Особенности логопедии как части педагогической деятельности
Несмотря на то, что логопед помогает поставить речь, занимается развитием ребенка, данная профессия относится не к медицинской, а педагогической отрасли (хотя можно сказать, что здесь сочетаются действия от каждой из них). В дословном переводе с греческого языка «логопедия» означает «воспитание/развитие речи».
В чем заключается работа логопеда?
Специалист рассматриваемой области занимается предотвращением, устранением и изучением нарушений в произношении, речи человека (притом независимо от возраста). Эксперты рекомендуют обращаться к логопеду в детстве, когда все легче исправить. Поставить правильную речь взрослому человеку, который десятилетиями не мог выговорить или правильно сформулировать речь, крайне сложно, но возможно.
Логопед – это не просто педагог. Он одновременно с педагогической и отчасти медицинской деятельностью выполняет научную функцию, стараясь найти соответствующее объяснение дефектам, подобрать соответствующие или разработать новые способы их устранения и пр.
Работа логопеда складывается из следующих этапов:
- Беседа с учеником с целью определения аномалий речи и разработки плана занятий;
- Корректирование речи и устранение проблем с помощью специальных упражнений, занятий и пр.
- Закрепление изменений: дополнительные занятия и разработка рекомендаций для родителей и детей.
Опытные логопеды помогают справиться с трудностями за несколько занятий, но для закрепления эффекта пациентам желательно пройти полный курс (около 7-10 сеансов).
Чаще всего к логопедам обращаются родители, имеющие детей дошкольного и школьного возраста, когда они не выговаривают определенные звуки или буквы, путают местами слоги, затрудняются в вываривании слов, имеют медицинские показания для занятий со специалистом и пр.
употребляют окружающие люди;
подчеркиваются примером людей.
Но фонемами, которые есть в языке взрослых, детям необходимо будет овладеть позже, затрачивая большие усилия. Ребенок на пути от лепета к диалогу с самим собой:
учится отличать одни звуки от других;
стремится общаться с другими;
пытается им что-то сообщить.
Эмоционально-положительное отношение со стороны взрослого формирует коммуникативную потребность у ребенка.
Взрослый использует речь в общении с ребенком в возрасте 1-6 месяцев только для того, чтобы передать ему свое эмоциональное расположение. Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого доставляет малышу большую радость.
При общении же с ребенком в возрасте 6-12 месяцев взрослый вынужден создавать специальные условия для развития понимания ребенком его речи. Сначала голосом определенной интонации взрослый спрашивает, где находится тот или иной предмет. При этом у ребенка возникает ориентировочная реакция. Затем взрослый показывает предмет (желательно, находящийся в одном и том же месте). У ребенка в ответ происходит эмоционально-положительная реакция: «Вот он». Взрослый еще несколько раз повторяет название этого предмета, в связи с чем у ребенка закрепляется связь между названием предмета и его нахождением. Это и есть качественная форма понимания речи
Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка. Вначале он только смотрит на предмет, потом стремится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому (или просто указывает на него).
С началом понимания речи взрослых и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения и называния все новых и новых предметов.
К концу первого года усвоение речи приобретает систематический характер. Она становится одним из важнейших средств расширения возможностей общения со взрослым.
Родителям важно осознать необходимость верно произносить слова и знать грамматику, для того чтобы передать ребенку навыки правильной речи.
Ситуация. Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.
Коле (2 года 5 месяцев), наоборот, мало читают, с ним довольно мало общаются, но зато мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуются красивыми рисунками.
Чего не учитывают мамы этих мальчиков?
Решение. Мама Миши забывает о необходимости сочетать то, что слышит ребенок, с наглядным образом. А мама Коли не учитывает важность связи видимых зрительных образов с обозначающим словом. Обе мамы неправы еще и в том, что не придают значения развитию активной речи у своих детей.
Ситуация. Во втором полугодии жизни у ребенка появляется сильное стремление к подражанию. Это приводит к тому, что многие произносимые окружающими людьми слоги и сочетания слогов он начинает повторять.
Какое значение для развития детской речи имеет эхолалия?
Решение. Хотя эхолалия вначале выглядит как совершенно бессмысленное занятие, все же она обогащает детский запас звуков, сочетаний звуков, улучшает их ритмику, то есть подготавливает сырой материал для будущей речи.
Если общение, связанное с удовлетворением потребностей ребенка, проводить только на уровне жестов, то у него возможна задержка в освоении активной речи.
Ситуация. Мама обращается к Свете (6 месяцев), спрашивая: «Где часики?». «Вот», — показывает девочка.
Свидетельствует ли это о том, что Света понимает обращенную к ней речь?
Решение. Нет, это еще ни о чем не говорит. У девочки образовался условный рефлекс на слово «часики» как на звуковое сочетание. Света еще не в состоянии представлять себе звук в качестве «знака». Это один из примеров так называемых дрессировочных приемов, когда мама, показывая на часики, произносит их название.
Ситуация. Мама обращается к дочке (6,5 месяца) и спрашивает: «Где Миша?». Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса и видит: мама показывает ей мишку. Девочка улыбается, показывает пальцем: «Вот!».
Что нужно делать родителям, чтобы их дети быстро осваивали новые для себя слова?
Решение. Необходима многократность повторений слов взрослыми, чтобы у ребенка возникли связи произнесенного слова, интонации, с которым оно произносится, с предметом, на который указывают. Первоначально важно и постоянное местонахождение предмета. Интонация голоса создает эмоциональный тон.
К концу первого года жизни у ребенка возникает устойчивая связь между названием предмета и самим предметом, которая выражается в поиске предмета и нахождении его. Это есть начальная форма понимания речи.
Ситуация. Есть такое суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут спровоцировать изменение материнской речи».
Справедлива ли такая точка зрения? Дайте психологическое обоснование.
Решение. Да, справедлива. В период освоения ребенком речи родители стараются говорить при нем очень отчетливо, употребляют больше вспомогательных глаголов. Ведь родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы передать ребенку навыки правильной речи.
* * *
Прежде чем приступить к усвоению речи, ребенок должен пройти три стадии:
выразительного лепета;
бессмысленного подражания;
понимания сказанного.
Наличие этого есть предпосылка к познанию настоящей речи.
Вопрос. Одинаково ли быстро все дети овладевают речью?
Ответ. Нет, далеко не одинаково. Быстрее начинают говорить девочки и те дети, у которых есть младшие братья и сестры.
Ситуация. Младшие братья и сестры обычно быстрее и легче выучиваются говорить, чем первенцы.
Дайте возможные объяснения этому явлению.
Решение. Младшие братья и сестры быстрее учатся говорить, так как они учатся не только у взрослых, они многое перенимают и от старших детей в семье, причем речь последних для детского восприятия более доступна.
Ситуация. Развитие речи у детей, чьи родители малообразованны, происходит позднее, чем у детей, мама и папа которых получили хорошее образование.
Почему так происходит?
Решение. Люди из низших классов общества не располагают достаточным количеством времени и необходимой степенью образованности, чтобы постоянно заниматься со своими детьми, часто разговаривать с ними. То же самое можно сказать и о тех родителях, которые очень заняты на работе и не имеют возможности для нормального общения с детьми.
Ситуация. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев же что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за своим чадом произнесенные им слова. Это поощряет ребенка к дальнейшему разговору: приятно узнать, что взрослый тебя понимает. Но мама одного малыша однажды задумалась над тем, как же надо произносить слова: или искажая их в подражание своему ребенку, или правильно, так, как говорят взрослые.
Как нужно взрослому произносить слова в присутствии ребенка?
Решение. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная, как слово произносится правильно, не сразу может его выговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.
Ситуация. Ребенок усваивает речь с помощью выразительного лепета, бессмысленного подражания.
А как происходит понимание им сказанного?
Решение. Это происходит путем обращения к предмету, с помощью его называния. Например, «часики» — «тик-так», «кошка» — «киса» и т. д.
Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?
Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня «вложила» в будущего гения программу ритмики русского языка.
Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития.
Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании «р» и «л».
Каким образом можно использовать эту особенность при воспитании ребенка?
Решение. Обучение чужому языку надо начинать как можно раньше. И легче всего это делать, если дети растут в двуязычной среде.
Не все дети овладевают первыми словами легко и просто. У многих из них возникают различные сложности и проблемы.
Задержки речевого развития
Причины | Необходимые действия взрослого |
1. На стадии эмоционального общения со взрослым общение сводится к выражению взаимной | Организовывать предметное взаимодействие с ребенком |
любви ребенка и взрослого, обмену ласками, улыбками (все понятно без слов) | |
2. На стадии называния ребенок привык повторять слова вслед за взрослым, но в общении с другими людьми словесная речь заменяется жестами, движениями, взглядами и т. д. Это невротизирует ребенка, отсюда появляются капризы, плач | 1. Включать в предметное действие активную речь ребенка (например, сопровождать показ игрушки рассказом). 2. Сотрудничать с ребенком по типу: «Давай вместе». 3. Вместе слушать пластинки. 4. Создавать условия для речевого общения |
3. Ориентация на предметный мир выражается в том, что ребенок подолгу манипулирует предметом, погрузившись в собственный мир, и не реагирует на окружающих людей. Например, он увлеченно моет машинку и не замечает находящегося рядом взрослого. Зато он все делает сам (взрослый как партнер ему не нужен) | 1. Не окружать ребенка множеством игрушек и не оставлять одного на длительное время. 2. Показывать новую игрушку и действия с ней, организовывать совместную игру. 3. Обучать ребенка играм, в которые нельзя играть одному. 4. Предметным действиям придавать «человеческий» характер (например, куклу жалеть, кормить, называть по имени) |
4. «Детские» слова типа «бу-бу», «лю-ка», «ня-ня» употребляются, потому что правильное произношение слов затруднено: — из-за несовершенства артикуляции; — из-за слухового восприятия лишь окончаний слов | 1. Обращаясь к ребенку, говорить четко и ясно. 2. Добиваться от ребенка внятного произ- ношения (в речи детей может встречать- ся замена одних звуков другими, их смещение и т. д.) |
5. Стремление к речевому развитию. Как только ребенок хорошо начал говорить, на него обрушивается поток информации. С ним много разговаривают, учат, рассказывают, а малыш старается демонстрировать свои способности. Следствием обилия новых знаний и впечатлений могут стать нарушение сна, вялость, капризы | 1. Ребенку необходимо предоставлять время для отдыха. 2. Нужно освободить его от лишней информации. 3. Организовывать прогулки в обществе сверстников |
Особенности обучения логопедов
Логопедия – это лишь общее направление подготовки специалистов педагогической специализации. На самом деле в этой отрасли существует масса разновидностей, подгрупп: логомассаж и логоритмика (логопед-массажист), логопед-дефектолог, логопед-психолог, логопед (специалист общего профиля) и пр.
Освоить данную профессию можно буквально в каждом третьем учебном заведении профессиональной подготовки, где действует факультет педагогики и психологии, в медицинских ВУЗах и СУЗах.
Где нужна помощь учителя-логопеда?
На первых курсах студенты осваивают общеразвивающие дисциплины, затрагивающие базовые знания в выбранной ими отрасли, а также предметы для общего развития. Как правило, к ним относят углубленное изучение биологии, анатомии, математики, истории, иностранный язык и пр.
Начиная с 2-3 курсов учащиеся приступают к изучению профильной части с уклоном на такие направления, как педагогика, психология и частично медицина.
Педагогические дисциплины призваны помочь эксперту установить контакт с ребенком или человеком, найти к нему подход, учесть его способности и возможности, обучить новым приемам выговаривания и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
дипломные магистерские диссертации
Психология позволяет решить проблему посредством психосоматики, изменения внутренних рецепторов, блокирующих правильную постановку речи, убедить подопечного в том, что ему все посильно (ученые давно доказали, что все проблемы у нас в голове, на психологическом, психоэмоциональном уровне).
Медицинская часть – особо интересная конкретным направлениям логопедии, где требуются определённые навыки (например, массаж, артикуляция и пр.).
Студенты-логопеды в обязательном порядке выполняют курсовые работы, проходят практику в педагогических и медицинских заведениях, совершенствуя свои профессиональные навыки.
Квалифицированный и ответственный логопед будет специализироваться на конкретных нарушениях и аномалиях речи. Чаще всего родители ищут профи в своем деле, который помог пациентам с определенной проблемой: невыговаривание букв, заикание, проблемы при чтении и пр. Логопед может работать с разными отклонениями, но наибольший эффект чаще всего достигается, когда он специализируется на более узкой части.
Дипломированные специалисты успешно трудятся в самых разных учреждениях: детских садах, школах, реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, развивают частные центры и пр.
Важно отметить, что стать квалифицированным логопедом можно разными способами: поступление в СУЗ или ВУЗ, прохождение специальных курсов по переподготовки (но ни подходят только тем, кто уже имеет за плечами педагогическое образование).
Публичный доклад логопеда
Екатерина Конева
Публичный доклад логопеда
Публичный доклад — одно из средств обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности муниципального образовательного учреждения.
Я решила рассказать об основных результатах и проблемах функционирования и развития логопедического кабинета при дошкольном образовательном учреждении МДОБУ № 8.
Дошкольное образовательное учреждение «Огонек»
функционирует с 1985 года.
В 2005 году по результатам государственной аттестации и аккредитации дошкольному учреждению присвоена вторая квалификационная категория.
Приоритетным направлением детского сада является познавательно — речевое развитие детей.
В сентябре 2000года, с целью оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, был открыт логопедический пункт. Зачисление осуществляется на основе диагностики, проводимой в начале учебного года.
Полученные данные передаются в Управление образования города.
Все дети с дефектами речи ставятся на логопедический учет. С этой целью заведен журнал регистрации. Составляется речевой профиль детей, посещающих логопедические занятия. Обеспечение эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса — педагогов, родителей, детей в едином образовательном пространстве способствует всестороннему развитию личности дошкольника.
В дошкольном учреждении коррекцию речи осуществляет логопед. Стаж работы более 30 лет.
Окончила Иркутский государственный педагогический институт, дефектологический факультет по специальности олигофренопедагог, учитель-логопед.
Ведущее направление деятельности логопедического пункта — осуществление коррекционного процесса детей старшего дошкольного возраста. С этой целью дети объединены в группы по 4-6 человек и подгруппы, 2-3 ребенка, с учетом возрастных особенностей и характера речевого нарушения. Продолжительность занятий варьируется от 10 минут индивидуально, до 35 минут группами. Частота логопедических занятий зависит от степени выраженности речевого дефекта.
Коррекционная работа с детьми дошкольниками осуществляется по компилятивным и авторским программам ведущих специалистов дефектологов, логопедов.
Высокое качество коррекционно — образовательной деятельности логопеда и педагогов детского сада позволяет добиваться хороших результатов, подтверждение чему является сравнительная диагностика речевых дефектов.
Успешная педагогическая деятельность отмечена грамотами и наградами.
Я активно занимаюсь пропагандой логопедических знаний среди родителей.
В детском саду прошли конкурсы: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо»
,
«Лучшая тетрадь для домашних заданий»
,
«Волшебный цветок»
,
«Наш учитель- логопед»
,
«Чудо елочка»
,
«Моя любимая буква»
и другие.
А так же праздники: «Красивой речи»
,
«День рождения звука»
,
«Веселая полянка»
. «Организация коррекционного процесса дошкольников осуществляется в соответствии с нормами САНпина и соблюдением охранительного режима. Площадь
логопедического кабинета 18 кв. м. отвечает педагогическим и санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Кабинет приспособлен для проведения индивидуальных и подгупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.
Рядом
с кабинетом есть дополнительная площадь, которая оборудована и оформлена под речевой дворик. Логопедический кабинет оборудован необходимым инвентарем, игрушками, пособиями, методической литературой, ноутбуком и компьютерными речевыми играми.
Особое внимание уделяется работе логопеда в коррекционно – развивающем процессе в рамках преемственности детский сад – школа.Основными задачами являются:
1. Осуществлять педагогическое сопровождение детей,нуждающихся в коррекции речевого развития.
2. Осуществлять педагогику поддержки ребенка и процесса его развития
в сотрудничестве логопедов дошкольного и школьного учреждений.
Основные сохраняющиеся проблемы:
1)Отсутствие программ для логопедических пунктов.
2)Перегруженность логопедических пунктов.
3)Нет должного финансирования логопедических кабинетов со стороны Управления образования.
4)Учебное расписание МДОБУ не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени.
На основе анализа логопедическойдеятельности я наметила следующие перспективы работы на следующий учебный год:
* Продолжать работу по проекту «Лаборатории ранней диагностики по выявлению детей с тяжелой речевой патологией»
* Спланировать работу по формированию речевых навыков у детей 2-3 лет.
Особенности выполнения дипломных работ по логопедии
Независимо от того, какую программу (бакалавриат, магистратура) Вы осваиваете, выполнение ВКР – неизбежно.
Дипломный проект по логопедии представляет собой научно-исследовательский шедевр с обязательной экспериментальной частью. В структуре выпускной аттестационной работы будут выделены теоретическая глава, освещающая основные аспекты в рамках выбранной темы: ключевые понятия, модернизация проблем с течением времени и учетом предлагаемы решений, современное состояние проблемы, методики ее диагностики и решения. Практическая часть призвана продемонстрировать реальные навыки новоиспеченного специалиста, его умения определять дефекты и действовать (устранять).
Особенности дипломной работы по логопедии
В ВКР автор должен детально описать теоретические и практические аспекты деятельности. Здесь будут присутствовать следующие элементы:
- Введение;
- Теоретическая глава: сущность и роль изучаемого направления, способы диагностики проблемы, распространённые (стандартные) варианты решений. Все это изучается строго в рамках темы ВКР.
- Практическая глава. Данный раздел пишется на примере конкретного объекта: один или группа лиц с отклонениями, соответствующими теме исследования. Как правило, материалы для написания данной части дипломной работы берутся из отчета по практике: анализируется группа подопечных, специалист определяет наличие дефектов и детей и предлагает способы решения. Притом будет лучше, если все рекомендации будут апробированы, а полученные результаты отражены в соответствующем финальном разделе.
- Заключение.
- Список литературы;
- Приложения.
Самая важная часть ВКР – практическая, где автор должен показать свои профессиональные навыки по правильной диагностике аномалий и предложить наиболее эффективные методы их решений с учетом особенностей подопечного. Здесь мало следовать конкретным методикам, правилам. Важно творчески подходить к процессу восстановления правильной речи: найти подход к ребенку, увлечь его или заинтересовать, играючи преподнести те или иные сложные упражнения, дать рекомендации родителям по выполнению «домашнего задания» и пр. Притом в этой части автор должен обосновать, почему он рекомендует тот или иной вариант коррекции речи.
Обязательными элементами практической главы ВКР логопеда будут: краткая характеристика объекта исследования (описание, кем будет заниматься специалист, на ком «экспериментировать»), диагностика аномалий и дефектов, разработка рекомендаций по их ликвидации, апробация результатов и пр.
После получения всех необходимых материалов, их грамотного структурирования, выпускнику останется лишь правильно оформить ВКР с учетом методрекомендаций Вуза и ГОСТов, а затем защитить перед аттестационной комиссией.
Топ-10 самых распространенных тем по логопедии-2020
Логопедия – одна из обширных областей наук, затрагивающих самые различные спектры деятельности. Поэтому здесь целесообразно выделить отдельные сегменты и соответствующие им темы дипломных работ.
Фонетико-фонематическое построение речи
- Нарушение звукового анализа у детей
- Особенности постановки интонации и детей с проблемами заикания
- Особенности постановки речи у детей дошкольного возраста с учетом выговаривания отдельных звуков
Лексико-грамматическое построение речи
- Причины нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников и школьников
- Специфика связных повествования у детей дошкольного возраста
- Методика построения связной речи у детей в возрасте…
Профилактика диагностика и коррекция аномалий речи
- Нарушения чтения и письма у учащихся начальных классов
- Профилактика и коррекция, постановка звуков у детей дошкольного/школьного возраста на примере
- Коррекция нарушений речи у детей с отклонениями в развитии
- Особенности логопедических занятий с детьми с отклонениями в развитии (на конкретном примере)
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь студентам педагогических и медицинских образовательных заведений в профессиональном становлении по специализации «Логопед». Наши специалисты облегчат учебный процесс: подготовят информационную базу для исследования, выполнят и оформят курсовой или дипломный проект. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход и конфиденциальность данных. У нас трудятся лучшие квалифицированные эксперты: педагоги ВУЗов, ученые, практикующие специалисты (в том числе педагоги и логопеды). Оформить заявку можно на нашем сайте.
Логопедия как наука
Семинар 1
1. Логопедия как наука
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Термин «логопедия» происходит от греческих корней логос – слово, пайдео – воспитываю обучаю; в переводе значит «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитании лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушение речи (расстройство речи / речевые нарушения / дефекты речи / недостатки речи / речевые отклонения / речевые патологии) – отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Признаки нарушений речи:
— речь говорящего не соответствует возрастной норме;
— не обусловлены диалектами и незнанием норм языка;
— закрепляются и спонтанно не устраняются;
— дают вторичные нарушения.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие задачи:
— Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
— Определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи.
— Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
— Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата)
— Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых расстройств.
— Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
— Систематизация речевых расстройств.
— Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
— Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
— Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как ее теоретическая так и практическая направленности.
Теоретический аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи тесно связаны.
2. Связь логопедии с другими науками
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.
Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
3. Онтогенез речевой деятельности
Исследователи выделяют различное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
— Подготовительный (до 1 года);
— Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет)
— Дошкольный (до 7 лет)
— Школьный (до 17 лет)
Остановимся подробно на характеристике этих этапов
1. Подготовительный этап (от 0 до 1 года)
С рождения у ребенка появляются крик и плач, способствующие развитию все отделов речевого аппарата. К 2 неделям появляется реакция на голос. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3 месяца лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.) С 5 месяцев ребенок пытается подражать слышимым звукам и артикуляционным движениям. С 6 мес. ребенок произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.) Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). С 10-11 мес. появляется реакция на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). К концу первого года жизни появляются первые слова.
2. Преддошкольный этап (от 1 до 3 лет)
Наступает с моментом появления первых слов. Ребенок внимателен к артикуляции взрослых, охотно повторяет за ними слова, при этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Например, слово «папа» может обозначать «пришел папа», «нет папы», «папа, подай» и т. п. Такая ситуационная речь ребенка сопровождается жестами и мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2го и 3го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К концу второго года в активном словаре ребенка в среднем насчитывается около 300 слов, к 3 годам – около 1000. Значения слов становятся более определенными. К началу 3го года начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом, потом примитивной фразой без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3. Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)
Активно формируется слуховое восприятия. Активный словарь стремительно увеличивается в 4-6 лет он составляет 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3х лет значительно усложняется структура предложения, дети 4го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями, но наиболее употребительно простое распространенное предложение. На 5м году жизни дети свободно пользуются структурой ССП и СПП. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40-50 предложений. К 4 годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. В этот период ребенок уже дифференцирует гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же возрасту заканчивается формирование звукопроизношения.
4. Школьный этап (от 7 до 17 лет)
Главная особенность этого периода – сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построение высказываний. Ведущая роль принадлежит письменной речи.
4. Анатомо-физиологические механизмы речи
Знание анатомо-физиологических механизмов речи (строения и функциональной организации речевой деятельности) позволяет, во-первых, представить сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подойти к анализу речевой патологии, в-третьих, определить оптимальные направления коррекционного воздействия.
К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы – в первую очередь, двигательный, слуховой и зрительный.
Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.
Корковый анализатор представлен первичными, вторичными и третичными полями. «Центры» речи, как ограниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функция, выделяются достаточно условно. Они расположены в третичных зонах. В осуществлении речевой деятельности главенствующее значение имеют лобная, височная, теменная и затылочная доли доминантного полушария (левого у правшей).
Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов лобных извилин, где локализован центр Брока (задняя треть нижней лобной извилины). Его функция – линейная организация речевого потока, переключение с одной языковой единицы на другую. За центральной Роландовой бороздой находится дополнительная моторная область, отвечающая за формирование и воспроизведение артикуляционных укладов. Решающую роль в восприятии слышимой речи играют височные извилины, где локализован центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины). Различие фонем, «узнавание» слов, понимание их точного значения. Область под зоной Брока отвечает за речеслуховую память. Значение слова осознается благодаря зрительному образу. Зрительные образы явлений и предметов, известных человеку, «хранятся» в зонах теменной области. Так же в теменных долях находятся семантические поля. В процессе речевой деятельности все «центры» задействованы.
Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы – команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные – несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.
Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений.
Ретикулярная формация ствола мозга и некоторые подкорковые образования (красное ядро, чёрная субстанция мозгового ствола) составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы – подготовка двигательного акта.
Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов, которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд – назад.
Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного.
1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы.
Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев. Главным звеном процесса является выдох, он значительно длиннее вдоха. Вдох происходит через рот и нос, выдох – через рот. Объём вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза. Для этого подключается максимальное количество мышц (в том числе, мышцы брюшного пресса). Более рациональным и адекватным для фонации является или диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объём воздуха, но и оптимальная пластичность движений.