Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста 

Фрукты:

материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах.
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток .

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье «Загадки»

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Календарный план по теме «Фрукты» на неделю для п ДОУ

Тема недели «Фрукты»

Понедельник

Утро.

1. Д/И «Угадай по описанию» Цель: учить описывать фрукты.

2. Д/И «Что бывает такого цвета» Цель: закрепить знания цветов.

3. Ситуативный разговор «Фрукты для еды- хорошо или плохо» Рассматривание иллюстраций «Чем богата эта осень» — повторить названия фруктов.

4. Индивидуальная работа по развитию речи. Задачи: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (лист клена – кленовый, липы – липовый); учить работать в парах; тактично исправлять ошибки партнера.

5. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями. Цель: воспитание бережного отношения к растениям.

6. Д/и «Соберем фрукты» — ориентировка в пространстве, умение отличать фрукты от овощей.

7. Отгадывание загадок о фруктах – развивать логическое мышление, речь.

НОД.

1.
Логопедическое
2.
Х.Э.Р. Лепка «Фрукты на тарелке»
Программные задачи:
п
родолжить знакомство детей с приемами лепки фруктов и тарелки, передавать более точную форму, учить достижению выразительности через более точную передачу формы, величины предметов у фруктов и тарелочки, развивать мелкую моторику рук при выполнении различных приемов работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, воспитывать эстетические эмоции и чувства, аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, фрукты на тарелке, веточки.

Словарная работа:

апельсины, лимоны, мандарины, гранаты и т.д.

Методические приемы:

загадки, беседа, рассматривание, создание творческой проблемной ситуации, показ способа действия, индивидуальная помощь, итог.

3.
Х.Э.Р. Музыкальное
Прогулка:

1. Рассматривание деревьев. Цель: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадение листвы, наличие плодов и семян).

2. Труд: уборка опавшей листвы. Цель – привитие трудолюбия

3. Индивидуальная работа по развитию движений. Задачи: развивать навыки бросания мяча в цель.

4. Спортивная игра футбол. Задачи: учить детей играть дружно, действовать как одна команда. Способствовать развитию точности, координации движений, решительности, смелости.

2 пол. дня

1. С. р. и. «Фруктовое кафе» — развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр, воспитывать социально активную личность.

2. Чтение худ. литературы р.н.с. «Вершки – корешки» Цель: напомнить текст, инсценирование сказки по ролям.

3. С/Р игра «Магазин фруктов» Цель: ввести в речь детей название плодов, воспитывать культуру речи.

4. Индивидуальная работа с детьми повторить название деревьев, закрепить осенние месяцы

5. Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

Прогулка:

1. Предложить д/и «Чем пахнет осень?» Цель: учить детей подбирать слова для описания собственных ощущений.

2. П/И «Жмурки». Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Вторник

Утро:

1. Знакомство детей с книгами энциклопедического содержания. Цель: учить работать с книгами.

2. Беседа «Труд в саду и огороде». Уточнить представление о том, что осенью после сбора урожая, грядки готовят к весенней посадке.

3. И/у «Играем со сказкой» — учить придумывать другое окончание сказкам.

4. Д/И «Чьи детки» Цель: закрепить знания о плодах растений.

5. «Умные шнуровки» — развитие мелкой моторики, воображения

6. Труд по столовой. Цель: закрепить умение сервировать стол к завтраку.

7. Д/и «Четвертый лишний» — развивать операции мышления

НОД.

1.
Логопедическое
2.
П. Р. ФЭМП. «Повторение»
Программные задачи:

закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10, совершенствовать навыки ориентировки на плоскости, закрепить знания о цифрах, закрепить знания о составе числа от 2 до 5, закрепить знания о геометрических фигурах (прямоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник), упражнять в сравнении предметов по величине, упражнять в координации движений: право, лево, работа в тетрадях – развивать мелкую моторику.

Словарная работа

: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом

Материал

: цифры, геометрические фигуры, д/и «сравни по длине», рабочие тетради, простые карандаши.

Методические приемы

: орг. момент «Скажи кто стоит…», д/и «Покажи цифру», сравнение по длине, физминутка, работа в тетради, итог.

3.
Ф. Р. Физкультурное №1
II
пол. дня Х.Э.Р. Рисование «Натюрморт»
Программные задачи:

Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Закреплять умение детей пользоваться кистью и красками. Формировать желание рисовать, придумывать. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.

Словарная работа:

натюрморт, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художники
Методические приемы:
обследование вазы – дать полный анализ, формы, цвета, пропорциям. Сравнить верхнюю и нижнюю часть, находя различие.

Вопросы к детям: Какой формы ваза? На что похоже основание и горло вазы? Какого цвета?

Что выше — ваза или фрукты? Какими выглядят фрукты по величине в сравнении с вазой?

Прогулка:

1. Рассматривание деревьев. Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

2. Труд – собрать крупный мусор на участке. Цель: воспитывать трудолюбие.

3. Дидактическая игра «Назови три предмета».

4. Подвижная игра «Охотник и зайцы».

2 пол. дня.

1. Игра «Мы считаем фрукты» формировать умение использовать навыки счета в быту.

2. Игровая деятельность в музыкальном уголке. «Узнай, какой ребенок поет» — совершенствовать у детей слух.

3. Рассказ В. Сухомлинского «Яблоко рассвет». Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

4. Игра «Волшебный стул» — воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Прогулка:

1. Наблюдения за ветром. Цель: выяснить, как ветер влияет на изменения в погоде.

2. П/И «Встань, куда скажу».

Среда

Утро:

1. Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями. Цель: воспитание бережного отношения к растениям

2. Игра «Что едят в сыром виде, а что в варенном» развивать фразовую речь, произвольное внимание

3. Беседа: «Что где растет?» Цель: развитие связной речи.

4. Игра «Четвёртый лишний». Развивать логическое мышление, закрепить умения различать понятия: овощи и фрукты;

5. Дежурство по столовой. – закрепить правильную сервировку стола.

НОД.

1.
Логопедическое
2.
Х.Э.Р. Рисование «Фрукты на блюде»
Программные задачи:

познакомить детей с видом живописи – натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета; научить рисовать фрукты, планировать свою работу, ориентироваться на листе; воспитывать любовь к живописи.

Демонстрационный материал:

ваза, фрукты-муляжи, листы бумаги разного цвета для фона, лист белой бумаги.

Раздаточный материал:

альбомы, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, подставки для кисточек, простые карандаши.

Словарная работа:

натюрморт, фон, композиция.

Методические приемы:

орг. момент, беседа с детьми, чтение стихотворения, показ способа действия, пальчиковая гимнастика, самостоятельная и индивидуальная работа, итог.

3.
Х.Э.Р. Музыкальное
Прогулка:

1. Наблюдение за изменением цвета листьев, как изменились, почему? Цель: развивать наблюдательность, умение делать выводы в ходе наблюдений.

2. Д/И «Что сначала – что потом?» Цель: закрепить этапы роста и развития растений.

3. П/И «Дорожка препятствий» Цель: развитие движений.

4. Ситуативное общение «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада: при встрече с различными домашними животными, способствовать развитию осторожности.

5. Труд: сбор листьев различных деревьев и кустарников для гербария.

6. Индивидуальная работа по ФИЗО И/у «Кто выше подпрыгнет» — упражняться в прыжках в высоту с места.

2 пол. дня.

1. Познавательно-исследовательская деятельность: Показать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои полезные для нас свойства.

2. Д/И «Во саду ли, в огороде» Цель: закрепить классификацию овощей и фруктов.

3. Д/ игра «Верни фрукты на дерево», закрепить, что фрукты растут на фруктовых деревьях, назвать их, употреблять существительное во мн. Числе, закрепить цвета и название фруктов. классифицировать по признакам, называть обобщающим словом

4. Творческая мастерская: аппликация «Запасы на зиму». Цель: продолжать учить создавать изображение из частей, развивать чувство композиции.

5. Чтение Л.В. Воронкова «Грушевое яблочко» Ц. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Прогулка:

1. Д/И «Что сначала, что потом» Цель: закрепить части суток.

2. НРК-Русская народная игра «Царь-картошка» Цель: упражнять в ловле мяча, развивать ловкость.

Четверг

Утро:

1. Работа по развитию речи -Д/И «Говори правильно» Формировать умение правильно употреблять сущ. в множ. числе родит. падеже

2. Дежурство по столовой приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

3. Этическая беседа «Улыбнёмся друг другу». Формировать у детей представление о том, что улыбка доброе и хорошее настроение передаётся окружающим, не стоит портить настроение другим.

4. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока – яблочный;

5. Д/и «Найди по описанию» — развивать память, внимание

НОД.

1.
Логопедическое
2.
П.Р. ФЭМП «Отгадай разноцветные загадки»
Программные задачи:

Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать их и называть. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.

Словарная работа:

часть, целое.

Материал:

цифры, математические знаки, ножницы, 2 круга на каждого ребенка, геометрические фигуры, мяч.

Методические приемы:

орг. момент, д/и «Сосчитай», «Один и множество», «Считай наоборот», деление круга на части, сравнение частей, физминутка, д/и «Найди фигуру», итог.

3.
Ф. Р. Физкультурное №2
II
пол. дня С.К.Р. ОБЖ. «Витамины для здоровья».
Программные задачи:

способствовать формированию у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни., закрепить понятия «фрукты — овощи», познакомить с продуктами, необходимыми человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты; дать представление о витаминах и их содержании в продуктах, помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте продуктов растительного происхождения, сознательно выбирать более полезные, и по возможности включить их в ежедневный рацион; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук; развивать связную речь детей, словарный объём детей; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение; активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух, формировать познавательный интерес к рациональному питанию, желание быть здоровым; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, к занятиям спортом; воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей; показать детям, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья; привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.

Методы и приемы:

беседа; наблюдение; создание проблемной ситуации; объяснительно-иллюстрационный метод; игровой метод; совместная деятельность с детьми.

Словарная работы:

расширить словарный запас детей: «витамины», «жиры», «белки», «углеводы».

Материалы и оборудование:

бумажные или матерчатые дорожки разные по цвету; Любознайка, Кубик, Бусинка (мягкие игрушки), кукла Витаминка (кукольный театр); коробка с сюжетными картинками; фрукты, овощи, продукты — иллюстрации муляжи овощей, фруктов. сигнальные карточки: зеленые и красные; трафареты в форме баночек, пластилин, дощечки, стеки.

Прогулка:

1. Наблюдение за березой. Цель: продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

2. «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада

3. Трудовая деятельность: подметание дорожек, уборка мусора Цель: воспитывать умение трудить сообща.

4. Конкурс «Самый красивый осенний букет» (из опавших листьев)

5. НРК-Подвижная игра «Ловушка»-соблюдать правила игры.

2 пол. дня

1. С. р. и «Магазин фруктов» развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий

2. Д/И «Верни фрукты на дерево» развивать операции мышления (обобщение, сравнение, восприятие)

3. Конструктивная игра «Фрукты для великана» Цель: учить делать подделки из Лего.

4. Драматизация сказки: «Вершки и корешки». Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

5. Лепка: «Лакомство для зайчат и ежат» Совершенствовать умение лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали – пальцами.

Прогулка:

1. Наблюдения за сумерками, отметить, что световой день заметно уменьшается.

2. Закрепить приметы осени. Д/И «Когда это бывает?» П/И «Успей выбежать»

Пятница

Утро.

1. Настольно- печатная игра «Подбери пару». Формировать умение подбирать пары предметов по заданному признаку.

2. Дежурство по столовой — приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

3. Д/и «Назови цвет фруктов» развивать мышление.

4. УМК-игра «Командир»- закрепление слов в повелительном наклонении

НОД

1.
П.Р. ФЦКМ «Фрукты».
Программные задачи:

Уточнять и расширять знания детей о фруктах, их произрастании, пользе для здоровья человека; развивать диалогическую и монологическую речи; совершенствовать навыки обследования предметов; развивать быстроту мышления, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду; учить детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения.

Словарная работа:

цитрусовый, сливовый, грушевый, садовод.

Материал:

игрушка гусеничка, картинки по теме, мяч.

Методические приемы:

сюрпризный момент, загадки, беседа по теме, д/игра
«Подбери цвет»
. Какой по цвету? (оранжевый, золотисто-оранжевый, розоватый, жёлтый, красный, жёлто-красный, зелёный, синий, фиолетовый). Игра
«Подбери форму»
. Какой по форме?
(треугольный, овальный, круглый)
. Игра
«Чудесный мешочек»
. Какой на ощупь?
(гладкий, шероховатый, бархатный, крепкий, твёрдый, мягкий)
. Физминутка, д/игра
«Любопытный язычок»
. Какой на вкус? (сладкий, кислый, кисло-сладкий, вкусный, безвкусный, свежий, спелый, сочный). Игра
«Любопытный носик»
. Какой на запах?
(ароматный, душистый)
, итог.

2.
П.Р./Х-Э Р. Конструирование из бумаги «Яблоко»
Программные задачи:

учить из бумаги конструировать яблоко, выделяя его характерные особенности. Формировать умение следовать устным инструкциям. Закреплять умение работать с бумагой (упражнять в складывании полоски гармошкой, разметке по шаблону, надрезу по середине яблока). Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, воображение, творчество, художественный вкус; воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Материал:

картинки с изображением яблок, муляжи яблок, образец, полоска из плотной цветной бумаги, прямоугольник для листика, клей, ножницы, поднос, клеенки, тряпочки.

Словарная работа:

наливные, румяные, кислые, сладкие.

Методические приемы:

орг. момент загадка, беседа, рассматривание образца, показ способа действия, пальчиковая гимнастика, самостоятельная и инд. работа, выставка работ, итог.

3.
Физкультура в играх на прогулке.
Упражнять детей в беге с преодолением препятствий; развивать ловкость в упражнениях с мячом; повторить задание в прыжках. Игровые упражнения: «Перебрось – поймай», «Не попадись», Подвижная игра «Фигуры».

Прогулка:

1. Наблюдение за насекомыми Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме; воспитывать познавательный интерес к насекомым; развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

2. Труд: заготовка земли для посадки в зимнее время.

3. Работа по безопасному поведению на участке. Упражнять детей в ориентации в пространстве (повороты налево, направо, кругом)

4. Дидактическая игра «Отгадываем загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

2 пол. дня

1. Д/И «Фрукты» домино – развивать внимание

2. Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

3. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок», беседа по содержанию сказки.

Прогулка:

1. Наблюдение за движением машин на дороге. Цель: обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2. П/и «Взвесим на глазок». Учить детей на глаз определять расстояние до близ лежащих предметов.

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются

эти предметы? Пусть ребенок их
сравнит
друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами?

» Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут?
    Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу?
    Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи

уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» — «Фрукты: картинки для детей, задания, речевые игры».

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание фруктов»

Образовательная область

Речевое развитие
Тема занятия «Описание фруктов».
Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

учить сравнивать и описывать фрукты.

Программные задачи

:

Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путем отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать прилагательные в речи, образовывая их от существительных.

Развивающие: развивать умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга;

Словарная работа:

фрукты, фруктовый, апельсиновый, лимонный, вишневый, сливовый, персиковый,

Предварительная работа:

рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растет», беседа на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».

Материалы и оборудование:

Ежик и Лисенок, конверт, картинки с изображением фруктов, мяч, листы бумаги с изображением овалов и кругов; две картинки с фруктами для нахождения различий, муляжи фруктов, свежие фрукты.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день! Веселый час!

Очень рада видеть вас.

Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт)

Дети: Ежик и лисенок

Воспитатель: Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик – что-то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем. (Берет конверт, открывает его)

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.

Дети: стоят полукругом и смотрят на доску.

2. Отгадывание загадок. Описание фруктов по цвету и форме.

1.Круглое, румяное

Оно растет на ветке

Любят его взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(повесить на доску картинку яблока, и дети должны рассказать о нем).

Воспитатель: Что это? Какого цвета яблоко? Какой формы? Какого размера яблоко?

Дети: Яблоко красное, круглой формы. Яблоко большое.

2.С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

(На доске — картинка апельсина).

Воспитатель: Что это? Какого цвета апельсин? Какой формы? Какого размера? Как вы думаете, апельсин сладкий или кислый?

Дети: Апельсин оранжевого цвета, круглой формы…

3.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень-очень (лимон)

(на доске – картинка лимона).

Воспитатель: Что это? Какого цвета лимон? Какой он формы? Какого размера лимон?

Дети: отвечают на вопросы

4.Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива.)

(на доске – картинка сливы).

Воспитатель: Что это? Какого цвета слива? Какой формы? Какого размера слива?

Дети: отвечают на вопросы

5.Целый табун лошадей на одной привязи. (Виноград.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает виноград? Какой формы? Какого размера виноград?

Дети: отвечают на вопросы

Воспитатель: Сижу на дереве, кругла как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мед. (Вишня.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает вишня? Какой формы? Какого размера вишня?

Дети: Вишня красного цвета, круглой формы. Вишня маленького размера.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, лимон? Что это? Дети: фрукты.

Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?

Дети: на деревьях

Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Дети: фруктовые

Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?

Дети: в саду.

Воспитатель: Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?

Дети: фруктовый сад

Воспитатель: Молодцы! Ежик и Лисенок тоже вами довольны.

Физкуль

Воспитатель: Давайте немного отдохнём. Выходите из-за столов, проходите ко мне. Вставайте в круг. А Ежика и Лисенка мы посадим в центре круга.

Дети: Выходят на ковёр к воспитателю, встают в круг.

«Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали, Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.

Яблоню белили мы известью, белилами. Движение правой рукой вверх-вниз.

Починили мы забор. Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг

— Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь? На каждое название загибают один палец.

Дам в награду слив лиловых, груш медовых,

Самых крупных спелых яблок, Протягивают руки вперёд.

Вишен целый килограмм,

Вот что вам в награду дам.

Вишен целый килограмм, Вот что вам в награду дам.

3. Игра «Какая(-ое, -ой)? Какие?».

Воспитатель: А сейчас мы с вами присядем на палас Ежик и Лисенок будут вам катать мяч и называть цвет и предмет в единственном числе,

например желтая груша, а вы должны сказать как будет во множественном числе – желтые груши..

Воспитатель от имени Ежика и Лисенка: оранжевый апельсин

Ребенок: оранжевые апельсины

4. Раскрашивание.

Воспитатель: раздает каждому ребенку лист бумаги, на котором изображены овалы и круги.

Дети: по инструкции воспитателя раскрашивают фигуры, затем определяют, на что стала похожа раскрашенная фигура.

Инструкция: раскрасьте фигуру в первом правом нижнем углу зеленым цветом (яблоко)

; в левом верхнем углу – желтым
(лимон)
, в середине – оранжевым
(апельсин).
5. Игра «Угощения».

Воспитатель: Ребята, но Ё. и Л. не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов. Ведь если их не есть все сразу, они что сделают?

Дети: испортятся, станут не вкусными

Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты.

Дети: варить, сушить, замораживать

Воспитатель: А что можно готовить из фруктов?

Дети: варенье, компот, сок, повидло

Воспитатель: Я – ведущая, даю вам фрукт и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?»

Ребенок: апельсиновый

Воспитатель: «Сок из персика какой?»

Ребенок: персиковый

Воспитатель: «Сок из яблока какой?»

Ребенок: яблочный

Воспитатель: «Сок из груши какой?», «Сок из банана какой?», «Сок из лимона какой?» (надо поиграть с каждым ребенком) ).

6. Сравнение изображений.

Воспитатель: демонстрирует на доске картинку

Дети сравнивают две картинки, находят и называют отличия.

7. Игра «Забывчивый покупатель».

Выбирается «продавец» и «покупатель». На столе разложены муляжи или картинки с изображением фруктов. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать предмет: цвет, форму, вкус, какой он на ощупь, какой внутри. По описанию «продавец» отгадывает фрукт, который хочет купить «покупатель».

8. Рефлексия. Игра «Определи на вкус».

Воспитатель: Ежик и Лисенок принесли нам угощения. Сейчас мы с вами наденем на наши глазки повязки, подойдем к столу и на вкус должны определить, что это за фрукт? Ну, а Ежик и Лисенок посмотрят правильно вы выполните задание или нет. Дети: закрывают глаза и берут подготовленные фрукты в рот и отгадывают, что съели.

Воспитатель: Молодцы! Ежику и Лисенку пора возвращаться в лес, давайте мы с ними попрощаемся. До свидания ребята..

Дети: До свидания

Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Фрукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! ( встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! ( руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]