Дидактических игр для развития активного словаря детей 4-5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Байкаловский детский сад №1 «Теремок»
Дидактических игр
для развития активного словаря
детей 4-5 лет
Байкалово 2017
Сборник «Дидактических игр для развития активного словаря детей 4-5 лет»
/.Методические рекомендации. Байкалово, 2017
Составитель: Скоморохова Т.М., воспитатель
В сборнике представлены дидактические игр направленные на развитии активного словаря для детей 4-5 лет.
Данный сборник игр предназначен для логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, а также для родителей интересующих проблемой развития активного словаря детей.
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
Раздел 1. Игры на развитие словаря существительных | 5 |
Раздел 2. Игры на развитие глагольного словаря | 9 |
Раздел 3. Игры на развитие словаря прилагательных | 11 |
Раздел 4. Игры на развитие словаря наречий | 15 |
Список литературы | 30 |
Введение
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на гармоничное развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
нспект дидактических ь. М,,Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только в непосредственно — образовательной деятельности, но и в режимных процессах.
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребенка о предметах. Его пассивный и активный словарь обогащается за счет слов — названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, особенности поверхности и т.д.), а также слов, характеризующих пространственные и временные отношения.
Сборник игр разработан с учетом психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и направлен на развитие активного словаря.
РАЗДЕЛ 1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Игра № 1.
«Кому угощение?»
Цель данной игры является формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных.
Дидактический материал: картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Ход игры: Детям предлагают задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет.
Детям задавались вопросы: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Игра № 2.
«Назови части предмета»
Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Дидактический материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Ход игры: В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета.
Во втором варианте игры каждый ребенок получил карточку с рисунком. Необходимо было рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
Игра № 3. «Мяч бросай и слова называй»
Цель данной игры заключается в расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры: В первом варианте я называла обобщающее понятие овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросала мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называли относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
В первом варианте игры я называла обобщающее понятие и бросала мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называли относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Во втором варианте игры я называла детям видовые понятия и также бросала каждому ребенку мяч. Дети, возвращая мяч, называли обобщающие слова.
Игра № 4. «Кто кем был или что чем было»
Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.
Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы. Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
Игра № 5. «Полслова за вами»
Цель: формировать словарь существительных.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры: Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паровоз, телефон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может — штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «теле…» Дети
Игра № 6 с мячом «Животные и их детеныши».
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра — …, у льва — …, у слона — …, у оленя -…, у лося — …, у лисы — .
Группа 2. У медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади — жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.
Группа 3. Тигренок — львенок — слоненок — олененок лосенок — лисенок и т.д.
Игра № 7. «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка -белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко.
Игра № 8. «Один
—
много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол — столы, двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост — мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.
Игра № 9. «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол — пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка — пять маек, одна шишка — пять шишек, один утенок — пять утят, один гусенок — пять гусят, один цыпленок — пять цыплят, один заяц — пять зайцев, один палец — пять пальцев, одно платье — пять платьев, одна шапка — пять шапок, одна перчатка — пять перчаток, одна банка — пять банок, одна рукавица — пять рукавиц, одна пуговица — пять пуговиц, одна мыльница — пять мыльниц, одна шляпа — пять шляп, одна книга — пять книг, одна конфета — пять конфет. Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
Игра №10. «Бывает — не бывает».
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
Игра №11. «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря существительных.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
РАЗДЕЛ 2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ.
Игра №1. «Кто как разговаривает?»
Целью этой является расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. В первом варианте я, бросая поочередно каждому ребенку мяч, называла какого-либо животного. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны были правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д. Во втором варианте игры я бросая мяч ребенку спрашивала: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны были назвать подходящих животных.
Игра № 2. «Подскажи словечко».
Целью данной игры является развитие глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. В этой игре дети становились в круг. Я, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задавала вопросы: Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? Дети, возвращая мяч, отвечали: Сорока стрекочет. И т. д.
Игра № 3.«Что происходит в природе?»
Целью игры является закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. В этой игре я, бросая мяч каждому ребенку по очереди, задавала вопросы на тему «Весна». Например: Дети Солнце весной что делает? Дети отвечали: светит, греет. Ручьи что делают? Дети отвечали: бегут, журчат. Снег что делает? Темнеет, тает. Птицы что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель что делает? Звенит. Медведь что делает? Просыпается, выходит из берлоги и т. д.
Игра №4. «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
Игра №5. «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Логопед: Птицы как передвигаются? А бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки? Рыбы как передвигаются? А дельфины, киты, моржи, акулы? Змеи что делают? А гусеницы, черви? Кузнечики как передвигаются? А лягушки, жабы, блохи, зайцы?
Игра №6. «Кто чем занимается?»
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель. Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает); художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).
Игра №6. «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Логопед: Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
Игра№7. «Что этот предмет может делать?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления.
Ход игры. Взрослый называет предмет и спрашивает у ребенка, что это предмет может делать? Например, метла может мести, лопата — копать и т. д.
Примеры слов: солнце, дождь, ночь, ложка, качели, кошка, птица, самолет и др. Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?». Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.
Игра №8. «Кто кем хочет стать?»
Цель: учить детей употреблять в речи трудные формы глагола.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Ход игря. Вопрос ребенку: Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
РАЗДЕЛ 3.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Игра №1. «Из чего сделано?»
Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Дидактический материал: мяч.
Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.
Ход игры. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Игра №2. «Лови да бросай — цвета называй»
Цель игры формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, называла прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный — мак, огонь, флаг, оранжевый — апельсин, морковь, заря; желтый — цыпленок, солнце, репа; зеленый — огурец, трава, лес; голубой — небо, лед, незабудки; синий — колокольчик, море, чернила; фиолетовый — слива, сирень, сумерки и т. д.
Игра №3. «Чья голова?»
Целью игры является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.
Игра №4. «Горячий — холодный»
Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий — Дети: Холодный (Хороший — Плохой; Умный — Глупый ; Веселый — Грустный; Острый — Тупой; Гладкий — Шероховатый; Легкий — Тяжелый; Глубокий — Мелкий; Светлый — Темный; Добрый — Злой; Радостный — печальный; Быстрый — Медленный; Частый- Редкий; Мягкий — твердый; Ясный- пасмурный; Высокий — низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
Игра №5. «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф…)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)
Игра №6. «Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Дидактический материал: игрушки заяц, лиса, утенок, собака.
Ход игры. Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Игра №7. «Скажи какой»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Дидактический материал: Фрукты в коробочке.
Ход игры. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).
Игра №8. «Сравни зверей»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
Игра №9.
«Какой он?»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить ребенка активно описывать признаки предметов.
Ход игры. Попросите ребенка принести все квадратное, что он найдет в доме. Например: книгу, коробку, кубик, доску с кухни, компакт-диск, телевизор и т. д. А потом попросите его описать все предметы, объединяемые одним признаком — квадратные. Пусть он найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
РАЗДЕЛ 4.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ НАРЕЧИЙ.
Игра №1. «Где кто стоит».
Цель игры: формировать словарь наречий.
Дидактический материал: доска, картонные картинки дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица.
Ход игры. В начале игры я прочитала несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой». Затем на доске сама разместила на доске картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем вызывала несколько детей и дала задание детям разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруг — относительно друг друга. Потом спросила «Где стоят девочка, дедушка, курочка?»
После этого предложила детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет.
Игра №2. «Скажи наоборот»
Цель игры: формировать словарь наречий.
Ход игры. В данной игре детям предлагалось подобрать к наречиям противоположное слово, например: тепло… (холодно), морозно… (жарко), глубоко… (мелко), высоко… (низко), далеко… (близко), широко… (узко), тихо… (громко), мягко… (твердо), быстро… (медленно).
Игра №3. «Поймай и ответь».
Целью игры является формирование словаря наречий.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Для игры детям было предложено встать в круг. Я бросая мяч и называла слова, отвечающие на вопрос «какой?», а дети бросая мяч мне называли родственное слово, отвечающее на вопрос «как?».
Вежливый — вежливо, терпеливый — терпеливо, ласковый — ласково, нежный — нежно, зеленый — зелено, веселый — весело, холодный — холодно, жаркий — жарко, теплое — тепло, звонкий — звонко, страшный — страшно, грустный — грустно, скучный — скучно, солнечный — солнечно, сырой — сыро, мокрый — мокро, сухой — сухо.
Игра №4. «Придумать предложения».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Логопед. Переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами: близко — далеко, вверху — внизу, слева — справа, высоко — низко.
Игра №5. «Ответьте на вопрос».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Логопед задает детям вопросы: Как рычит лев?, а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно?).
Игра №6. «Закончите предложение».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Логопед начинает говорить предложения, а дети должны закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит… (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля… (плохо). Летом жарко, а зимой… (холодно). Надя говорит тихо, а Вова… (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома… (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало… (весело).
Игра №7. «Подбери слово»
Цель: формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
Ход игры. Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой — плохо, хороший — хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый — красиво, сладкий — сладко, кислый — кисло, грязный — грязно, тихий — тихо, чистый — чисто, высокий — высоко, далекий — далеко, близкий — близко, аккуратный — аккуратно.
Игра №8 «Хлопните в ладоши!».
Цель: формировать словарь наречий.
Ход игры. Логопед. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы — хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)
Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро. Радостно, бабушка, идет, грустно. Солнечно, тепло, красиво, стирает. Школа, растет, крепко, широко.
МАДОУ «Байкаловский детский сад №1
«Теремок», 2017
Игры на обогащение словарного запаса. Игры для обогащения словарного запаса
Татьяна Анатольевна Симон Игры для обогащения словарного запаса
«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»
Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи
Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой.
Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это слово . Для приглашения к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку. Тототвечает: «Взошла луна на небосклон» , — и называет свое слово : «ночь» , одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрокпродолжает: «Ночь холодная настала» и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»
Игра для изучения и обогащения словарного запаса ребенка
Ребенку показывают два женских портрета (например, из журнала) испрашивают: «Покажи, кто красивее?» Затемспрашивают: «Почему?» Фиксируют признаки, которые ребенок перечисляет в подтверждение своего выбора. После этого предъявляют два мужских портрета и просят оценить их таким же образом. Ответы удовлетворительны, если ребенок назвал не менее 5 признаков, описывающих изображение с эстетической стороны.
«РАСКРАСЬ РАССКАЗ!»
Упражнение для развития свободы устной речи
Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова , которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать» Курица и лисица (Какая) курица (где) гуляла со своими (какими) цыплятами. Вдруг (откуда) показалась (какая) лисица. Она хотела (как) схватить (какого) цыпленка. (Какая) курица увидела (какую) лисицу. Она (как) кинулась на нее и (как) отбила (какого) цыпленка. Чем разнообразнее слова подберет малыш , тем интереснее. Вы можете изменить и вопросы, а содержание рассказа при помощи определений свести к противоположному.
« СЛОВО ЗА СЛОВО… »
Игра для развития воображения и речевой реакции
Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций» , заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, вдвоем.
Следующий участник связывает предложением второе и третье слова : «На табуретке было разлито молоко» и т. д.
Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако есть дети с замедленным темпом деятельности, тогда лучше обойтись без проигравших!