Как избавиться от картавости и сделать общение свободным


В словаре Даля

твер. пск. картать, произносить некоторые буквы неверно, неясно, особ. о букве р. | *Фальшить, кривить; делать дело лениво, для одного вида. Служить, так не картавить, а картавить, так не служить. (Долгоруков? Суворов?). Этого не выкартовишь, не выговоришь. Докартавишься до чего-нибудь. Опять закартавил. Искартавился весь. Накартавил, да и ушел. Покартавил немного. Не подкартавливай, не перекартавливай никого. Маленько прикартавливает. Прокартать еще. Скартавил, солгал. Картавленье, действ. по глаг. Картавый, картава об. картай твер. пск. кто картавит, нечисто произносит буквы. Картавое произношение, с искаженьем некоторых букв. Картавоватый, картавитый, картавистый, несколько картавый, картавенький то же, ласкат. Сороку взять (в жены) — щекотлива, ворону взять — картавита, взять ли не взять сову госпожу? Картавость ж. косноязычие, нечистый выговор, искаженное произношение. Картавник м. -ница ж. кто перекартавливает, дразнить картавого.

Как перестать картавить

В раннем детстве неправильное произношение разных звуков естественно и физиологически обосновано. Оно определяется развитием и формированием организма ребенка. Очень часто малыши пропускают или меняют звуки, переставляют местами слоги, опускают начало слова, делают неправильное ударение. Но с возрастом эти ошибки постепенно пропадают самостоятельно или с обыденной помощью родителей, речь становиться звучной и осмысленной. Если ребенок старше трех лет продолжает говорить не отчетливо, картавит, какие-то звуки произносит неверно, на это надо обратить пристальное внимание и встретиться с логопедом. Недостатки речи у малыша, в том числе и картавость, вызывает в будущем множество проблем – замкнутость, робость, боязнь внимания к себе, стеснение при чтении стихов или участие в детских спектаклях в детском саду. Неуверенность в своем произношении может спровоцировать очень тихую речь, что в дальнейшем мешает и учебе, и работе.

Очевидно, что нечеткая речь и неправильные звуки требуют вмешательства специалистов. Необходимо проверить слух ребенка, его восприятие звуков и интонаций. Также проконсультироваться у логопеда, который выявит конкретную причину картавости и ее вид, для чего протестирует особенности артикуляционного аппарата с точки зрения образа жизни, состояния здоровья и возраста. Затем будет выбран способ постановки «Р» и подходящий комплекс упражнений и занятий, чтобы избавиться от картавости.

Если главная причина проблемы кроется в короткой уздечки, ее пытаются растянуть специальной гимнастикой для языка, например, надо дотянуться язычком до середины подбородка или, откинув слегка голову назад, тянуться язычком к носу. В тех случаях, когда не получается растянуть уздечку, ее подрезают. Эту операцию выполняет стоматолог под местным наркозом, чаще всего амбулаторно.

Способы, как избавиться от картавости

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Массаж всего языка и механическая (принудительная) вибрация передней его части.
  • Тактильный контроль.
  • Продолжительные и систематические занятия в период автоматизации звука «Р».

На первоначальном этапе исправления картавости необходимо добиться правильного произношения самостоятельного, изолированного «Р». Для этого на слух определяют и сопоставляют произношение собственного «Р» и его заменителя, затем сравнивают эти звуки и на основе результатов анализа формируют артикуляционные навыки для постановки звучания «Р». Для каждого вида дефектов существуют свои задания и упражнения.

Постановка звука в зависимости от исходных данных осуществляется:

  • От опорных звуков.
  • По подражанию.
  • С механической помощью.
  • Артикуляционными упражнениями.

Упражнения для правильного произношения звука «Р»

Для разработки подъема языка вверх и умения им хорошо двигать при картавости делают упражнение «Чьи зубы чище?». Губы должны быть раскрыты, как для широкой улыбки, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть не двигается. Кончик язычка, не загибаясь, находится у корней верхних зубов. Им надо проводить по внутренней поверхности зубов справа налево и назад, как бы «чистить» зубы.

Для улучшения подвижности языка при картавости выполняют упражнение «Маляр». Надо открыть рот и улыбнуться. Зафиксировать нижнюю челюсть и губы в неподвижном состоянии, после чего, делая кончиком язычка движения вперед-назад, погладить им небо. Надо следить, чтобы кончик не высовывался изо рта, но обязательно доходил до внутренней поверхности верхних зубов.

Для получения длительной, мощной и непрерывной воздушной струи при картавости, которая идет посередине языка предлагают упражнение «Кто дальше загонит мяч». Надо улыбнуться, следя за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, делая вид, что произносишь «Ф» (но ни в коем случае не «Х», за этим надо строго следить) как бы сдуваешь мячик из ватки (ватный шарик) как можно дальше от себя.

Для выработки положения языка, напоминающее «чашечку» и разработки движений широкой передней части вверх при картавости делают упражнение «Вкусное варенье». Надо чуть приоткрыть рот и движением сверху вниз облизать передним краем язычка верхнюю губу, но не делать движение из стороны в сторону. При этом надо контролировать, чтобы нижняя челюсть не двигалась, можно помочь сохранить неподвижность руками. Язык должен быть широко распластан и касаться боковыми краями углов рта.

Это далеко не все самые простые упражнения, которые показаны при всех видах картавости. После их освоения или одновременно с ними выполняют специальные упражнения для решения конкретных проблем. Результатом должен стать правильно произнесенный изолированный «Рррррррр»….

☞ Видео упражнения

Автоматизация звука

Чтобы перестать картавить, недостаточно просто научиться произносить «Р», его надо вставить в слова. Это может получиться не сразу.

  1. При картавости вначале надо освоить простые открытые слоги согласный звук + гласный звук, а именно «РА», «РО», «РУ». Их произносят подряд и в разбивку, чередуя между собой. Привыкание к этим слогам можно превратить в игру с ребенком. Затем надо произносить слова, когда заученные слоги будут сначала в начале слова – РАМА, а затем в конце –ПЕРО, ГОРА и др.
  2. Следующий этап – произнесение закрытых слогов сначала самостоятельно «АР», «ОР», «УР» и т.д., а потом в словах САХАР, ВЕТЕР, ПОМИДОР.
  3. Вслед за этим начинают строить фразы и заучивать скороговорки. Аналогичным образом учатся произносить мягкий «Рь».

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

карта́вить, карта́влю, карта́вим, карта́вишь, карта́вите, карта́вит, карта́вят, карта́вя, карта́вил, карта́вила, карта́вило, карта́вили, карта́вь, карта́вьте, карта́вящий, карта́вящая, карта́вящее, карта́вящие, карта́вящего, карта́вящей, карта́вящего, карта́вящих, карта́вящему, карта́вящей, карта́вящему, карта́вящим, карта́вящий, карта́вящую, карта́вящее, карта́вящие, карта́вящего, карта́вящую, карта́вящее, карта́вящих, карта́вящим, карта́вящей, карта́вящею, карта́вящим, карта́вящими, карта́вящем, карта́вящей, карта́вящем, карта́вящих, карта́вивший, карта́вившая, карта́вившее, карта́вившие, карта́вившего, карта́вившей, карта́вившего, карта́вивших, карта́вившему, карта́вившей, карта́вившему, карта́вившим, карта́вивший, карта́вившую, карта́вившее, карта́вившие, карта́вившего, карта́вившую, карта́вившее, карта́вивших, карта́вившим, карта́вившей, карта́вившею, карта́вившим, карта́вившими, карта́вившем, карта́вившей, карта́вившем, карта́вивших

Поделиться значением слова:

Почему человек картавит: основные причины

Наконец, мы добрались до причин картавости. Одной из самых распространённых, это как раз неправильное положение языка, губ, неверное направление струи воздуха. Звук не будет чистым, если он создаётся не за счёт вибрации кончика языка, а за счёт вибрации губ или щёк. Подобные проблемы обычно решают логопеды.

Но могут быть причины и другого характера. Например, нарушение слуха. Тогда человек просто не слышит и не понимает, как произносить нужные звуки. Или в семье картавит кто-то из родителей и ребёнок просто копирует этот звук. Часто картавят дети в двуязычных семьях.

А также человек может картавить из-за отсутствия зубов, травма челюсти, неверный прикус или короткая уздечка под языком, которая не даёт ему правильно двигаться. Ещё есть причины, вызванные наследственностью. Это особенности строения языка, дёсен, зубов, выдвинутая вперёд нижняя челюсть.

Причин может быть очень много. Нужно осматривать каждый случай индивидуально. Порой даже страхи и стресс могут не давать ребёнку правильно говорить. В общем картавость – это конечно неприятно и порой приходится терпеть насмешки, но сейчас стоматологи, хирурги, ортодонты, логопеды занимаются решением этой проблемы и довольно успешно. Было бы желание. Всё в твоих руках.

Если не получается

Когда ни одно упражнение не помогает правильно настроить звук, и это не выходит даже с преподавателем, стоит обратиться к стоматологу. Он проверит строение челюстного аппарата и длину уздечки. Это небольшой кусочек соединительной ткани между языком и дном ротовой полости.

Если уздечка короткая, это может стать препятствием для правильного произношения звуков. В этом случае её удлиняют путём надреза. Он выполняется за несколько минут под местной анестезией, и не приносит дискомфорта уже через пару часов после операции. После восстановления можно снова приступать к занятиям.

Изучение иностранных языков требует больших усилий для постановки правильного произношения. Но грамотные ежедневные занятия всегда дают свои плоды. Возможность разговаривать и петь на другом языке открывает большие перспективы как для творчества, так и для общения с представителями другой культуры и народности. А это важно для социального развития и становления человека.

Альтернативные методики обучения

Обучить правильному произношению ребёнка можно на примере любимой песни из мультика. Можно включать его каждый вечер, и начинать просмотр с подпевания мелодии со словами. Взрослым также поможет музыка, особенно поп-исполнителей. Для обучения подойдёт плавная композиция с хорошим исполнителем-французом.

Контролировать качество произношения можно при помощи диктофона. Записи стоит сравнивать с речью носителей. Это может быть аудиокурс по изучению языка или текст блогера с ютуба. Но нужно быть внимательным, так как не все французы сами правильно выговаривают звуки.

Хороший результат даёт чтение вслух текстов на французском языке. Это могут быть классические произведения или простая пресса. Содержание не столь важно, ведь звук «р» достаточно распространён. Стоит обращать внимание на произношение в разных позициях.

Можно разучивать стихотворения на французском. Особенно это удобно делать, слушая чтение актёров и повторяя за ними. Это поможет сформировать правильное произношение, а также скорректировать ошибки. На начальном этапе стоит выбирать людей с лёгким звуком, без напора. По мере совершенствования языка, можно обращать внимание на чтецов с более мощным грассированным «р». Оно сложнее в произношении, но овладеть им нужно, чтобы разговаривать красиво и правильно.

При налаженном навыке чтения на французском, можно использовать для обучения поговорки и скороговорки с обилием «р». Они помогут закрепить навык и довести произношение до автоматизма. Но вводить это упражнение стоит в самом конце, когда артикуляционный аппарат готов к правильному звуку. Из наиболее популярных фраз можно выделить несколько самых эффективных:

  • «Mon père est maire, mon frère est masseur».
  • «Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».
  • «Rat vit riz, Rat mit patte à ras, Rat mit patte à riz, Riz cuit patte à rat».

Начинать проговаривать фразы нужно в медленном темпе. Стоит особенно следить за произношением «р» и возникновением вибраций. На конце слова их допускается до 2-х, а в других частях не должно быть совсем.

После освоения медленного темпа без ошибок, стоит попытаться проговаривать быстрее. Это поможет ориентироваться в устной речи и не теряться при общении с французами. Так произношение «р» дойдёт до автоматизма и станет получаться легко и незаметно.

Работать над звуками нужно не менее 2-х раз в день. В противном случае речевой аппарат может снова адаптироваться под русскую «р», и его придётся настраивать заново. Лишь когда мышцы полностью запомнят своё положение, можно проводить занятия 2-3 раза в неделю.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]