Артикуляционная классификация гласных

Так как гласные звуки различаются артикуляционно и акустически, классификации звуков основаны на этих признаках. Каждый гласный звук имеет свою собственную артикуляцию, позволяющую отличать его от других фонем.

Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками:

  1. Степенью подъема языка;
  2. Местом подъема языка (ряд);
  3. Лабиализацией — нелабиализацией.

Характеристика гласных в таблице

В системе фонетической транскрипции используются все гласные буквы русского алфавита, кроме я, ю, е, ё, которые в русской графике обозначают те же звуки что и а, у, э, о после мягких согласных или сочетания звуков [йа], [йу], [йэ], [йo]. Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например:

[э] — среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, [у]— верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д.

В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:

ПодъемРяд
переднийсреднийзадний
Верхнийиыу
Среднийэо
Нижнийа
НелабиализованныйЛабиализованный

Артикуляционная классификация гласных изучается в разделе русского языка — фонетике. Для того, чтобы правильно произносить слова, надо знать где образуются в артикуляционном аппарате гласные звуки.

Постановка и автоматизация звука [А].

Постановка и автоматизация звука ].

Звук ]среднего ряда, нижнего подъёма.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы расслаблены, в свободном положении, в артикуляции не участвуют (пассивны). Рот открыт. Расстояние между резцами большое примерно 2 см. Язык пассивен, лежит спокойно на дне рта. Кончик приближен к нижним резцам Спинка – нижний подъём. Нёбная занавеска поднята, прижата к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость – звук ротовой. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют – образуется голос, звук голосовой. Можно видеть положение губ, края резцов, частично положение языка, запотевание на зеркале, изображение на приборе И-2М. Можно осязать вибрацию гортани и в области груди, а на тыльной поверхности кисти – широкую воздушную струю можно слышать (III. VI гр.) привлекается остаточный слух.

Способы вызывания правильной артикуляции: Дети знакомятся со звуком А на первых занятиях. Дети видят, как произносится слово учителем , слышат, как оно звучит, повторяют его и сопоставляют своё произношение с произношением учителя. Учитель даёт возможность осязать рукой выдыхаемый воздух, вибрацию гортани, а в отдельных случаях проверять артикуляцию перед зеркалом.

Этапы: 1)Подбор слова для анализа ( звук должен быть под ударением ). 2) Образец произношения. Ребёнок воспринимает слово слухо – зрительно. 3) Анализ слова – делим его на слоги. 4) Делим его на звуки. Работаем с изолированным звуком. 5) Синтез. 6) Фонетическая ритмика ( дыхание, язык у нижних резцов = голос ).

Возможные дефекты

А=Э .(пэпэ). Поднята спинка языка, Рот недостаточно открыт (сократилось расстояние между резцами).

А= И. Объяснить сущность дефекта. Перед зеркалом показать, что следует удерживать язык в плоском положении и не допускать его оттягивание вглубь рта (всё это показывать на собственной артикуляции). Если не удаётся придать языку требуемое положение, слегка нажать шпателем на спинку языка.

А=Ы. (пыпы), (пыапыа) (глубокое А). Неправильное положение языка: кончик языка сильно оттянут вглубь (язык комом).

Устранение: Устраняется так же. Как А=Э. Если не получается, предложить ребёнку произнести А, удерживая кончик языка у резцов.

А=О. Не правильное положение губ .

Устранение:По подражанию + артикуляционные упражнения.

Открытая гнусавость: Опущена нёбная занавеска. Артикулируют только губы почти без голоса.

Устранение: Разъяснить сущность дефекта. Для этого привлечь все сохранные анализаторы (зрительный , кинестетический, тактильный, двигательный), С помощью которых ребёнок должен понять сущность своей ошибки. Коррекция по подражанию. Упражнения на твёрдой атаке (сказать отрывисто, с напряженной артикуляцией) под дирижирование. Подъём нёбной занавески произойдёт рефлекторно. Постепенно перейти к протяжному произношении (А,А,А,А_________).

www.Logopedy.ru

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые – [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];

звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];

глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

среднеязычные – [й];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Гласные и согласные звуки

Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи — гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образует вокализм(от лат. vocalis — гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных — ее консонантизм(от лат. соnson?ns, род. п. cоnsonantis — согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.
Гласные — это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные — это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные — это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи

Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признак вокальность — невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат. sonorus — звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относятся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным — шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.

По признаку консонантность — неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком «гласности». Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а — (минус) его отсутствие:

вокальныеконсонантные
гласные+
сонорные согласные++
шумные согласные+

Еще один бинарный признак звонкость — глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные — а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим — невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] — без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность — диффузность, прерывность — непрерывность, напряженность — ненапряженность, резкость — нерезкость, назальность — неназальность, абруптивность — неабруптивность, бемольность — небемольность, диезность — недиезность, высокий тон — низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, форманты диффузных — располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] — к диффузным звукам. Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). У напряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем у ненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u].

В акустическом отношении резкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки — завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч’] и дрожащие [р-р’]. Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Под абруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой.

Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. У бемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению с небемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] — небемольные, а гласные [о], [у] — бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. У диезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем у недиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставление низкий тонвысокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую — гласные [и, э], мягкие согласные.

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]