Нормальная артикуляция гласных звуков
Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
- У:
- Губы вытягиваются вперед трубочкой.
- Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
- Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
- О:
- Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
- Зубы прикрыты губами.
- Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
- А:
- Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
- Передние зубы немного видны.
- Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
- И:
- Рот растянут так, что напоминает улыбку.
- Зубы слегка обнажены.
- Язык смещается вперед и вверх.
- Э:
- Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
- Зубы обнажены.
- До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
- Ы:
- Губы свободно раскрыты.
- Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
- Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.
Недостатки произношения гласных звуков
Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.
- Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
- Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
- Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
- Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
- Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
- Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.
Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.
- И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
- При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.
Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.
- Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.
Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.
Этап третий – автоматизация в речи.
Так как вам уже знаком этот термин, то мы его здесь упомянем, потому что он лучше всего объясняет последний шажок к правильному и красивому произношению. Итак, как вы уже поняли, вам предстоит научиться использовать ваш новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.
Теперь уже вы всегда и везде должны будете следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и ваш новый звук радовал слух. Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет вас смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.
Поделиться:
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие
можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.
Методика постановки гласных звуков
Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.
Первая из них предусматривает:
- Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
- Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
- Изменять громкость звука при его выговаривании.
- Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
- Различение гласных в слогах.
К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:
- Проговаривать звук изолированно.
- Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
- Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
- Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
- Различать гласные в слогах и словах.
Артикуляционная гимнастика
Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.
Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.
“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.
Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.
“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.
Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.
Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».
Английские парные согласные / b – p /
Теперь поговорим про обещанное отсутствие оглушения / озвончения звука. В русском языке есть процессы:
- когда глухой звук находится перед звонким, он тоже становится звонким: Топ десятка /тобд’ис’аткъ/,
- когда звонкий звук стоит в конце слова, он становится глухим: дуб /дуп/.
В английском языке глухой / p / не озвончается, находясь перед звонким звуком: stop B
ob /stɒ
p b
ɒb/.
А звонкий / b / не оглушается в конечной позиции. Он становится более слабым и кратким, но остается ЗВОНКИМ! В противном случае ты можешь изменить смысл слова: cab (такси) – cap (крышка)
.
Послушай, как Chris Rock произносит слово club
.
We stay in the club. We live in the club. We die in the club. We get our car washed in the club. We go to school in the club. We go to the cleaners in the club.
С самого начала видео
ЗАДАНИЕ.
Перед тобой слова, оканчивающихся на / b / и / p /. Проговори их в соответствии с транскрипцией, не оглушая звук / b / на конце. Помни, что звук / b / становится более слабым, а / p / произносится с частичным придыханием.
cub
/kʌ
b/ cup
/kʌ
p/
lib
/lɪ
b/ lip
/lɪ
p/
pub
/pʌ
b/ pup
/pʌ
p/
robe
/rəʊ
b/ rope
/rəʊ
p/
tab
/tæ
b/ tap
/tæ
p/
cab
/kæ
b/ cap
/kæ
p/
rib
/rɪ
b/ rip
/rɪ
p/
bub
/bʌ
b/ bump
/bʌm
p/
club
/klʌ
b/ clump
/klʌm
p/
Когда ты освоил все детали правильного произношения, закрепи результат скороговорками.
Для звука / b /
- A British builder built a building of brown bricks. A Bulgarian builder built a building of black bricks.
- A big black bug bit a big black bear, a big black bear bit a big black bug.
- Betty’s baby’s name is Barby. Betty’s Barby is a bad-bad boy. Baby Barby is a badbad baby. Betty bought a bright blue blanket for her baby-boy.
Для звука / p /
- Pretty Polly Perkins has a pair of pretty plaits.
- Peter Piper picked a peck of pickled pepper, a peck of pickled pepper Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled pepper, where’s the peck of pickled pepper Peter Piper picked?
- Pablo Picasso put off his palette, paintbox and paintbrushes. And painted with pen a picture of a peaceful place in Paris. With a pink palace and a paled park plenty of pretty plants. What’s the possible picture’s price?
Индивидуальные занятия в трудных случаях
Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы постановки проблемных звуков.
Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.
Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.
Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.
Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.
Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.
Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.
Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.
При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.
Первый прием – диагностика.
Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.
Первое, что будет делать логопед на приеме – это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения . То есть органы речи и слух функционируют нормально.
Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.
Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.