной ремень для гитары — никто не застрахован от того, что нынешний ремень порвется или повредится во время поездки на площадку или саундчека.

    Заранее соберите педалборд. Проверьте все разъемы педалей, соединительные провода и адаптеры питания. Обязательно приготовьте комплект батареек для педалей.

    Не забудьте взять достаточно медиаторов и держатель для них. Желающих «стрельнуть» медиатор и забыть его вернуть всегда много!

    Вокалистам

    Не поленитесь и возьмите свою микрофонную стойку. Очень часто стойки в клубах плохо держат микрофон, а наличие своей стойки избавит от этих проблем.

    На сцене может быть очень громко, поэтому задумайтесь о защите ушей. Возьмите с собой профессиональные беруши. Этот пункт справедлив для всех музыкантов группы.

    Барабанщикам

    Помимо собственного железа, если оно необходимо на концерте, набери несколько пар барабанных палочек. Если используешь пэды или какую-либо перкуссию (колотушку, чаймсы), проверь их рабочее состояние.

    Обязательно возьми ключи для барабанов — найти их в клубе будет практически нереально.

    Запасные кабели

    На каждый используемый кабель должен быть запасной шнур. Трехметровый гитарный кабель, короткие соединительные провода для педалборда, микрофонный шнур, какие-то другие провода — у всего должна быть исправная замена.

    Комплект первой помощи и лекарства

    Учитывайте любое развитие событий. Возьмите необходимые лекарства: капли в нос, средство от кашля, таблетки от головной боли, пластыри и бинт, средство от простуды и болей в желудке. Лекарства могут не пригодиться вам, зато потребоваться кому-то из товарищей по группе.

    Клейкая лента, скотч

    Скотч или изолента помогут закрепить поломанную микрофонную стойку, на скорую руку отремонтировать сломанный кабель или приклеить сетлист на сцене.

    Удлинители, разветвители, адаптеры и источники питания

    Возьмите с собой дополнительный удлинитель или разветвитель. Не редки случаи, когда музыкантам не хватает розеток для всего привезенного оборудования.

    Отдельное внимание уделите адаптерам питания своего оборудования. Если один из них не вызывает доверия, возьмите запасной, чтобы в самый ответственный момент не остаться без эффектов или примочек.

    Фонарик, ручка и бумага

    Все современные смартфоны оснащены встроенным фонариком. Если такого функционала в твоем устройстве нет — возьми обычный фонарик. На сцене и в зале обычно темно, поэтому дополнительное освещение не помешает.

    Также возьми с собой ручку и небольшой запас бумаги на тот случай, если потребуется внести правки в сетлист или сделать какие-либо пометки. Да и сама бумага может помочь во многих других экстренных ситуациях.

    Полотенце и запасная футболка

    Полотенце пригодится как во время выступления, так и после. В клубах и на сцене всегда жарко, поэтому не допускай ситуаций, когда пот льется с тебя ручьем.

    Запасная футболка понадобится после концерта. Чтобы не заболеть, переоденься после выступления.

    Мультитул

    Поможет в любой момент. Универсальный инструмент, состоящий из отвертки и плоскогубцев, ключей и напильника, поможет закрутить разболтавшиеся винты и гайки на ваших инструментах и другом оборудовании.

    Перекус и вода

    Концерт может затянуться, а голод никто не отменял. Захвати с собой фрукты, бутерброды или другие закуски, которыми ты утолишь чувство голода.

    Вода понадобится всем участникам коллектива. Запаситесь одной-двумя бутылками воды на каждого участника коллектива.

    Деньги

    Наличные деньги могут понадобиться в любой момент. Не стоит доверять карточкам — поблизости может не оказаться банкоматов твоего банка, а в клубе могут не принимать карты из-за технических неполадок.

    «Коннект» между аудиторией и спикером

    Приветствие на публичном выступлении — один из ключевых элементов, начинается выстраивание связи с аудиторией. Как создать эту связь? Важно, чтобы аудитория приняла вашу сторону. Начните с того, что объединяет вас и ваших слушателей. Вы бывали в этом городе или жили, у вас есть дети, вам знакома проблема людей находящихся в зале? Без этого нет смысла выступать дальше. Когда вы расположите людей к себе, к вашим возможным ошибкам они не будут относиться так критично.

    Кстати, это важно. Дайте себе право на ошибку, вы живой человек. Удивительным образом такой настрой даст ощущение свободы, и вы с меньшей вероятностью совершите ошибку.

    Приветственные слова ведущего на концерте

    Главную роль играют вступительные слова ведущего на концерте, ведь очень важно захватить внимание зрителя с первого момента.

    Для того, чтобы правильно начать концерт и заинтересовать приглашенных, ведущий должен владеть ораторским мастерством и следовать заранее составленному сценарию.

    Большинство ораторов используют стандартную схему приветствия.

    Ведущий приветствует собравшихся зрителей:

    • «Добрый вечер, уважаемые зрители!».
    • «Приветствую, дамы и господа».
    • «Дорогие друзья! Рада приветствовать вас на нашем концерте»;

    Далее нужно озвучить цель и название мероприятия.

    Пример для праздника Дня Победы:

    «В этот замечательный вечер мы хотим почтить память всех тех, кто покинул нас, защищая нашу страну».

    Праздник ко Дню матери можно начать четверостишием о маме:

    «День Матери – достойный, добрый праздник,

    Который входит солнышком в семью.

    И не приятно разве каждой маме,

    Когда ей честь по праву воздают».

    Дать понять зрителю, зачем он пришел на концерт, и почему это так важно:

    «В этом зале присутствуют люди, без которых не состоялось бы это мероприятие. Благодаря вашему вкладу мы имеем возможность помочь нуждающимся и изменить судьбы многих страждущих людей»;

    1. Рассказать вкратце о самом мероприятии и что входит в концертную программу. Например, танцы, песни или небольшие постановки.
    2. Огласить, кто из знаменитостей, экспертов или политиков приглашен на данное мероприятие.
    3. Рассказать, какие вопросы будут затронуты в ходе концерта. Например, концерт посвящен ветеранам войны или ностальгии по Советскому Союзу.
    4. И последний этап: можно закончить вступление и передать слово другому ведущему или начать выступление сразу.

    Во время произнесения речи нужно не забывать о самой аудитории: ведущий должен упомянуть о вкладе зрителей, объяснить, почему их присутствие имеет огромное значение.

    Алгоритм уверенного начала публичной коммуникации

    • Выход. Не надо на ходу начинать выступление. Медленно и уверенно выйдите на сцену, лёгким взглядом окидывая аудиторию. Не буравьте пол под ногами. Не нужно поправлять одежду, заправлять рубашку. О «марафете» нужно подумать до выхода на сцену. Иначе сольёте выступления до вступительной речи.
    • Пауза. Заняв центральную позицию на сцене, выдержите паузу. Почувствуйте устремление внимания людей, формирование впечатления и отношения к вам.
    • Приветствие и вовлекающий вопрос. Бодрым голосом поприветствуйте аудиторию и сразу задайте вовлекающий вопрос: «Как настроение?». Это мощная связка отнюдь не для галочки. Вопрос решает задачи: настроя аудитории на диалог;
    • «прощупывания» обратной связи. Создайте паузу после вовлекающего вопроса и посмотрите на реакцию. Вы сразу поймете, какие настроения преобладают в зале. Если после вопроса гробовая тишина — не игнорируйте. Пошутите: «Да, вижу сегодня бодрость духа зашкаливает»;
    • снятия напряжения от пристальных взглядов — вы «кожей» почувствуете облегчение, переведя внимание с себя вопросом в зал.
  • Представьтесь лаконично. Старайтесь избегать повышающей интонации в конце предложений. Это выдаст вашу неуверенность, волнение.
    • Цель выступления. «Зачем ты здесь?» — вопрос, который звучит в голове слушателя по поводу цели. Но не вашей, как спикера, а цели аудитории. С чем вы пришли? Какой результат от выступления получат слушатели? Учитесь смещать фокус своего внимания с себя на свою аудиторию.

    Разогреть, но не вскипятить. Почему перед звездами на концертах выступают молодые и неизвестные

    Кому и зачем нужен саппорт?

    Очень редко запрос на «разогрев» исходит от самих звезд. Реальный повод только один — программа, с которой едет хедлайнер, длится меньше часа. Такое происходит, как правило, с только появившимися артистами с небольшим количеством материала.
    Гораздо больше в саппорте заинтересован организатор. Во-первых, полчаса после начала концерта — время, когда приезжают опаздывающие зрители. Вместительные площадки часто расположены за пределами центра, а концерты проходят в будни в вечернее время, когда город превращается в одну большую пробку. Во-вторых, разогрев позволяет заработать принимающей площадке. Именно во время выступлений саппорта бар делает основную выручку, так как большая часть аудитории уже собралась, но хедлайнер еще не сконцентрировал на себе всеобщее внимание

    Для зрителей выступление разогрева — возможность настроиться на концерт, эмоционально подготовиться к выходу кумиров и, конечно, расширить свой музыкальный кругозор. Однако здесь важно, чтобы концептуально разогрев совпадал с общим настроением концерта. Если не попасть в жанр или подобрать неготовых к большим площадкам исполнителей, то основной эмоцией аудитории станет раздражение, а не любопытство.


    Фото: 66.ru

    Легенды, начинавшие на разогреве

    Для молодых групп саппорт — одна из немногих работающих возможностей получить внимание СМИ и новых слушателей. А когда на кону — выступление перед мировыми суперзвездами, то разогревом может стать и вполне популярный исполнитель. Так, «Сплин» когда-то выступал перед The Rolling Stones, «Тараканы!» — перед The Exploited, а Tequilajazzz — перед The Smashing Pumpkins.

    На самом деле практически любая икона современной музыки изначально выступала «в нагрузку» к основному артисту. Например, Nine Inch Nails играли у Дэвида Боуи, Red Hot Chili Peppers — у The Rolling Stones. Сами «перцы» в далеком 1999-м выбрали для саппорта своего турне дебютантов Muse.

    Культовые Radiohead получили популярность в США после того, как откатали тур в поддержке R.E. M. А уже спустя несколько лет сами Radiohead пригласили к себе в саппорт The Black Keys, которые использовали совместные гастроли для продвижения своей четвертой пластинки.

    Однако в отработанной схеме «звезда» + «юное дарование» иногда происходят сбои. Один из самых забавных случился на московском концерте сестры Майкла Джексона — Ла Тойи Джексон. В качестве «разогрева» организаторы выбрали «Ласковый май», который выступал в первом отделении. В результате саму Ла Тойю осталось послушать 2,5 из 10 тысяч человек.


    Фото: 66.ru

    Как попасть на разогрев к звездам

    Попасть на разогрев к звездам можно двумя способами — через хедлайнера и через организаторов. В первом случае о своем желании необходимо написать менеджменту группы. Как правило, актуальные контакты указаны на сайте и в социальных сетях. Если звучание понравится, то группа свяжется с организаторами и запросит вас на саппорт.

    Однако организаторы предпочитают, когда местные коллективы выстраивают общение через них, так как в итоге со всеми техническими и финансовыми издержками разбираются именно они. Как правило, хедлайнеру отправляют несколько вариантов разогрева, из которых он выбирает наиболее достойную группу.

    По словам арт-директора Телеклуба Семена Гальперина, выбрать удачный, правильный разогрев — сложно. Но это нужно, потому что одна из миссий организаторов концертов — помогать молодым музыкантам развиваться.

    Семен Гальперин, арт-директор «Телеклуба»:

    — Мы заинтересованы в том, чтобы коллективы из Екатеринбурга сначала собирали Дом Печати, а потом и Телеклуб. У нас не так много групп, которые могут это делать. Alai Oli, например, которые уже давно переехали в Питер, «Сансара», «Курара», «Чайф». Но мы хотим закрывать расписание нашими, уральскими командами, а не сидеть постоянно и не думать — кого же еще позвать. Поэтому мы и хотим вносить свой вклад, чтобы эти группы выросли. Это чистая логика бизнеса.

    Если говорить о логике человеческой и меломанской, продолжает Гальперин, любому организатору концертов хочется быть причастным к появлению и зарождению звезд.

    24 сентября в Екатеринбурге свой пятый и самый сильный, по мнению музыкальных критиков, альбом Five представят одни из самых ярких звезд современного пост-панка White Lies. И перед ними будет разогрев. Предлагаем вам угадать: кто из местных музыкантов, на ваш взгляд, достоин выступать на разогреве у британцев? Выбирайте и голосуйте.

    Blues Bastards

    Candy Knights

    Simple Madness

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]