Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе по теме «Слова, обозначающие признак предмета» Чупакова Анна Васильевна


Тема: «Слова-признаки»

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.

Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие

вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к

словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки

словообразования. Обогащать словарный запас.

2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать

психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.

3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать

собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать

жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход:I. Речевая разминка

— Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке — иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

II. Организационный момент

Игра «Вершки и корешки»

(развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)

— У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других — то, что находится в земле (корешки).

— Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт «вершок», если «корешок», то левую руку:

капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III. Повторение пройденного материала

— Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

— Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

— Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV. Основная часть

1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра «Чудесный мешочек») — ученик достаёт предмет яблоко.

— Что у тебя в руках?

— Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)

-К предмету — яблоко,

мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.

-Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).

по аналогии: груша, лимон

-Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать прояблоко, грушу, лимон?

(выставляются вопросы на доску).

-Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.

2. Упражнение «Подбери слова» (индивидуальная работа)

-У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)

Фронтальное логопедическое занятие во 2-м классе по теме «Слова признаки»

Цель:

• Знакомство с именем прилагательным как частью речи • Подбор предметов к признакам и наоборот; • Умение согласовывать существительные с прилагательными; • Образовывать прилагательные от существительных; • Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики.

Оборудование: макеты фруктов, ягод, плакат с изображением стеклянной банки, бабушки, плакат для описания предметов по схеме, карточки с надписями названия варенья.

Ход занятия

I. Орг. Момент

Один ученик стоит у доски, спиной к другим детям, логопед показывает предметную картинку, а ребята должны называть только слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Например, сочный, круглый, тяжёлый, сладкий — что это? Отгадав, ребёнок поворачивается к ребятам, ему показывают предметную картинку ( так отгадывают ещё три слова- апельсин, морковь). Формулируется тема занятия: сегодня будем говорить о словах , которые рассказывают нам о предметах называя их форму, цвет, размер, запах и т.д. – это слова-признаки.

Стихотворение о прилагательном: Определяю я предметы, Со мной они весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

II. Основная часть.

1. Игра «Волшебный мешочек». В мешочке лежат макеты фруктов. Дети по очереди определяют , на ощупь, какой это фрукт, догадавшись или достав из мешочка, ребёнок описывает данный фрукт: • Круглое, румяное, сладкое Д.: яблоко

Далее записывают в тетрадь словосочетание круглое, румяное, сладкое яблоко.

• Жёлтый, кислый, овальный Д.: лимон Записывают в тетрадь словосочетание Жёлтый, кислый, овальный лимон.

• Синяя, кисло-сладкая, овальная Д.: слива Записывают в тетрадь словосочетание Синяя, кисло-сладкая, овальная груша. Л.: Какие слова нам помогли догадаться и назвать фрукт? Как можно назвать их одним словом? ( признаки) На какие вопросы отвечали слова-признаки? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?)

2. Загадки

На столе корзина с фруктами и ягодами. Детям предстоит отгадать загадки, взять отгаданный фрукт из корзины.

Чёрных ягод тёмный куст, хороши они на вкус. (смородина)

Он на юге вырастал В гроздь плоды свои собрал А суровою зимой Придёт изюмом к нам домой (виноград)

Под бархатной кожурой Он сочный вкус запрятал свой (персик)

Жёлты, цитрусовый плод В странах солнечных растёт, Но на вкус кислейший он А зовут его………… (лимон)

Бусы красные висят Из кустов на нас глядят Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи (малина)

Что за фрукт на вкус хорош И на лампочку похож, Бок зеленый солнцем греет, Он желтеет и краснеет? (груша)

Взяв из корзины фрукт или ягоду, дети выходят к доске и рассказывают о своём растении по схеме: Плакат со схемой, по которой можно назвать форму, размер, цвет, вкус, запах, какой на ощупь предмет.



3. Образование прилагательных от существительных

Игра «Варим с бабушкой варенье» На доске картонные макеты банок, макет бабушки. На банках прикреплена предметная картинка с изображением ягод (земляника, малина, смородина, черника, калина, клубника)

Детям нужно помочь бабушке «подписать» на банках название варенья. Для этого надо правильно ответить на вопрос КАКОЕ? ( из черники- КАКОЕ? и т.д.) Назвав правильно прилагательное, ребёнок прикрепляет слово на банку. «подписав» все банки каждый записывает предложение со своим словом (Бабушка сварила клубничное варенье. Бабушка сварила калиновое варенье. И др.)

4. Складывание из бумаги ягоды клубники (простые оригами для детей)

III. Итог

— С какими словами познакомились? — На какие вопросы отвечают слова-прилагательные? — Что понравилось? Что было трудно?

Кроссворд:

Она грызла золотые орешки в сказке. Дерево с белым стволом. В мультипликационном фильме его звали Геной. Птенец курицы. Городская маленькая птичка с серо-коричневым оперением. Цвет.

Кроссворд разгадать слова по горизонтали и прочитать получившееся слово по вертикали. Подобрать к отгаданному слову прилагательному слова существительные. БЕЛЫЙ- (про что можно сказать «белый» ) –заяц, снег, сахар… БЕЛАЯ- лента, ромашка, доска… БЕЛОЕ- облако, одеяло, окно…

Автор материала: Кочетова Наталья Михайловна

Также по теме:

Программа «словарик»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова — признаки предметов»

людмила баева

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Слова — признаки предметов»

Цель: дать понятие о словах – названиях признаков предмета;

*формировать умение правильно ставить к ним грамматические вопросы; развивать словарный запас;

*развивать умение слышать и слушать произносимые слова;

*воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопомощь, умение играть в команде.

Оборудование: предметные картинки в конвертах, игрушки, 2 книги с картинками воробья, сюрпризная коробка.

Ход занятия: Ну-ка, все — встали в круг, За руки все взялись вдруг, Будем рядом стоять – на вопросы отвечать. Начинаем заниматься, будем мы стараться, Повторять, не зевать, всё запоминать.

Игра «Будь внимательным»

— Ребята, давайте проверим, внимательные ли мы? А какие-то слова нам помогут это сделать. Условия игры: Хлопнуть надо только на слово-действие:

Стол, хороший, мыть, часы, круглый, таять, мести, пробовать, собака, кот, прыгать, пушистый, сидеть. — Какие вы молодцы! А умеете ли вы играть в команде?

Игра «Придумай и покажи»

Слушайте условия игры: необходимо разбиться на 2 команды. Первая команда должна придумать что-то и показать это, вторая команда называет заданный предмет и его действие. Слово-предмет и слово-действие.Например: Самолет летит.

Рассказ с элементами беседы.

-У меня в руках две книги. Я прочитаю вам два рассказа. Послушайте и скажите, какой рассказ вам понравится больше и почему.

Жил – был воробей. У него лапки, головка, клювик, глазки.

Жил – был маленький, подвижный воробей. У него крохотные лапки, круглая головка, острый, короткий, черный клювик, умненькие черненькие глазки.

-Какой рассказ вам понравился больше?

— Почему 2-й рассказ был интереснее?

-Назовите слова, которые помогли сделать рассказ интереснее?

-Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые помогли описать воробья. Мы узнаем, что обозначают эти слова и на какие вопросы отвечают.

— Воробей какой? Маленький, подвижный. Эти слова называются словами-признаками.

— А для чего же все-таки нужны нам слова-признаки? (чтобы рассказать о цвете, форме, величине описываемого предмета)

— А теперь попробуем угадать предмет и дать ему описание словами-признаками.

Игра «Угадай предмет

В закрытой коробке с прорезанными боковыми окошечками для рук, находятся предметы. Ребенок на ощупь определяет этот предмет, называет, потом достает и передает его по кругу. Каждый должен дать одно определение этому предмету.

Например: машинка – металлическая, красная, тяжелая, чистая, красивая и т. д.

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Машинка — какая)

— Как называются эти слова? (слова-признаки)

-Ребята, есть еще одна интересная игра, называется тоже «Угадай предмет»

. Я буду называть
признаки предмета, а вы догадайтесь, о чем или о ком я говорю.
Кто это? Или что это?

Большой, бурый, косолапый, лохматый (медведь)

.

Длинноухий, трусливый, быстрый (заяц)

.

— Попробуйте теперь сами загадать загадку о предмете, используя только слова признаки предмета, а помогут вам картинки, которые находятся на столе, в конверте. Только никому не показывайте эту картинку, пока ребята не отгадают вашу загадку.

-Ребята нас ждет еще одна игра «Говори наоборот»

. Игра будет с мячом.

Я буду называть слово-признак, а вы называйте слово с противоположным значением.

Например: веселый – грустный.

Мягкий. Высокий. ; Добрый. ; Быстрый. ; Длинный. ; Горячий. ; Глупый. ; Смелый. ; Темный. ; Умный. ; Лысый. ; Молодой. ; Тяжелый. ; Мокрый.

Итог занятия

— С какими словами сегодня мы познакомились?

— На какие вопросы отвечают слова-признаки предметов?

— Молодцы. Всем спасибо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]