Тематическое занятие по развитию речи «Домашние животные»
- Как рассказать ребёнку про домашних животных?
- Как помочь ему запомнить «имена» мам и малышей животного мира?
- Как использовать эту лексическую тему для организации занятия по развитию речи дошкольника?
«Эврика» знает!
Мы научим вас, друзья, как грамотно объединить в одном занятии увлекательные игры, изучение лексической темы, автоматизацию трудных для произношения звуков и упражнения на формирование грамматического строя языка.
Занятие по картинке «В деревне»
Распечатайте эту или похожую картинку, положите её перед ребёнком и побеседуйте с ним по содержимому. План беседы должен соответствовать возрасту малыша.
Самых маленьких попросите показать пальчиком животных, которых они видели ранее на картинке, в мультиках или вживую (дома, на улице, у бабушки в деревне, в зоопарке). Пусть малыш в меру своих актёрских талантов продемонстрирует, как общаются между собой свинки, коровки и другие изображённые на рисунке домашние животные. Когда карапуз покажет всех, кого узнал, назовите ему остальных животных и птиц, расскажите, какую пользу они приносят человеку, как называют их малышей, где они живут и как «разговаривают».
С ребятами среднего дошкольного возраста (4–5 лет) и старше беседу по картинке «В деревне» можно построить по вопросам:
- Где происходят изображённые события?
В деревне, на ферме, в скотном дворе.
- Какие животные изображены на картинке?
Если ребёнок сразу использует обобщающее слово, попросите его перечислить животных отдельно. Если ребёнок начнёт с перечисления, помогите ему вспомнить обобщающее название. Следите, чтобы малыш не путал животных и птиц.
- Какие птицы изображены на картинке?
Ход беседы аналогичен разбору предыдущего вопроса.
- Кто изображён на картинке целым семейством?
Курочка, уточка, коза, овечка, лошадь, корова, свинья.
- Покажи мне и назови всех детёнышей на этой картинке.
Малыш должен показывать пальчиком и комментировать: «Жеребёнок, поросёнок, ягнёнок…» Если малыш не может вспомнить нужное слово, обязательно подскажите ему. Следите, чтобы все «малыши» были названы верно (никаких «конёнков» и «коровёнков»).
- Чем заняты [свинки | корова с телёнком | лошадь с жеребёнком | курочки | утята | собачка]?
Побуждайте малыша давать полные ответы. Просите объяснить, почему он так думает. Можно сочинять целые истории о том, например, что свинка и поросёнок долго чистили пяточки/ и устали настолько, что уснули прямо посреди лужицы. Они спят и улыбаются во сне, потому что видят полное корыто своих любимых желудей.
- Сколько на картинке [петушков | курочек | цыплят]?
Если ребёнку сложно ответить на этот вопрос, обсудите с ним, чем они отличаются. Убедитесь, что малыш не путает цыплят и утят. Проверьте, чтобы он не забыл посчитать цыплёнка, далеко отбежавшего от своего семейства. Повторите, почему маленьким деткам опасно в одиночку уходить от родителей или воспитателя.
- Кто на картинке кушает?
Курочки кушают зёрна и червячков, а коза с козлёнком жуют капусту. Вспомните, чем можно попотчевать остальных изображённых на картинке животных.
- Кто на картинке [бегает | спит | резвится]?
Вспомните слова для обозначения различных действий. Детям старшего дошкольного возраста предложите подобрать к действиям признаки: «Бегает быстро», «Спит сладко», «Резвится увлечённо».
- Сейчас все птички и животные дружно проводят время на общем дворе, но где их дом?
Собака и кошка могут жить в доме с людьми, но у сторожевого пса есть свой собственный домик — будка или конура. Птицы живут в птичнике. Козы, овцы и коровы в хлеву. Лошадки в конюшне. Ну-ка, кого мы забыли? Ты внимательно следил за картинкой?
Логопедические стишки и чистоговорки
Чистоговорки помогают автоматизировать сложные для ребёнка звуки. Они формируют чёткую дикцию и развивают фонематический слух. Вероятно, малышу так понравятся эти маленькие забавные стишки, что он захочет сочинить по их подобию собственные произведения. Что ж, думаем, вы будете только рады обнаружить у малыша поэтический талант.
Произносите каждую строчку несколько раз. Это не скороговорки: наша задача говорить не БЫСТРО, а ЧЁТКО. Меняйте интонации и громкость. Одним словом, наслаждайтесь процессом. Но, конечно, не забывайте следить, чтобы ребёнок старательно повторял чистоговорки за вами, верно произнося все звуки каждой строки.
ЗА-ЗА-ЗА ЗА-ЗА-ЗА, во дворе стоит коза, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, есть капуста у козы, ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗУ-ЗУ-ЗУ, покорми скорей козу. ОВА-ОВА ОВА-ОВА, рядом с ней стоит корова, ГА-ГА-ГА ГА-ГА-ГА, у коровы есть рога, МУ-МУ-МУ МУ-МУ-МУ, говорит корова: «Муууууу». ЕЧКИ-ЕЧКИ ЕЧКИ-ЕЧКИ, там красивые овечки, ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ, надо шерсть — стриги овец, ЦА-ЦА-ЦА ЦА-ЦА-ЦА, у ягнёнка мать овца.
Подобранные по теме «Домашние животные» весёлые логопедические стихи для детей — отличный материал для тренировки дикции и развития памяти. Прочитайте с ребёнком несколько стихотворений, а одно из них на выбор пусть малыш выучит наизусть.
«Поросёнок Хрюша»
Хрюша-поросёнок Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! «Подавайте мне урюк!» Поросёнок Хрюша, До того, как кушать, Ты возьми-ка мыло Да умой-ка рыло!
«Цыплята в детском саду»
Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пёстренькая курица. Миленькая курица, Ты ошиблась улицей: Это детский сад, Но не для цыплят!
«Колли для Поли»
Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли, Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле.
Игры на тему «Домашние животные»
«Слушаем внимательно»
Подготовьте аудиозапись с голосами домашних животных и проверьте, сможет ли ребёнок определить, чей голос звучит: кошки, собаки, лошади, коровы и т. д.
«Соедини»
Для этой игры понадобятся парные карточки из лексических подтем «Мамы и детёныши», «Кто что есть» и «Кто где живёт». Можно использовать картинки, в которых нужные изображения разделены на два столбика.
В первом случае вы кладёте перед ребёнком картинку, а он должен рядом положить пару — малыша для мамы, домик или корм животного.
Во втором случае нужно соединить карандашом соответствующие изображения. Можно чуть усложнить задачу, предложив коровье семейство соединить красным цветом, семью свинок — розовым и т. д.
«Кто убежал»
Игра на развитие внимания и зрительной памяти.
Положите перед ребёнком 4 карточки с изображением домашних животных. Пусть он внимательно их рассмотрит, а потом закроет глазки или отвернётся. Уберите одну карточку и попросите малыша снова посмотреть на стол. Кто «убежал»?
- Можно не убирать одну карточку, а менять их последовательность.
- Можно заменять одну или несколько карточек другими.
Подбирайте варианты игры в соответствии с возрастом и способностями вашего малыша.
Просите его озвучивать и пояснять свой выбор.
«Добрый хозяин»
Жили у доброго человека птицы и животные. Добрый хозяин их очень любил и поэтому всегда называл их очень ласково:
- Не корова — а коровка (коровушка).
- Не курица — а курочка.
- Не петух — а…
- Не собака — а…
- Не овца — а…
- и т. д.
«Опиши одним словом»
Так много птиц и животных живут с человеком. Помогают ему в быту и работе. Радуют его и веселят. А давай-ка, дружок, для каждого из них подберём определение:
- Петух — храбрый.
- Цыплёнок — маленький.
- Собака — верная.
- Кот — хитрый
и т. д.
Друзья! Лексическая тема «Домашние животные» обширна и открывает широкие перспективы для разносторонней педагогической деятельности. Мы обязательно вернёмся к ней ещё не раз. Чтобы не пропустить свежие публикации, подписывайтесь на наши новости и следите за нами в социальных сетях.
Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!