Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизацияпрезентация по логопедии

  • Твёрдые и мягкие согласные звуки
  • Звонкие и глухие согласные звуки
  • Шипящие и свистящие согласные звуки
  • Буква и звук Й

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

БукваЗвукиБукваЗвуки
Б[б], [б’]П[п], [п’]
В[в], [в’]Р[р], [р’]
Г[г], [г’]С[с], [с’]
Д[д], [д’]Т[т], [т’]
Ж[ж], [ж’]Ф[ф], [ф’]
З[з], [з’]Х[х], [х’]
Й[й’]Ц[ц]
К[к], [к’]Ч[ч’]
Л[л], [л’]Ш[ш]
М[м], [м’]Щ[щ’]
Н[н], [н’]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы

или
Э
:

на, ло, ку, мы, фэ

.

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю

или
Я
:

бе, лё, ки, ню, ля

.

Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака — Ь

. Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь

[рыс’],
огонь
[огон’],
вьюга
[в’й’уга].

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными

.

Парные согласные по твёрдости — мягкости:

БукваЗвукПример
ТвёрдыйМягкий
Б[б][б’]ба – би
В[в][в’]ва – ви
Г[г][г’]га – ги
Д[д][д’]да – ди
З[з][з’]за – зи
К[к][к’]ка – ки
Л[л][л’]ла – ли
М[м][м’]ма – ми
Н[н][н’]на – ни
П[п][п’]па – пи
Р[р][р’]ра – ри
С[с][с’]са – си
Т[т][т’]та – ти
Ф[ф][ф’]фа – фи
Х[х][х’]ха – хи

Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными

.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

Ж

[ж],
Ш
[ш],
Ц
[ц].

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

Ч

[ч’],
Щ
[щ’],
Й
[й’].

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж’]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд

:

вожжи, дребезжать, дождь.

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – [жыз’н’], циркуль – [цы’ркул’], шить – [шыт’]. Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка [йо’лка], щекотать, чай и т. д.

На заметку. От этого правила могут быть отступления, если речь идет о заимствованных словах. Например, в слове “жюри” [ж’] произносится мягко.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение [з] и [с], [д] и [т], [б] и [п], [г] и [к] – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: [р], [л], [м], [н], [й]. Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: [х], [ц], [ч], [щ]. У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – [л’] – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – [у] – гласный, ударный.
  • К – [к] – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – [в] – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – [а] – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Есть вопросы? Пишите в комментариях, отвечу в течение суток.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие

и
звонкие
.

Глухие согласные звуки — это звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например, звуки: [с], [ш], [ч’].

Звонкие согласные звуки — это звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например, звуки: [р], [ж], [д].

Некоторые звуки составляют пару: звонкий — глухой, такие звуки называются парными

.

Парные согласные по глухости — звонкости:

ЗвонкиеБВГДЖЗ
ГлухиеПФКТШС

Непарные звонкие согласные:

Й, Л, М, Н, Р.

Непарные глухие согласные:

Х, Ц, Ч, Щ.

Статья:

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипящие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка. Сигматизмы могут быть: — губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный); — межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание; — боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название; — носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость. Парасигматизмы могут быть: — призубный парасигматизм: замена звуков [с] — [с’] соответственно на [т] — [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] — [з’] на [д] — [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный); — шипящий парасигматизм: звуки [с] — [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] — [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка). — дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] — [з] произносятся соответственно, как парные [с’] — [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный); — замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено). Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’] Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине. У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка. ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Постановка звука является тем процессом, когда формируется артикуляция, ребёнок обучается произношению звуков и изолированном звучании. Этап постановки звука характеризуется формированием навыка правильного произношения звука изолированно, закреплением слухового, кинестетического образа звука, использованием зрительного восприятия артикуляции. На этом этапе логопед должен строить свою работу по данным направлениям: развивать восприятие речи, формировать фонематический анализ, развивать артикуляторную моторику, работать непосредственно по постановке звука. На подготовительном этапе следует развивать восприятие речи, используя задания на имитацию слогов. Предоставляются слоги в которых есть стечения согласных (правильно произносимые ребёнком). Нужно развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез, это позволит сформировать умения выделять нужный звук в слове, находить его место, отделять от других звуков, прежде всего от далеких по артикуляции и акустики. Учитывая уровень усвоения фонематической стороной речи, следует работать над трудными формами фонематического анализа: определять место звука в словах, рисовать графические схемы слов и отмечать на ней место звука. Следует не забывать, что на этапе постановки звука осуществление фонематического анализа детьми происходит лишь основываясь на слуховое восприятие слова, без его произнесения. На этапе постановки звука следует уделять большое внимание тому, как развивается речевая моторика (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Нужно закреплять навыки речевого дыхания, развивать голос, артикуляторные движения. Развивать артикуляторную моторику следует проводить в виде артикуляторной гимнастики. В артикуляторную гимнастику входит установленный комплекс упражнений для губ, языка, которые подготавливают к правильному произнесению звука. Артикуляторная гимнастика проводится для того чтобы отработать каждый элемент артикуляторного уклада. Артикуляторная гимнастика следует проводить, подражая логопеду, сидя перед зеркалом. Если у ребёнка не получается выполнять упражнения, то нужно воспользоваться механическую помощь. Дальше от пассивного выполнения движений следует перейти к активным действиям. Во время этапа постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же правила, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точные, плавные, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Следует обращать внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. После того как отработается изолированные элементы, движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад. ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА: 1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это нужно учитывать в связи с тем, что у подражание у малышей развивается очень хорошо. Но по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. · Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между зубами, язычок уприте в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: «С-с-с-с». 2. При механическом способе постановки используют вспомогательные средства (шпатель, зонды и т.д.). Механическим путём артикуляторным органам придается определенное положение. Например, при произнесении ребенком звука [C], логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, получается шипящий звук. При этом варианте постановки ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После долгих тренировок ребёнок без помощи логопеда принимает необходимую позу , помогая себе шпателем или пальцем. 3. Постановка с помощью других звуков, которые правильно произносятся, без помощи зондов и шпателей. Например, для постановки звука [C] можно использовать звук [И]. Следует произнести звук [И], прикусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку. · Возьмите легкий пластиковый шарик, соорудите ворота. Сядьте за стол. Пусть малыш улыбнется, положит кончик язычка на нижнюю губку и, произнося букву «Ф», попробовать забить шарик. Проследите, чтобы кроха не закусил губу и не надувал щеки. Звук должен выходить по центру язычка. 4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук [Ш] следует ставить от артикуляционного упражнения «чашечки». Нужно предложить ребёнку сделать артикуляционное упражнение «Чашечка» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык. 5. Смешанный способ постановки применяются все выше перечисленные способы. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте). Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи! Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку. Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине — ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами. Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше). Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье». Исправление межзубного сигматизма. а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение , предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте — за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами. б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/. в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами. Исправление шипящего сигматизма. Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в). Исправление бокового сигматизма. Считаю, что это один из самых стойких дефектов, и без массажа во рту и физиолечения положительного результата добиться трудно. После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка ( например, « Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка. В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/. Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/. Постановка звука /С/ от звука /И/. Этот способ я применяю чаще всего. Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик — за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/. Если при произношении [С] — [С’] и [З] — [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка. Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка. Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться. А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что: Футбольный мяч. Во дворе футбольный мяч Целый день носился вскачь. Вместе с нами он играл, Но сучка не увидал. Напоролся на него: С_______________. Нам жалко так его! (Е.Г. Карельская) С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» . Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)? По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’] а) в изолированном произнесении: Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С]. Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]): Капельки-сестрички В море плещется волна. Слышишь, как поет она? «С_______________». Эту песенку водички Капли, дружные сестрички, Напевают в тишине Ветру, рыбкам и луне. «С_______» — шуршат они песком, Камешком на дне морском. «С________» — дробятся о скалу, «С_________» — стекают по стеклу. «С________» — и спрятались в ракушку. Мы ее приложим к ушку… И услышишь снова ты Шум прибоя, плеск волны: «С_____________». (Е.Г. Карельская) (Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?) б) в слогах, словах и чистоговорках Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз: СА-СА-СА СО-СО-СО СУ-СУ-СУ СЫ-СЫ-СЫ СЭ-СЭ-СЭ СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АС-АС-АС ОС-ОС-ОС УС-УС-УС ЫС-ЫС-ЫС ЭС-ЭС-ЭС ИС-ИС-ИС СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д. АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса. СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо. СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу. СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы. Са-са-са, са-са-са, — на столе у нас — оса. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, — не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су, — гнать не будем мы осу. АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час. ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс. УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус. ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс. СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка СЁ: сёмга, Сёма, весёлый СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи. СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе. СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все! СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё. СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю. Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’]. в) в скороговорках У Сени и Сани сом с усами. Сорок сорок съели сыра кусок. В саду у Дуси утки и гуси. Саня и Костя идут к Соне в гости. Саня с невестой месят тесто. Саня сено косит, а Соня сено носит. Сеня во сне сидит на сосне. У соседа – домоседа есть сосед – непоседа. В миске у киски вкусные сосиски. Испугали Люсю бабусины гуси. У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Соня и Стас съели ананас. Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал. У соседа домоседа есть сосед непоседа. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. г) в загадках Если вместе все семь я, Получается … (СЕМЬЯ). Благоухает третий день В саду персидская … (СИРЕНЬ). Любит сало эта птица Желтогрудая … (СИНИЦА). К стрижу приполз усатый жук, Просил скроить ему … (СЮРТУК). Приглашает всех ребят Урожай отведать … (САД). Налетело много ос, Береги, малыш, свой … (НОС). Не боится он жары. Он – любимец детворы, Добродушен и умен Лопоухий этот … (СЛОН). По ночам она не спит, Очень зорко вдаль глядит. Словно тыква голова Это – хищная … (СОВА). (Загадки Е.Г. Карельской) РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З’] Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’] ЗА-ЗА-ЗА ЗО-ЗО-ЗО ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ]. За-за-за, за-за-за, За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Поместим в загон козу. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе, Сено мы дадим козе. У Зои и Зины бузина в корзине. У зайка Бубы разболелись зубы. Звала Зося зайку в гости. Идет Назар на базар, купит козу Назар. Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка. В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны. У Зои мимозы, а Зины розы. Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Роза мёрзнет от мороза. Зина в магазине забыла корзину. В магазине купили Зине корзину.

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые

шипящие согласные звуки:

железо

[жэл’эзо],
шесть
[шэст’];

но в сочетаниях жи, ши

не пишется буква
ы
. Сочетания
жи, ши
всегда пишутся с буквой
и
:

жи

вот, гара
жи
,
ши
ло, каранда
ши
.

Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие

шипящие согласные звуки:

часы

[ч’асы],
щука
[щ’ука],

но в сочетаниях ча, ща

пишется буква
а
, а в сочетаниях
чу, щу
пишется буква
у
:

ча

шка, пло
ща
дь,
чу
лок,
щу
ка
.
Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]