Домашние задания для родителей детей 4-5 лет с ОНР


Домашние задания для родителей детей 4-5 лет с ОНР

Лексическая тема «Лето. Летние изменения в природе». Звук[с].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Какое это время года? Почему ты так думаешь?(Стало тепло. Солнце светит и греет. Деревья и кусты зеленые.
В лесу и на лугу много цветов).
3. Послушай рассказ:

Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Тима и Катя играют в мяч. Лена и Маша загорают. Вика и Толя собирают землянику. Как хорошо летом!

4.Ответь на вопросы:

Что наступило? Как на улице? Какая в реке вода? Что делают Петя и Коля? Покажи их.

Что делают Дима и Митя? Покажи их. Что делают Тима и Катя? Покажи Тиму, Катю.

Что делают Лена и Маша? Покажи их. Что делают Вика и Толя? Покажи Вику, Толю.

5.Перескажи рассказ. (Если ребенок не смог пересказать рассказ, то прочитайте его повторно.Предложите ребенку пересказать еще раз.)

6. Предложите ребенку отгадать загадку.

Пахнет в роще земляникой, солнце щеки обжигает. Догадайся и скажи-ка: это все когда бывает? (Летом)

7. Закрепить артикуляцию звука [с].

8. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [с]:маска, молоко, киска, ласточка, сон, мышонок, нос, колесо, сапоги, скамейка, аквариум, весы, корзина, пылесос, коза, ананас, сода, машина, усы, роза, осы, космонавт.

9. Проговаривать фразу со звуком [с] за взрослым несколько раз четко, спокойно, выразительно (громко, тихо, шепотом):

Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в соломе.

Обобщение по лексической теме «Осень». Звуки[а], [у],[и].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2. Закрепите с ребенком время года —осень

и попросите его произнести это слово несколько раз. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас осень.)
Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания.Закрепите приметы осени. Расскажите ребенку, что на улице
стало холодно,
часто
идут до­жди, листья
на деревьях
стали красными или желтыми,
они
опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы,
в садах и огородах
убира­ют овощи и фрукты.
Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

3.Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хму­рое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья

на деревьях,
улетающих птиц, одежду детей.
Попросите ребенка рассказать об осени по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:

• Какое время года на картинке? (Это осень.)

• Какое небо? (Небо хмурое.)

• Какие тучи? (Тучи темные.)

• Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)

• Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)

• Что делают птицы? (Птицы улетают.)

• Как одеты дети? Почему? (На улице холодно.Дети одеты тепло.)

4. Упражнение для пальчиков «Осенние листья».

Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Листья березы, листья рябины,
(Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках).
листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем,

маме осенний букет отнесем. («Шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук).

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у],[и]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, индюк, укроп, азбука, аквариум, избушка, утюг, улица, игрушки, индюк, аптека, адрес, автомобиль, уши, Ира, улитка.

Обобщение по лексической теме «Зима». Звуки[а], [у],[и], [о].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года — зиме. Закрепите приметы зимы: зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом, бывают сильные морозы, снегопады, метели, люди тепло одеваются, дети катаются на лыжах и санках.

Закрепите ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас зима.)
1. Рассмотрите с ребенком картинку «Зима». Задайте ребенку вопросы и помогите ответить на них полными ответами, давая, если нужно, образец:

Какое время года на картинке? (На картинке зима.)

Почему ты так думаешь?
(На земле лежит снег. В воздухе кружатся снежинки. На дереве сидят снегири.)
Как одеты дети? Почему?
(Дети тепло одеты.На улице холодно.)
Что делают дети?
(Дети лепят снеговика.)
3. Во время прогулки побеседуйте с ребенком о зиме, вместе с ним назо­вите приметы зимы (они выделены во втором пункте). Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Покажите ребенку и помогите ему запомнить: снег белый, пушистый, холодный, мягкий; лед твердый, гладкий, блестящий.

Произнесите эти словосочетания несколько раз.

4. Помогите ребенку составить рассказ о зиме с помощью вопросов:Какое время года наступило? (Наступила зима.)

Что лежит кругом?
(Кругом лежит снег.)
Что на реке?
(На реке лед).
Что на улице? Почему холодно?
(На улице мороз.)
Какое все вокруг?
(Все вокруг белое.)
Что делают дети?
(Дети катаются на санках…)
Повторите рассказ сами: «Наступила зима. Кругом лежит снег. На реке лед. На улице мороз. Все вокруг белое. Дети катаются на санках».

Затем рассказывает ребенок.

5. Потренируйте ребенка в произнесении слов:сугроб, снежинка, сосуль­ка, снегопад, хлопья.

6. Прочитайте ребенку стишок и попробуйте выучить его:

Я песком посыплю густо всю дорожку у ворот,

а еще ступеньки, спуски, потому что гололед.
(В.Нищев)
7. Упражнение для пальчиков «Прогулка». Сопровождать речь с движением пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щёку)

5. Закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], [о]. Поиграть в игру«Назови первый звук». Взрослый называет разные слова, ребенок называет первый гласный звук в слове: аист, утка, ива, облако и т.д.

Обобщение по лексической теме «Весна». Звуки[а], [у],[и] [о], [ы].

1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый)

2.Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Произне­сите вместе с ребенком слово весна,

научите отвечать на вопрос: какое сей­час время года?
(Сейчас весна.)
Обратите внимание ребенка на то, что весной
тает снег, появляются проталинки, начинается ледоход, прилетают птицы, пригревает сол­нышко, бегут ручейки.
Отработайте с ребенком произношение этих словосо­четаний. Помните, что ваша речь должна быть образцом для него. Настаивайте на том, чтобы он старался говорить как можно более четко.

3. Рассмотрите вместе с ребенком картинку по теме «Ранняя весна». Помогите ему составить рассказ по картинке из нескольких предложений. Наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Де­ти пускают кораблики.

Если ребенок затрудняется, сначала помогите ему ответить на вопросы:

• Какое время года на картинке? (На картинке весна.)

• Что делает солнышко? (Солнышко ярко светит.)

• Что делает снег? (Снег тает.)

• Что делают ручейки? (Ручейки бегут.)

• Что делают дети? (Дети пускают кораблики.)

3.Прочитайте ребенку стишок о весне. Предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».

За окном веселых птичек стая, расшумелись так, что не до сна.

На поляне снег уже растаял — значит, к нам опять пришла… (весна).

(В.Нищев)

5. «Ответь правильно». Развитие слухового внимания.

Весной солнышко греет или морозит?

Домашнее логопедическое задание в старшей группе, по лексической теме:»Огород. Овощи» —

ОГОРОД. ОВОЩИ.

Родителям рекомендуется:

· рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель,

огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;

· обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

· по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…).

Расширение словарного запаса детей:

Названия:

огурец, помидор (томат, картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручок, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, прополка.

Признаки:

красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, маринованный, консервированный, варёный, полезный, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной.

Действия:

сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, созревать, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

1.
«Убираем урожай».
Ребёнок должен уметь объяснить, почему так, а не иначе.

Морковь, свёклу, репу, редис — выдёргивают;

Огурцы, помидоры, кабачки, горох — срывают;

Капусту — срезают;

Картофель — выкапывают.

2. «Назови ласково»
(образование существительных в уменьшительной форме).
огурец ‒ огурчик

помидор ‒
помидорчик
перец‒
перчик
лук‒ лучок

горох‒
горошек
морковь ‒
морковка
3. «Чем мы наелись?»
(образование сущ. во множественном числе творительного падежа)
Помидоры ‒ мы наелись помидорами Огурцы ‒ мы наелись огурцами

Перцы ‒ мы наелись перцами Баклажаны ‒ мы наелись баклажанами

Бобы ‒ мы наелись бобами Кабачки ‒ мы наелись кабачками

4. «Скажи, какой? Какая?» (подбор однородных прилагательных к существительным)

Тыква какая?–
оранжевая, круглая, сладкая, большая, ароматная,…
Помидор какой?


круглый, мягкий, сочный, кисло-сладкий, витаминный,…
Овощи какие?


полезные, вкусные, сочные, спелые, разноцветные,…
5. «Есть – нет»
(родительный падеж единственного числа)
баклажан – нет баклажана

картофель –
нет картофеля
луковица –
нет луковицы
петрушка – нет петрушки

огород –
нет огорода
земля –
нет земли
грядка – нет грядки

корень –
нет корня
стебель –
нет стебля
6. «Что приготовим»
(образование относительных прилагательных от существительных)
Из картошки ‒ картофельное
пюре
Из тыквы –
каша тыквенная
Из огурцов –
салат огуречный
Из помидора –
салат, сок томатный
Из моркови – сок морковный

Из гороха –
суп гороховый
Из кабачков – икра кабачковая

Из чеснока –
соус чесночный
7. Пересказ рассказа по наводящим вопросам. КТО КАК ОДЕТ?

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

1.
Когда убирают овощи?
2.
Какие овощи убирали с огородов?
3.
Что осталось в огороде?
4.
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?
5.
(Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).

Логопедические игры по лексическим темам

«ОДИН – МНОГО»

Задачи: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз и т.д.

«БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

Задачи: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Например: кот – котик – котище, собака – собачка – собачище и т.д.

«ОГРОМНЫЙ»

Задачи: образование существительных с увеличительным суффиксом -ИЩ

Например: кот – котище, корова – коровище

«КТО БОЛЬШЕ?»

Задачи: образование родственных слов

Например: кот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька и т.д.

«НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: у вороны – воронята, у совят – сова.

«НАЗОВИ СЕМЬЮ»

Задачи: образование существительных от существительных

Например: папа – кот, мама – кошка, дети – котята. Это кошачья семья.

«МНОГО»

Задачи: закрепление в активном словаре существительных

Например: много коров – стадо, много коней – табун, много собак – свора.

«ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»

Задачи: Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени.

Например: клюёт – клюют, летит – летают, машет – машут и т.д.

«КТО ТАК ДЕЛАЕТ?»

Задачи: учить подбирать глаголы к заданному существительному. Подбирать действия к предмету.

Например: она ловит мышей, мурлыкает, мяукает, лакает – это кошка.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Задачи: Образование глаголов от звукоподражаний.

Например: корова – мычит, овца – блеет, коза – блеет и т.д.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному

Например: длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Задачи: учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Например: она рогатая, большая, пёстрая – корова. Он высокий, быстрый, красивый – конь и т.д.

«ЧЕЙ?»

Задачи: образование притяжательных прилагательных от существительных.

Например: козий пух, коровье молоко, собачья морда и т.д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Задачи: составление сложносочиненных предложений с союзом [а] по образцу. Усвоение слов-антонимов.

Например: у лошади хвост длинный, а у свиньи…(короткий) и т.д. Кошка низкая, а лошадь…(высокая) и т.д.

«КАКОЙ ХВОСТИК?»

Задачи: Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: мягонький, пушистенький

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»

Задачи: Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных.

Например: у лошади длинная грива, она длинногривая; у козы длинная шерсть, она длинношерстная.

«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»

Задачи: употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА и т.д.

Например: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола и т.д.

«КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»

Задачи: Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В».

Например: собака живёт в конуре, корова живёт в сарае, кошка живёт в доме и т.д.

«ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»

Задачи: учить согласовывать числительные с существительными

Например: у кошки два котёнка, у козы три козлёнка, у овцы пять ягнят и т.д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]