Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы» знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте — и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.
От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, — и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить младенцу, чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?
Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.
А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?
После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.
Картотека дидактических игр
Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.
Таблица: картотека дидактических игр в младших группах
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Чудесный сундучок» |
| Воспитатель-педагог достаёт различные предметы из сундучка (коробочки), дети называют предмет либо знакомятся с новым предметом. |
«Лото» |
| У педагога иллюстрации предметов в единственном числе, у детей аналогичные картинки, где предметов несколько. Ребёнок, картинка которого совпадает с той, что демонстрирует воспитатель, говорит, что на ней изображено. | |
Познавательное | «Матрёшки» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, части и целом). | Воспитатель предлагает детям совершить разнообразные действия с игрушкой: рассмотреть, собрать, разобрать. |
«Пирамидка» | Формировать представления об окружающих объектах (форме, цвете, размере, части и целом). | Педагог раскладывает несколько разобранных пирамидок с разноцветными колечками и перемешивает их. Даёт по колечку одного размера и цвета детям и поручает найти идентичную пару к своему колечку. | |
Физическое | «Узнаём цвет и действуем!» |
| Педагог оставляет себе и раздаёт предметы разного цвета детям. Показывает предметы то одного, то другого цвета. Если цвет предмета у ребёнка и воспитателя совпадает, ребёнок совершает действие (бежит, прыгает и т. п.), если не совпадает, то активность не проявляется. |
«Пустое место» (вариант народной игры) | Формировать волевые качества и контроль за своим поведением. | Участники с разных сторон обегают круг. Выигравший занимает место, например, стул, проигравший — водит. Водящим выбирает себе партнёра. | |
Социально-коммуникативное | «Что выбрал Петрушка?» | Развивать у детей организованность, взаимовыручку. | Воспитатель поочерёдно демонстрирует звуки разных инструментов, затем продолжает эти действия, но уже за ширмой, дети угадывают, какой предмет издаёт звук. |
«Молчанки» | Формировать готовность к самоконтролю. | После команды «молчок» наступает тишина. Если ребёнок рассмеётся, заговорит или пошевелится, то отдаёт ведущему фант. Фанты «выкупают» в конце игры. | |
Художественно-эстетическое | «Море» |
| Музыкальный работник (педагог) исполняет музыкальную пьесу, дети говорят о возникающих у них чувствах, эмоциях, делятся своими впечатлениями. |
«Собери узор» |
| Дети собирают картинки из фрагментов с изображениями народных промыслов. |
Таблица: картотека дидактических игр в средней группе
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Горячий — холодный» | Закрепить в активном словаре антонимы. | Воспитатель произносит прилагательное, ребёнок в ответ называет прилагательное с противоположным значением. Можно использовать мяч, другие предметы. |
«Зверь и его детёныш» |
| Мячик перебрасывается от воспитателя к ребёнку, бросок сопровождается названием взрослого животного, ребёнок в ответ называет детёныша этого животного. | |
Познавательное | «Угадай время года!» | Формировать представление о планете Земля, её природе, свойствах объектов окружающего мира. | Педагог читает текст, стихотворение, загадку о временах года и спрашивает детей, о каком времени года говорится. |
«Хорошо — плохо» |
| Педагог озвучивает проблемную тему (например, снегопад). Дети дают свою оценку явлению. | |
Физическое | «Собираем урожай» | Формировать двигательную деятельность, координацию, моторику. | Педагог говорит детям, что они садоводы, а мячики — это фрукты, которые нужно собрать в корзинки. По очереди дети бросают «фрукты» в корзинку: левой рукой — «яблочки», а правой — «груши». |
«Рыбак и рыбки» | Формировать опыт двигательной деятельности, направленной на развитие координации. | Рыбаки стремятся захватить сетью (верёвкой) как можно больше детей-рыбок. | |
Социально-коммуникативное | «Давайте поздороваемся!» |
| Педагог и дети говорят о разных способах приветствия как среди людей, так и среди животных, придумывают свои, демонстрируют их. |
«Расскажи о себе» |
| Ребёнку предлагают назвать своё имя, кратко рассказать о своих увлечениях, привычках и т. п. | |
Художественно-эстетическое | «Закончи картинку» | Развивать фантазию, воображение посредством изобразительной деятельности. | На картинках частично нарисованы предметы, нужно дорисовать и раскрасить недостающие части. |
«Распиши платок» |
| Во время игры ребёнок составляет несложные узоры из различных декоративных элементов. |
Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников
Направление развития ребёнка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Сломанный телефон» | Развивать слуховое внимание, речевые навыки. | Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло. |
«Третий/четвёртый лишний» | Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки. | Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши. | |
Познавательное | «Что сажают в огороде?» | Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку. | Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот. |
«Комнатные растения» | Формировать представления о планете Земля, её природе. | Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений. | |
Физическое | «Поймай мышку!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают. |
«Салочки-обнималочки!» | Развивать ловкость, внимательность, координацию. | Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями. | |
Социально-коммуникативное | «Паутинка дружбы» | Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию. | Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В , которой связаны все участники. |
«Почтальон» | Формировать готовность работать в команде. | Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый. | |
Художественно-эстетическое | «Что это такое?» | Развивать способность к ассоциативному мышлению. | Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим. |
«Облачко» | Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира. | Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут. |
Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.
Игры с предметами.
Распространены они в народной педагогике, которая, учитывая потребность ребенка в познании предметов, создала сюжетные (куклы, предметы быта, овощи и т.п.) и бессюжетные (шары, цилиндры, пирамидки и др.) дидактические материалы.
Использование сюжетных дидактических игрушек имеет много общего с сюжетно-ролевыми играми. Бессюжетные игрушки используют для закрепления знаний о свойствах и качестве предметов (размер, количество, цвет, форму). В народных дидактических игрушках заложен принцип самоконтроля. Это означает, что матрешка, пирамидка, грибок не закроются, если их части подобраны неправильно. В процессе игровых действий (разъединение, соединение, снятие, нанизывание и др..)
По определенным правилам ребенок осваивает способ решения дидактической задачи. Во время игр с предметами и игрушками дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Детей все больше привлекают задачи, требующие осознанного запоминания, обязывают к поиску недостающей игрушки. В этом процессе дошкольники обогащают знания о материале, из которого изготавливают игрушки, предметы. Игры с природным материалом организуют во время прогулок. Они способствуют закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов.
Подготовка и проведение дидактической игры
Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).
Дидактическая игра выстраивается по определённому плану
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Структурный элемент конспекта | Описание/содержание |
Заголовок | В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС. |
Задачи | Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение. |
Игровой материал | Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время. |
Игровые правила | Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры. |
Предварительная работа | При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру. |
Ход игры | В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её. |
Методические рекомендации | При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру. |
Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)
Автор | Гордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва |
Название занятия | Узнай, что изменилось |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход игры | Дети сидят полукругом напротив ширмы. В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки. В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам! Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя. Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света? Дети: Посередине стола. Фиксик: А машинка? Дети: Справа от неё. Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик? Дети: Он лежит слева от Светы. Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки? Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <�…> Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо? Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <�…> Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана. Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил? Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки. Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше. Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади. Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева. В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей. |
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281 |
Видео: музыкально-дидактическая игра в младшей группе
Подробнее о музыкально-дидактических играх в младших группах можно узнать из нашей статьи — Методика проведения музыкально-дидактических игр в младших группах детского сада.
Видео: дидактическая игра по математике в средней группе
Видео: дидактическая игра по патриотическому воспитанию
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:
- целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
- соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
- скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.
Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников
Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастная группа | |
Количество детей | |
Название игры | |
Воспитатель | |
Дата | |
Вопросы к анализу | Анализ деятельности |
Время начала игры | |
Дидактические задачи | |
Количество играющих детей | |
Кто инициатор игры | |
Игровой материал | |
Понимание и принятие детьми дидактических задач | |
Выполнение правил детьми | |
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть) |
|
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть) |
|
Роль воспитателя |
|
Окончание игры, подведение итогов | |
Длительность игры | |
Примечания, предложения | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry |
Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины. Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными. При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников.
ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители. Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр. Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.
Если праздник в детском саду проводится приглашёнными аниматорами, целесообразно заранее обсудить сценарий и, в случае необходимости, внести коррективы.
Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме
Примеры сценариев
Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:
- Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
- Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
- Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
- Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.
Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.
Настольные игры.
Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок по сходству, карт-картинок во время очередного хода (домино), составление целого из частей (разрезные картинки, кубики). Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, смекалку, внимание, формируют организаторские умения.