Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау
Авторы первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е. Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и поведение разъяснительной работы с родителями.
Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:
1) сопряженная речь
, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произношения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.
2) отраженная речь
предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.
3) ответы на вопросы по знакомой картинке
. Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.
4) самостоятельное описание знакомых картинок
;
5) пересказ
прослушанного небольшого рассказа. Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это, прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.
6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);
Рассказ — это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.
7) нормальная речь (беседа, просьбы)
— самая сложная для заикающихся, т. к. она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.
Е. Ф. Рау все занятия распределила по степени нарастающей сложности на 3 этапа.
1. – ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.
2. – проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на заданную тему, в пересказе сказки или рассказа.
3. – завершающий, закрепление приобретенных навыков плавной речи.
Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:
заученный текст;
отрепетированный вслух;
мысленно продуманный;
незнакомый текст, экспромт.
Методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау характеризуются определенной схожестью – в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы (2, 4).
Лечение заикания у детей и взрослых (+DVD)
Это отличное практическое руководство по использованию комплексных методик, программ и устройств, позволяющих устранить заикание. Приводится описание как традиционных, проверенных временем и показавших свою высокую эффективность способов коррекции заикания, так и новых, появившихся в последние годы методик.
В продаже здесь: www.labirint.ru/books/294599/
Видеоматериалы к этим методикам представлены на прилагаемом DVD. Также на диске находится программа Zaikanie.NET для коррекции заикания и логоневрозов, бесплатно предлагаемая читателям в рамках договора о сотрудничестве между Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и НИЦ Биокибернетики (Москва). Используя персональный компьютер, микрофон и наушники, вы или ваши близкие, имеющие проблему заикания, уже сегодня при помощи этой программы сможете получить ощутимую пользу и начинать восстанавливать плавность речи.
Книга рассчитана на родителей, старших школьников и студентов, сталкивающихся с проблемой заикания. Несомненно, издание представляет интерес и для профессионалов: логопедов, врачей-неврологов, студентов медицинских и педагогических вузов.
Смотрите также раздел: Развитие речи, логопедия для дошкольников. Там есть и другие издания по исправлению заикания.
Дополнительные проверки и исследования
Предпосылками для возникновения речевого дефекта могут выступать черепно-мозговые травмы, интоксикации, заболевания (гипертрофия, рахит) и тяжелые инфекции (корь, энцефалит, менингит, тиф и т.д.).
К причинам появления недуга относят также нервные потрясения и продолжительное психоэмоциональное перенапряжение.
МРТ и КТ
Для выявления органических поражений в центрально-нервной системе проводят МРТ и КТ.
МРТ позволяет диагностировать травмы, заболевания и новообразования, которые могли стать причиной речевого расстройства. КТ головного мозга позволяет выявить аневризмы и другие патологии.
Энцефалограмма (ЭЭГ)
ЭЭГ проводится для выяснения причин возникновения расстройства и позволяет исключить органические поражения ЦНС. При изучении результатов врач определяет локализацию и степень поражения ЦНС.
Реоэнцефалография
Обследование необходимо для выявления нарушений в сосудах головного мозга и оценки состояния кровообращения. В результатах РЭГ фиксируется степень снабжения кровью определенного участка, скорость кровотока и вязкость крови. Обследование проводится при заикании для выявления сопутствующих заболеваний.
Сбор анамнеза
Анамнез включает в себя следующие сведения:
- состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
- анализ общего развития ребенка;
- наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
- стрессы и физические травмы в детстве;
- скорость формирования речи;
- условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
- психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
- наличие заболеваний органов зрения и слуха.
Артикуляционная
Занятия для подвижности нижней челюсти
Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:
- Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
- Движение челюстью вперед-назад.
- Движение челюстью влево-вправо.
Зарядка для губ
Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:
- Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
- Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
- Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
Для укрепления мышц языка
Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:
- Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
- Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
- Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
- Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.
Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:
https://youtube.com/watch?v=5YFqnmhnK5I
Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания
Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.
Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.
Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?
«Цветочный магазин»
Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.
Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.
После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.
«Свеча»
Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.
«Певец»
Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.
Психологические на развитие голоса
Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм
При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен
Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.
Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.
Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».
Метод Стрельниковой
Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.
«Ладошки»
При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.
На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.
Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.
«Погончики»
Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.
«Насос»
Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.
Видео о развитии речевого дыхания при заикании:
Возрастные особенности
В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.
В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.
Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.
Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.
Общие моменты коррекции
Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:
- индивидуальный подход;
- групповая работа;
- последовательность;
- систематичность;
- наглядность;
- сознательность.
Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.
Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.
Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.
Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.