Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата


Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Говорящие зубы

Анастасия Любалина

Администратор стоматологической клиники «Экостом»

Еще в раннем детстве нами осваиваются все речевые шаблоны, в том числе и речедвигательные эталоны каждого конкретного звука. Импульсы из головного мозга поступают к органам речи, в результате мы можем произносить звуки, а значит и говорить. Этот навык у большинства здоровых людей доведен до автоматизма еще в детстве и не утрачивается на протяжении всей жизни.

С возрастом в процессе жизнедеятельности у людей могут произойти различные изменения в строении зубочелюстной системы, например, потеря зубов. Причинами этому могут быть: смена молочного прикуса на постоянный (если растягиваются сроки данного процесса), генетические забо- левания, снижение иммунных процессов, сахарный диабет, травматизация, недостаточная гигиена полости рта в домашних условиях или несвоевременное обращение в стоматологическую клинику, а также несоблюдение мер профилактики и рекомендаций стоматолога и многое другое. Безусловно, данные изменения повлекут за собой характерные вторичные нарушения в эстетике лица, пищеварительного процесса, и, конечно же, речевой деятельности, в частности звукопроизношения.

Несмотря на высокие компенсаторные возможности (как мы знаем, зубочелюстная система способна саморегулироваться в условиях адаптации к изменяющимся внешним условиям), чем больше возраст человека, тем в большей степени страдают уже отточенные навыки. Рассмотрим подробнее механизм нарушений.


При потере зубов органы зубочелюстной системы (в большей степени язык) стремятся «заполнить» собой образовавшееся пустое пространство. В этом случае язык принимает неадекватное для себя положение как в покое, так и в процессе звукообразования. Губы и щеки как бы «проваливаются» в месте отсутствия зубов. В связи с этим нарушаются все речедвигательные уклады, следовательно, нарушается звукопроизношение по типу искажения.

В зависимости от того, в каком сегменте отсутствует зуб или сразу несколько зубов, соответственно нарушается произношение разных групп звуков. Наиболее четко нарушения проявляются при полной адентии, когда в полости рта отсутствуют все зубы. В этом случае нарушенным оказывается произношение всех звуков речи.

Рассмотрим примеры.

В зависимости от локализации утраченных зубов нарушается произношение следующих групп звуков:

1. губно-зубные звуки [В], [Ф] и их мягкие варианты, если нет нижних резцов. В процессе произношения данных звуков участвуют нижняя губа и верхние резцы. Зубы как бы опираются на нижнюю губу, а струя воздуха проходит препятствие в виде «забора» из зубов. В случае отсутствия верхних резцов, воздушная струя не преодолевает преграду, создаваемую органами артикуляции, а значит произношение искажается.

2. Зубные звуки [Д], [Т], [Н], [Л], их мягкие варианты и звук [Ц]. В процессе произношения данных звуков язык как бы отталкивается от задней стенки верхних резцов. При отсутствии передних зубов на верхней челюсти язык «проваливается» в пустое место в зубном ряду, не давая органам артикуляции совершить нужные движения. Произношение звука становится нарушенным.


3. Небно-зубные звуки [Ш], [Щ], [Ж] В процессе произношения данных звуков боковые края языка упираются в заднюю стенку жевательных зубов, а при их отсутствии он занимает пустующее пространство, изменяя речедвигательный уклад произносимого звука, затрудняя его произношение.

Специфичной для людей с неполным зубным рядом является так называемая «шепелявость». Это изменение в произношении связано с неправильным положением органов артикуляции в полости рта, с нарушением алгоритма движения этих органов. В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми. Особенно остро этот вопрос стоит перед людьми «речевых профессий» (дикторы, учителя и т.п.). Характерным для пациентов является переход на шепотную речь, ведь это маскирует недостаток произношения.

Самым современным и действенным способом избавиться от недуга является восстановление зубного ряда осредством операции имплантации и протезирования. При установке ортопедических конструкций пациенту возвращают анатомофизиологическую целостность зубочелюстного аппарата. Вследствие этого органы речи вновь возвращаются в нормальное и привычное состояние в покое, а также принимают правильное положение в процессе речеобразования.

Чем раньше пациент обращается с данной проблемой к специалистам соответствующего профиля, тем вероятнее полное восстановление звукопроизносительной стороны речи в короткие сроки.

Мнение специалиста

Виталий Зоткин

Врач — стоматолог-ортопед клиники «Экостом»


Изменения в речи пациентов, связанные с потерей зубов, всегда очевидны и сразу выдают проблему. Опытный специалист может определить локализацию утраченного зуба на слух, вплоть до сегмента и порядкового номера, уже на этапе первичной консультации.

Для многих пациентов, особенно тех, чья профессия связана с речевой коммуникацией, помимо прочих преимуществ протезирования и имплантации, очень важен результативный показатель восстановления правильной речи. Как ни странно, этот пункт — один из самых важных в ортопедической стоматологии. Необходимо понимать, чтобы добиться желаемого результата, нужно максимально точно подобрать методы работы и, конечно, материалы будущей конструкции. На высокоточном оборудовании с помощью компьютерных технологий стоматологи-ортопеды вместе с зубными техниками восстанавливают полную анатомию утраченных зубов с учетом всех индивидуальных особенностей зубочелюстной системы каждого конкретного пациента.

В процессе лечения специалист обязан предупредить пациента о том, что после установки конструкции речевая функция восстановится не сразу. Это связано с тем, что органы полости рта, отвечающие за речеобразование, некоторое время «существовали» в условиях отсутствия зубов и успели привыкнуть к ним. Должен пройти адаптационный период. Привыкание к протезу может быть долгосрочным, возможно потребуется коррекция изделия. Для сокращения адаптационного периода применяются тренировочные упражнения, например, чтение стихов вслух, проговаривание скороговорок, а также артикуляционная гимнастика.

Как правило, во всех случаях после установки ортопедической конструкции произношение нормализуется полностью, что особенно ценно для пациентов.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Этапы формирования речи

Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:

  1. Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
  2. Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
  3. В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.

Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.

Реализация речевой функции

За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:

  • импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
  • экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.

Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.

Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:

  1. Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
  2. Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
  3. Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
  4. Лексика. Изучает словарное богатство языка.

Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]