Система Станиславского – это то, на что ссылаются многие успешные люди. Однако что это такое, и в чем суть этого феномена знают не все. Если вам нравится саморазвитие, значит, вы должны, по крайней мере, теоретически знать систему Станиславского.
Константин Сергеевич Станиславский
Система Станиславского – это теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год.
В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ.
Естественно, Станиславский использовал в своей работе важные моменты эвристики вообще, и латерального мышления в частности. Это при том, что тогда этих направлений в науке не существовало как самостоятельных дисциплин.
Целью системы Станиславского является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.
В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.
- Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
- Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.
- Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.
Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.
Станиславский умер в 1938 году, однако его научные достижения и творческое осмысление психологии человека актуальны и по сей день. В данной статье мы рассмотрим 7 основных принципов, из которых состоит система Станиславского.
Действие – основа сценического искусства
Система Станиславского является достаточно условным понятием. Сам автор признавался в том, что научиться мастерству и набраться опыта, ученик может лишь при тесном общении с учителем.
То есть на расстоянии добиться хорошего результата просто невозможно. Интересно, что многие понимают систему Станиславского по-разному. Даже главные ее условия могут отличаться у тех или иных актеров или режиссеров.
Центральным элементом системы нужно считать принцип действия.
Действие в свою очередь является основой сценического искусства, поскольку любой спектакль состоит из множества действий, каждое из которых должно приводить к достижению какой-то конкретной цели.
При выстраивании своей роли, артисту не стоит просто имитировать эмоции и чувства своего персонажа, поскольку тогда его игра окажется фальшивой.
Напротив, актер обязан пытаться выстраивать цепочку, состоящую из простых физических действий. Благодаря этому его игра на сцене будет правдивой и естественной.
Основные принципы системы
Открытия Константина Сергеевича Станиславского навсегда отодвинули в прошлое работу театральных педагогов так сказать по методам: в слепую, на ощупь, воспитывавших ранее своих учеников – придерживаясь принципа «случайных советов». Величайший труд Станиславского, его система, содержит законы и принципы актёрского искусства, среди которых выделяются:
A | Правда переживаний. Эмоции актёра должны быть подлинными. Он не должен механически изображать свою роль, здесь первоочередное – верить в «правду» того, что он делает, внутренне проживать судьбу персонажа. Только максимально поверив в роль – можно сыграть ее максимально достоверно. |
B | Сверхзадача. Высшая, главная, всеобъемлющая цель, которую необходимо достичь в сценическом действии. «Нам нужна эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу. Нужна как воздух и солнце». Сверхзадача актёра – донести до зрителя в образе своего персонажа главную мысль всего произведения, пьесы, постановки. Сверхзадача требует полной отдачи от актёра, страстного стремления, всеисчерпывающего действия. |
C | Продумывание предлагаемых обстоятельств. Побудители действий персонажа, жизненная ситуация персонажа, в которую в своём воображении помещает себя актёр. Здесь можно выделить обстоятельства малого круга: ситуация с героем в текущий момент времени – где он, с кем он находится. Средний круг обстоятельств касается общей жизненной ситуации: пол, возраст, статус героя. И, наконец, большой круг – ситуация окружения персонажа исторический период, страна, город, где разворачиваются события спектакля. |
D | Рождение текста и действий «здесь и сейчас». Важная особенность игры актёра – переживания «здесь» и «сейчас». Эмоция, действия – должны рождаться на сцене, не быть штампами, а значит, каждый раз выполняться по-новому. |
E | Работа актёра над своими собственными качествами. Для того чтобы роль вышла максимально интересной и «живой» нужно задействовать: фантазию, наблюдательность (фиксировать в своей жизни яркие события и людей), эмоциональную память (уметь вспомнить пережитое, нужное чувство), уметь управлять своим вниманием (концентрироваться на партнёрах, игре, сцене). |
F | Взаимодействие с партнёрами. Творчество в театре носит коллективный характер, поэтому для любого актёра очень важно учиться взаимодействовать с коллегами по роли. Партнёры по сцене также должны помогать, поддерживать друг друга и обязательно чувствовать игру каждого из участников спектакля. |
Также нам крайне необходимо рассмотреть еще две важных составляющих актерского ремесла, способствующих его полноценному освоению.
Не играть, а жить
Правдивость, в системе Станиславского является одним из самых важных элементов. Ни один актер или режиссер не может изобразить что-то лучше, чем то, что существует в природе, в реальном мире.
Природа – это и главный художник, и инструмент, а значит именно ее нужно использовать. Во время выступления перед публикой надо не просто исполнять роль, а всецело жить ею.
В записях самого Станиславского встречается следующая фраза: «При своем показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым». Любая роль должна стать важной составляющей самого артиста.
Но, чтобы достичь такого результата, выступающему следует задействовать свой жизненный опыт и фантазию, благодаря чему ему удастся поверить в то, что он исполняет именно те действия, что и его герой.
В таком случае все составляющие роли и ваши актерские задачи будут не надуманными, а буквально частями вас самих.
Предисловие: НАУЧИТЕСЬ ТВОРИТЬ!
Эта книга – самоеполное собрание тренингов по системе Станиславского. Онапредназначена для того, чтобы любой человек, вне зависимости отвозраста и профессии, мог развить все стороны своей духовной ифизической природы. Иными словами – научился творить. Аобъектом творчества может быть все что угодно.
Константин СергеевичСтаниславский был твердо убежден, что и воображение, и вера ввымысел, и чувство правды, как и сосредоточенность и мышечнаясвобода, поддается развитию и упражнению. Главное – стремитьсяк цели и не оставлять попытки.
Актерский тренинг посистеме Станиславского имеет колоссальное значение не только дляоттачивания собственно актерского мастерства. Любое человеческоезанятие можно поднять до уровня творчества, будь то управлениекорпорацией или воспитание детей. Главное – найти свойсобственный путь, раскрыть свою собственную природу. Станиславскийговорил: «Каждый человек вскрывает в себе и освобождает длятворчества свое зерно, свою любовь совершенно особым и неповторимымобразом, составляющим его индивидуальную неповторимость, его тайну. Ипоэтому тайна творчества одного не годна для другого и не может бытьпередана как образец для подражания никому». [1] Мы искренненадеемся, что наши тренинги по системе этого величайшего театральногодеятеля помогут вам раскрыть вашу творческую индивидуальность,благодаря которой только и можно достичь вершин любой профессии.
Анализ
Человек так устроен, что он зачастую не способен анализировать собственные эмоции. Ему не удается замечать, что он чувствует, когда ест, ходит или говорит. Также нам не свойственно анализировать поступки иных людей.
Актер же напротив, обязан быть очень хорошим исследователем. Например, ему стоит во всех подробностях исследовать то, как проходит его обычный день. Или наблюдать за поведением человека, пытающегося понравиться людям, к которым он пришел в гости.
Эти и другие наблюдения должны стать привычными. Благодаря этому, актер или режиссер сможет собрать определенную информацию и набраться опыта. Помимо всего прочего, ему удастся грамотно выстраивать цепочку физических действий, а значит и переживаний своего персонажа.
Простые упражнения на развитие актерских навыков
Упражнениями по актерскому мастерству можно считать все, что развивает основные качества актера, перечисленные в подразделе «актерское саморазвитие».
Вот самые простые из тех, что предлагает актерский тренинг по Станиславскому:
- Подражание.
Находясь в людном месте, найдите человека, который вызовет ваш интерес, и понаблюдайте за ним. Придумайте ему необходимые обстоятельства и попытайтесь воспроизвести небольшой фрагмент его поведения самостоятельно, стараясь не упустить ни одной характерной черты. - Память физических действий.
Напомним, вызвать верную эмоцию способно верное физическое действие. Выработать память физических действий поможет их беспредметное воспроизведение. Имитируйте завтрак без еды, посуды и столовых приборов, принимайте душ без ванны и воды, рисуйте без карандашей и бумаги и т. д. - Я в предлагаемых обстоятельствах.
Развивайте воображение, придумывая себе нестандартные обстоятельства и стараясь существовать в них максимально правдиво. Обычно это упражнение выполняется в форме этюдов: этюд «прорвало трубу», этюд «первый раз на катке», этюд «необитаемый остров» и т. д.
Простота, логика и последовательность
По мнению Станиславского партитура (цепочка) физических действий должна быть максимально простой и ясной. В связи с тем, что артисту приходится сотни раз выступать перед зрителями, он должен вновь и вновь переживать свою роль, а при сложной схеме действий он непременно запутается.
Ему окажется гораздо труднее выражать какие-нибудь эмоции на сцене, а зрителю в свою очередь, будет сложнее анализировать его игру. Станиславский полагал, что практически все действия людей весьма логичны и последовательны. Поэтому такими же они должны быть и во время театральной постановки.
Логика и последовательность должны присутствовать во всем: в целях, желаниях, размышлениях, эмоциях, поступках и прочих областях. В противном случае будет происходить все та же неразбериха.
Коротко о системе и Станиславском
Константин Сергеевич Станиславский
(его настоящая фамилия Алексеев) – великий реформатор театра, создатель известнейшей во всем мире актёрской системы, педагог, актёр, театральный режиссёр. По рождению (родился 5 (17) января 1863 год в городе Москва) и воспитанию принадлежит к высшему кругу русских промышленников.
Талант Константин Сергеевич унаследовал от своей бабушки, француженки по происхождению, известной парижской актрисы. Сценический опыт начал нарабатывать с 1877 года в Алексеевском кружке (г. Москва). Константин Сергеевич всегда предпочитал роли ярко характерных героев, так одна из его излюбленных ролей: студент Мегрио из водевиля «Тайна женщины». В начале XX века он погрузился в разработку принципиально новой системы актёрского мастерства, его известные литературные произведения: «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве».
Суть всей своей системы он выразил одной ёмкой фразой: «на сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное: создать иллюзию живой действительности». Станиславский до последних дней (умер в Москве 7 августа 1938 года) жил в неустанных поисках все новых и новых приёмов педагогического творчества — мечтал о создании актёра «нового типа» и всенародного театра глубокой жизненной правды.
Незадолго до своей смерти Станиславский выработал метод физических действий: наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами, внутренними действиями. Тем самым он перечеркнул все старое, чему следовали ученики Станиславского прошлых лет (его система в отличие от ранее существовавших театральных систем строится уже не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, вызывающих определённые последствия).
Стоит отметить, что книги Константина Сергеевича содержат множество самоопровержений, по «вине» его постоянного поиска новых актёрских и режиссёрских решений. Кстати, его противоречия — и есть одна из основных причин такого большого интереса к его трудам общественности.
Сверхзадача и сквозное действие
Одним из самых важных условий системы Станиславского является такое понятие, как сверхзадача. Ни артисты, ни режиссеры, ни в коей мере не должны пренебрегать идей автора пьесы в угоду собственным мнениям.
Режиссер обязан всецело раскрывать идею автора и пытаться выражать ее на сцене. А актером, помимо этого, следует еще и максимально глубоко проникаться идеями своих героев. Сверхзадача состоит в том, чтобы выразить главную мысль произведения, поскольку в этом и заключается основная задача спектакля.
Все участники актерского коллектива должны стараться достигнуть данной цели. Добиться этого можно при условии выяснения главной линии действия, проходящей через все части произведения и называющейся сквозным действием.
Тренинг по системе Станиславского
Процесс обучения актёров глазами Константина Сергеевича Станиславского можно условно поделить на два раздела:
Первый раздел связан с элементами работы актёра над собой. Здесь речь идёт о постоянных тренировках, об использовании в процессе подготовки к роли всех элементов творчества: ум, артистические данные, воля, чувства актёра — подключая при этом ко всему процессу подготовки воображение, внимание, эмоциональную память.
Можно выделить четыре важных этапа в работе актера, как над собой, так и ролью:
- Познание — знакомство с ролью, на этом этапе происходит зарождение творческого процесса – Станиславский отводит этому этапу весьма важную роль, здесь важно не ошибиться в понимании роли.
- Переживание — полный анализ роли: понятие целого, через его составляющие.
- Воплощение — за счёт чёткого представления времени пьесы, людей того времени, обстановки.
- Воздействие — что значит «быть», «существовать» в жизни постановки. Актёр должен передать характерность роли – это и есть цель всей его работы, а «для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что на сцене» — учил Станиславский.
Второй раздел системы Станиславского посвящён работе актёра над ролью, завершающейся органическим слиянием актёра с ролью, перевоплощением в образ. Данного «слияния» возможно достичь, только если работать над ролью «от себя» — полностью погрузившись, проникнувшись ролью. Для этого необходим анализ: процесс познания пьесы и роли. Цель этого анализа состоит в углублении, в полном погружении «в душу роли».
Коллективность
Сверхзадача станет доступной лишь при условии, когда все артисты объединят свои усилия в работе над спектаклем. Станиславский утверждал, что взаимная уступчивость и понимание общей цели чрезвычайно важны.
Когда артист старается проникнуться идеями художника, писателя или режиссера, а художник или писатель в желания актера – то в таком случае все будет великолепно. Артисты обязаны любить и понимать то, над чем они работают, а также уметь уступать друг другу.
При отсутствии в актерском коллективе взаимоподдержки, искусство будет обречено на провал. Многие из вас наверняка слышали знаменитую фразу Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
Как выстраивать тренинг
На основе содержащихсяздесь упражнений, этюдов и заданий можно выстраивать тренинговыезанятия – индивидуальные или коллективные. Предпочтениеотдается коллективным занятиям под руководством педагога. Таксоветует сам Станиславский: он объясняет это тем, что ученик не можетвидеть себя со стороны, а потому допускает опасные ошибки, которыевпоследствии могут превратиться в штамп или зажим. Впрочем, некоторыеупражнения, такие как «ослабление мышц» или «кинолентапрожитого дня», могут выполняться и индивидуально.
Как выстраиватьтренинговые занятия? В начале курса в одно занятие рекомендуетсявключать какой-то один тип упражнений, затем можно приступать ккомбинированным тренингам. Сразу после занятия записывайте своинаблюдения: что далось легко, что труднее; как оценили вас другиеучастники группы. Это нужно для того, чтобы найти свой доминирующийтип и определить «слабые места», нуждающиеся в развитии.
И, конечно, необходимопомнить, что никакое сокращенное руководство не даст полного понятияо системе Станиславского. Для этого нужно изучать оригинальные трудысамого Константина Сергеевича и его последователей. Кроме того, нестоит забывать и о личных зрительских впечатлениях. Ходите в театр,смотрите кинофильмы, старайтесь посещать репетиции разных режиссеров,думайте, чувствуйте, записывайте… И тогда актерская профессияоткроется вам так, как понимал ее Станиславский, говоря, что«сценическая индивидуальность – это духовнаяиндивидуальность прежде всего. Это тот угол зрения художника…та художественная призма, через которую он смотрит на мир, людей итворчество». [2]
Тренинг визуальных и ассоциативных впечатлений
Развитие зрительнойпамяти, внешнего и внутреннего видения
Театр, кино илителевидение – искусство, прежде всего, визуальное. Любой актердолжен обладать хорошо развитой зрительной памятью, уметь видеть ипредставлять не только то, что находится вокруг него – сцену,декорации, зрительный зал. Внутренним зрением он должен видеть то,что видит зритель (актеров, мизансцену, сцену целиком), и то, что«видит» его персонаж. Упражнения данного разделанаправлены на развитие внешнего и внутреннего видения, а также напостроение визуальных ассоциативных цепочек.
Простые упражнения нарассматривание объекта
1. Выберитенесколько предметов. Рассмотрите их поочередно и рассказывайте другдругу о каждом из них.
2. Рассматривайте сразудва предмета, отыскивая в них сходство или различие.
3. Просите учениководновременно рассматривать один и тот же предмет. Переключайтевнимание с объекта на объект.
4. Показывайте группупредметов ученикам, затем закройте эти предметы и попросите описать,какие это предметы, и в каком порядке они расположены.
5. Попросите учащихсязапомнить расположение предметов в данной части комнаты. Смотретьзапрещается. Поменяйте расположение и просите рассказать обизменениях.
6. В публичных местах(на улице, в транспорте, в библиотеке и проч.) рассматривайте людей:а) по одному; б) по двое, отыскивая в них сходство или различие.Подумайте, кем бы могли быть эти люди, куда они направляются, чемзаняты их мысли.
7. Всматриваясь вчеловека, пытайтесь «поймать» его характер для роли.
8. Просматривайтерисунки костюмов по эпохам. Самостоятельно выбирайте их (иразвешивайте на стенах).
9. То же сархитектурой.
10. Представьте себе,что вам нужно организовать дружескую вечеринку или светский прием. 1.Современная вечеринка (прием). 2. То же в разные историческиепериоды: а) в 60-е годы XX века; б) перед Второй мировой войной; в) вначале XX века; г) в 1860-е годы; д) в начале XIX века.
11. Вспоминайте своизрительные впечатления: любимые картины, природные пейзажи, видыгородов, обстановку комнат, форму и цвета предметов.
12. Переходите кактивному рассматриванию объектов. Например, возьмите объект –картину. Что она изображает? Каков ее размер? Цвета, краски, техника?При каких обстоятельствах она могла бы быть написана? Какую задачуставил перед собой художник? Что его подвигло на выбор именно этогосюжета? Оправдайте и оживите все – сначала одним, а потомдругим вымыслом воображения!
Круг внимания
Круг внимания
представляет не одну точку, а целый участок малого размера изаключает много самостоятельных объектов. Глаз перескакивает с одногона другой, но не переходит границ, очерченных кругом внимания. Чтобыпостроить круг внимания, надо ограничивать намечаемую площадь, иликруг для зрительного внимания, линиями самих предметов, находящихся вкомнате. Вот, например, круглый стол, уставленный разными вещами.Площадь его доски является очерченным малым кругом внимания на свету.А вот на полу довольно большой ковер со стоящей на нем мебелью –это средний круг на свету. Другой, еще больший ковер ясно очерчиваетбольшой круг на свету. Там, где пол открыт, отсчитайте нужноеколичество нарисованных на половике квадратиков паркета. Самыйбольшой круг внимания – вся сцена.
Управление вниманием вбольшом кругу
Во время расширениякруга на свету площадь внимания увеличивается. Однако это можетпродолжаться лишь до того момента, пока вы способны удерживатьмысленно очерченную линию круга. Лишь только намеченные границыначнут колебаться и таять, надо скорее суживать круг до пределов,доступных зрительному вниманию. Но как раз в этот момент нередкопроисходит катастрофа; внимание выскальзывает из вашей власти ирастворяется в пространстве. Приходится снова собирать и направлятьего. Для этого нужно скорее обратиться к помощи объекта-точки, хотябы, например, к лампочке, светящейся в коробке. Нужды нет, что насвету она не так ярка, как казалась раньше, в темноте, тем не менее,это не мешает ей и сейчас привлекать к себе внимание. Теперь, послетого как вы его на минуту укрепили, создавайте сначала малый круг насвету с лампой в его центре. Потом наметьте средний круг внимания насвету и в нем несколько малых. Проделывайте эти упражнения в темнотеи на свету. Если заблудитесь в большом кругу, скорее «цепляйтесь»за объект-точку. Удержавшись на ней, создайте себе малый круг, апотом и средний. Следует помнить, что чем шире и пустыннее большойкруг, тем уже и плотнее должны быть внутри него средние и малые кругивнимания, и тем замкнутее публичное одиночество.
Задание
Мысленно намечайте,суживайте и расширяйте круги внимания, лежащие вне вас.
Передвижной кругвнимания
Возьмите обруч дляхула-хупа. Наденьте его на себя, и держите его руками так, чтобысамому быть в его центре. Ходите по комнате внутри этого обруча.Осязаемые линии обруча помогут удерживать контуры круга в яснозафиксированных границах. Теперь снимите обруч и постарайтесь носитьс собой мысленно такой передвижной круг внимания.
Кинолента прошлого
Ложась спать и потушивсвет, приучите себя ежедневно просматривать всю жизнь каждогопрошедшего дня, стараясь при этом детализировать свои воспоминания допоследнего предела, то есть: если вы думаете об обеде или об утреннемчае, то старайтесь вспомнить и увидеть не только кушанья, которые выели, но и посуду, на которой подавались блюда, и общую ее расстановкуна столе. Вспоминайте и мысли, и внутренние чувствования, вызванныеобеденным разговором, и вкус съеденного. В другие разы вспоминайте неближайший день, а более отдаленные моменты жизни. Еще детальнеепросматривайте мысленно квартиры, комнаты, места, где вам приходилоськогда-то жить или гулять, причем, вспоминая отдельные вещи, мысленнопользуйтесь ими. Это возвратит вас к когда-то хорошо знакомойпоследовательности действий и к линии дня былой жизни. Их тожедетально проверяйте своим внутренним вниманием. Старайтесь как можноярче вспомнить своих близких, живых или умерших. Но во всей этойработе отведена большая роль вниманию, которое получает новые поводыдля упражнения.
Вглядываемся в мир
Вглядывайтесь вприроду. Возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза настекле и т. д. Постарайтесь определить словами то, что вам в нихнравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект,сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в егосущность. Не брезгуйте и мрачными сторонами природы. И тут незабывайте, что среди отрицательных явлений скрыты положительные, чтов самом уродливом есть и красивое, так точно, как и в красивом естьнекрасивое. Обращайтесь к такому же исследованию произведенийискусства – литературы, музыки, музейных предметов, красивыхвещей и прочего, к исследованию всего, что попадается вам на глаза ичто помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому. Внезнакомом месте – гостях или еще где-то – задавайте себевопросы и честно, искренне ответьте на них: кто, что, когда, где,почему, для чего
происходит то, что вы наблюдаете? Определяйтесловами то, что вы находите красивым, типичным в квартире, в комнате,в вещах, которые интересуют вас, что больше всего характеризует ихвладельцев. Определяйте назначение комнаты, предмета. Спрашивайтесебя и отвечайте: почему так, а не иначе расставлена мебель, те илидругие вещи и на какие привычки их владельцев они намекают. Наблюдатьможно не только внешний, видимый мир. Рассматривать можно ивнутренний мир другого человека, когда он вскрывается через егопоступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизньюобстоятельств. Следите внимательно за этими поступками и изучайтеобстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почемучеловек поступил так или иначе, что у него было в мыслях?»Выводите из всего этого соответствующее заключение, определяйте вашеотношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работыстарайтесь понять склад его души.
Отрешитесь от видимого
Отрешитесь от данногоместа, от времени, перенеситесь в другую обстановку, хорошо вамизвестную, и действуйте так, как вам подскажет вымысел воображения.Решите, куда бы вы хотели мысленно перенестись. Допустим, вы хотитеочутиться у себя дома. Для этого нужно сначала мысленно подняться полестнице, позвонить у входной двери, словом – совершить рядпоследовательных логических действий. Подумайте о ручке двери,которую надо нажать. Вспомните, как она повертывается, как дверьотворяется и как вы входите в свою комнату. Что вы видите передсобой? Попробуйте пройтись по комнате и пожить в ней. Что вы хотитеделать? Который теперь час? Мысленно переноситесь в другие,незнакомые, не существующие сейчас, но могущие существовать вреальной жизни условия. Например, совершите кругосветное путешествие.Эти мечтания нужно выполнять не «как-нибудь», не«вообще», не «приблизительно» (всякое«как-нибудь», «вообще», «приблизительно»недопустимы в искусстве), а во всех подробностях, из которыхскладывается всякое большое предприятие. Во время дороги вампредстоит иметь дело с самыми разнообразными условиями, с бытом,обычаями чуждых стран и народностей. Едва ли вы найдете в своейпамяти весь необходимый материал. Поэтому придется его черпать изкниг, картин, снимков и иных источников, дающих знание иливоспроизводящих впечатления других людей. Из этих сведений вывыясните, где именно вам придется мысленно побывать, в какое времягода, месяца; где вам предстоит мысленно плыть на пароходе, и где, вкаких городах придется делать остановки. Там же вы получите сведенияоб условиях и обычаях тех или иных стран, городов и проч. Остальное,чего недостает для мысленного создания кругосветного путешествия,пусть творит воображение. Все эти важные данные сделают работу болееобоснованной, а не беспочвенной, какой всегда бывают мечтания«вообще», приводящие актера к наигрышу и ремеслу. Послеэтой большой предварительной работы можно уже составлять маршрут ипускаться в дорогу.
Приблизьте невозможноек вероятному
Теперь вообразите то,что в реальной жизни неосуществимо. Например, перенеситесь на другуюпланету или в сказочный мир. Каковы ваши планы? Зачем вы попали вэтот неведомый мир? Что вы намереваетесь делать? Будьтепоследовательны: учитывайте «местные» условия и вашижизненные потребности. Логически оправдайте свои действия – тоесть «приблизьте невозможное к вероятному».
«Я есмь»,или Отход в сторону
Представьте, что вашипартнеры отправились в экспедицию по Крайнему Северу, в то время каквы остались дома. Попробуйте угадать, что они делают сейчас? Мысленно«отойдите в сторону» и посмотрите, как они мерзнут наСевере, чинят поломанный аэроплан, или готовятся к защите отнападения зверей. В этом случае вы являетесь простым зрителем того,что рисует вам ваше воображение, и не играете никакой роли в этойвоображаемой жизни. Теперь вообразите, что вы находитесь там же. Ещераз «отойдите в сторону» и постарайтесь увидеть себясреди них. Чем вы заняты? Сами перенеситесь в свою мечту. Теперь вкачестве действующего лица в воображаемой жизни вы уже не можетевидеть себя самого, а видите то, что вас окружает, и внутреннеотзываетесь на все совершающееся вокруг как подлинный участник этойжизни. В этот момент ваших действенных мечтаний в вас создается тосостояние, которое мы называем «я есмь».
Мысленное путешествие
Мысленно путешествуйтепо разным местам: ходите по улицам города, катайтесь в трамвае,метро, заходите в магазины, музеи и проч.
…
– Пойдемте вцерковь, – предложил нам Торцов, когда вошел в класс.
– В церковь?!Зачем? – недоумевали мы. – А как же урок?
– В этом и будетзаключаться урок, что мы с вами пойдем сначала в церковь, потом вмебельную лавку, потом в какое-нибудь правление, на станцию железнойдороги, на рынок.
Вьюнцов уже встал,по-видимому, собираясь идти, но Торцов его остановил.
– Нам, артистам,совсем не требуется нанимать извозчика, чтоб объехать все эти места.Сидите спокойно, а путешествовать будет ваше воображение. Его сфера,а не реальная жизнь является нашей артистической областью.
Не прошло и несколькосекунд, как большинство из нас уже очутились мысленно в церкви.
– В какой? –спросил Торцов Вельяминову, которая уже успела перекреститься,помолиться и пококетничать глазками с мнимым Николаем Чудотворцем,прикладываясь к его ручкам.
Наша красавица несумела определить, в какую церковь она зашла.
Вообще – вцерковь.
– Нет. «Вообще»в искусстве не считается, – сказал ей АркадийНиколаевич. – Вы сходите в церковь в честь какого-нибудьсвятого, а не в церковь – вообще.
– Я не знаю, какэто делается, – кокетничала Вельяминова.
– Мы сейчасразберем, – успокоил ее Торцов. – Позвольтевашу ручку, – любезно обратился он к ней. Она поспешилаисполнить его просьбу и протянула Аркадию Николаевичу свою красивуюруку. Но Торцов положил ее обратно на ее полные колени, сказав приэтом:
– Толькомысленно… мысленно протяните мне вашу ручку, я ее возьму, и мыпойдем. По какой улице? – спросил Торцов Вельяминову.
– По Покровке, –ответила она.
– Идем, –смело промолвил Торцов, не двигаясь с места. – Не забудьтесказать мне, когда вы придете.[1]
«Родословная»предмета
Рассматривая какой-либообъект, постарайтесь заглянуть в его прошлое, придумайте ему«родословную». Переключайте внимание с объекта на объект.Делитесь своими фантазиями с партнерами.
…
Рахманов указывал намкакой-нибудь предмет, хотя бы люстру. И все направляли на нее взоры истарались сконцентрировать на ней внимание. Если объект не захватывалнас сам собой, то, как полагается в таких случаях, мы начинали срассматривания и изучения формы, линий, цвета. Но так как такоезанятие мало увлекательно и не длительно, то прибегали к помощи ума,воображения и вымысла.
Я говорил себе:
«Эта люстра знаетвремена Александра I и Наполеона. Может быть, она светила кому-нибудьиз них во время пышных празднеств, балов или при государственныхпереговорах, творивших историю. Пусть даже ее судьба была скромнее иона служила не императорам, а простым вельможам. Сколько красивых дами господ она видела! Сколько пышных, витиеватых фраз, сентиментальныхстихов, трогательных романсов под клавикорды или под старыефортепиано она прослушала! При скольких любовных свиданиях, пикантныхсценах она присутствовала!
Потом пришли суровыевремена Николая I. Кто знает, быть может, эта люстра светила во времятайных собраний декабристов, а после она долго висела заброшенная вопустевшем доме, пока ее господа томились далеко в снегах, на севере,под землей, в кандалах, с прикованными к тачкам руками.
Время летело и, ктознает, может быть, люстру продали с торгов разбогатевшему исиволапому купцу. Он повесил ее в свою лавку. Как была шокированабедная изящная аристократка-люстра новым вульгарным обществом, вкоторое она попала.
Неужели купецпроворовался? Неужели чудесная люстра надолго повисла в антикварнойлавке? Ее аристократическая простота не ценилась. Она ждала знатока.Явился Торцов и с почетом перенес ее в свой театр…
Но здесь она попала нев его руки, а к Рублевым, Полушкиным и к театральным бутафорам.Смотрите, что они с ней сделали! Вот помятая тончайшая прорезь! Вотпогнутый подсвечник! А тусклый тон бронзы! Разве он несвидетельствует о тяжелой доле, которую нашла нежная аристократкасреди театральной сутолоки и богемы?!
Бедная изящная стараялюстра! Что-то ждет тебя впереди? Неужели тебя продадут в лом?Неужели тебя сплавят в горне, чтоб после наделать дверных петель илипузатых самоваров?!»
Я так замечтался, чтопропустил назначение нового объекта.
Все уже перенесливнимание и фантазировали по поводу пошлого плюшевого бутафорскогоальбома с металлическими углами и прорезными бляхами.
А попробуйте раскрытьальбом. Вы удивитесь сброду фотографий, которые в него нарисовалибутафоры. Наверху портрет какого-то вольноопределяющегося изРогожской. Молодой купчина впервые надел мундир и поспешил снятьсядля потомства. Как показать свою удаль? Он схватил саблю, наполовинувыдернул ее из ножен и с свирепым лицом тянется к аппарату, точнособираясь уложить на месте невидимого врага. Рядом с героем изРогожской фотография австрийского императора Франца-Иосифа внапыщенной позе. Под ним человек-рыба под водой, в аквариуме, снеприятными белесоватыми глазами. А рядом с рыбой – портретпочтенной старицы-монахини, настоятельницы монастыря. В какую пеструюкомпанию попала святая женщина![1]
Создавать видения
Создавайте внутренниевидения. Вспоминайте свою предыдущую жизнь – по десятилетиям,по годам, по месяцам, по дням. Восстанавливайте в памяти события,лица людей, обстановку. Детализируйте воспоминания. Если вы,например, восстанавливаете в памяти, как вы обедали сегодня, то надовспомнить: все, что вы ели и в какой очередности, вкус всегосъеденного, всю посуду и общую ее расстановку на столе, мысли ивнутренние чувства, вызванные обеденным разговором. Представляйтесебе не только прошедшее, но и будущее время.
Из кадров – вкиноленту
Прочитывая литературноепроизведение или пьесу, создавайте зрительные образы для отдельныхотрывков, а затем и для целого произведения. Пусть эти образы, какотдельные кадры, складываются в «киноленту».«Прокручивайте» эту киноленту внутри себя.
Что было бы, если…
1. Я был бы один усебя в комнате, и пытался вспомнить песню для роли…
2. Мне было бы скучно,ищу чем бы заняться, все валится из рук…
3. Я вошел в комнату,где жил в детстве и где теперь живет другой человек…
4. Мне пришлось бырешать для себя важный и срочный вопрос…
5. Я собирался в театр,где назначена встреча с дорогим мне человеком…
6. Все участники группыбыли бы: зверьми; французами, англичанами и т. д.; цветами на клумбе;птицами; статуями, например, в античном музее…
7. Если я был быдеревом…
8. Выполняя этиупражнения, нужно не просто представлять себе отвлеченные картины, нопопытаться вжиться в этот образ.